Файл: Правовое государство и гражданское общество(Понятие «гражданское общество» и «правовое государство»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1073

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной культуре при всем понимании ценности духовности и духовного воспитания на первом месте стоят вопросы социальные, экономические, политические, правовые и т.д. И вопрос о том, каково содержание понятий «гражданское общество» и «правовое государство» представляет сегодня большой интерес не только для взрослых людей, но и для нас - подрастающего поколения. «Почему?», - спросите вы. Ответ очевиден: «Потому что нам предстоит в скором будущем жить в этом мире взрослых и нам необходимо знать, в какой мир мы вступаем». Я, вслед за учеными- специалистами в области изучения государства и права, отмечу, что «Идея утверждения права в общественной жизни своими корнями восходит еще к тому периоду в истории человечества, когда возника­ли первые государства». Некоторые исследователи пишут, что «в настоящее время в мире, думается, еще нет государства, которое бы полностью соответствовало идеалу существующих представлений о правовом государстве». Поэтому, когда говорят о правовом государстве, скорее имеют виду некий идеал, который желательно до­стичь. Такая же ситуация обстоит и с понятием «гражданское обще­ство».

Целью данной работы является изучение правового государства и гражданского общества, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть государство и общество;

- изучить гражданское общество как признак правового государства;

- рассмотреть правовое государство и развитие гражданского общества.

Объект исследования – государство и общество.

Предмет исследования – правое государство и гражданское общество.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

1.1 Понятие «гражданское общество» и «правовое государство»


Гражданское общество - это уровень развития общества, кото­рое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реали­зацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судь­бу.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Ев­ропе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философ Джон Локк. По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем прав, который был позволен общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции французского мыслителя Жан-Жака Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах немецких фило­софов Георга Гегеля и Карла Маркса. По выражению Карла Маркса, гражданское общество - это «подлинный источник и театр всей исто­рии».

Гражданское общество сегодня может быть понято в виде соци­ального, экономического, культурного пространства, в котором взаи­модействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представ­ляет собой пространство тотально предписанных взаимоотношений политически организованных структур. Гражданское общество и гос­ударство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государ­ство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человеческого общежития.

Основой процесса становления гражданского общества высту­пает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта.

Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер (экономики, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений).

Как известно, гражданское общество невозможно представить себе вне связи с правовым государством, для которого, в первую оче­редь, характерны такие признаки, как верховенство закона во всех сферах жизни общества; разделение властей на законодательную, ис­полнительную и судебную; взаимная ответственность личности и государства и т.д.

Важной чертой правового государства является то, что оно об­служивает потребности гражданского общества и правовой экономи­ки, которые служат гарантом свободы и благосостояния.

В условиях современного российского общества проблема гражданского общества как важный элемент модернизационного про­цесса, переживаемого государством, набирает свою актуальность. За последние десятилетия в России наблюдаются существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Исследователи отмечают, что в целом стране создан неплохой экономический фун­дамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, которые должны способствовать закреплению свободы слова. Но действительность демонстрирует недостаточность наблю­даемых экономических, политических изменений в вопросе совер­шенствования общеправовой и общегражданской ситуации в мире.


Как оценивают эксперты, позитивные изменения в вопросе строительства гражданского общества в России требуют: 1) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование системы демо­кратических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни. Вместе с тем, необходимо пробуждение осознанного и ответственного отношения самих граждан к своим гражданским позициям.

На первый взгляд, словосочетание «правовое государство» мо­жет показаться не совсем правильным, чрезмерным, так как обяза­тельным признаком любого государства является наличие права. Но в понятие «правовое государство» вкладывается иной, более глубокий смысл, чем просто наличие в государстве права.

Родоначальником теории правового государства считается ан­глийский философ Джон Локк.

Сущность правового государства заключается в первенстве пра­ва над властью, то есть, когда действия власти ограничиваются, стоя­щим над ней законом. В правовом государстве не будет двойных стандартов, а все будут соблюдать право и закон, гармоничное соче­тание которых является неотъемлемым признаком гуманного обще­ства.

Таким образом, описав понятия «гражданское общество» и «правовое государство», можно сделать вывод, что в правовом государ­стве, где есть гражданское общество, гражданину гарантированы успешные условия жизни, труда и отдыха.

1.2 Гражданское общество как признак правового государства

Функционирование государственного механизма невозможно без построения гражданского общества в государстве, поскольку именно развитое гражданское общество способствует реализации основных принципов правового государства, именно как государства, связанного правом и находящимся на службе у общества. Не случайно Президент Российской Федерации обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия личности, общества и государства с позиции их взаимной ответственности в контексте реализации конституционных норм, провозглашающих Россию правовым государством[1]. Все это, безусловно, позволяет говорить о высокой степени актуальности вопросов, связанных со становлением, развитием и функционированием гражданского общества в государстве.


В научной литературе нет единого подхода к определению понятий «гражданское общество» и «правовое государство», как и нет четкой устоявшейся позиции о том, чем выступает гражданское общество по отношению к правовому государству - одним из основных принципов его функционирования или все-таки специфическим признаком, позиционирующим его именно как государство правовое. Многие правоведы не выделяют и не рассматривают признаки правового государства, ограничиваясь лишь анализом его принципов[2]. Однако некоторые ученые все же разделяют такие понятия, как «признаки правового государства» и «принципы правового государства»[3]. С нашей точки зрения это вполне справедливо и оправдано, так как принципами правового государства выступают основные идеи, начала, в соответствии с которыми правовое государство формируется, то есть принципы характеризуют динамику формирования и функционирования правового государства. Данную динамику следует раскрыть в виде реализации таких основных принципов, как верховенство права, разделение властей и взаимная ответственность государства, общества, личности.

Признаки же правового государства позволяют выделить его основные черты и сформулировать понятие правового государства.

Признаки правового государства можно представить в виде двух групп: общие признаки и специфические. Общие признаки характерны для всех видов государств, они позволяют отличить государство от других видов и форм социальных организаций. К ним следует отнести: наличие обособленной территории, наличие института гражданства (подданства), наличие аппарата публичной власти и государственный суверенитет. Специфические признаки свойственны только правовым государствам, они помогают выделить именно правовые государства из всей остальной массы государств. Специфическими признаками правовых государств являются: демократический политический режим, развитое гражданское общество и признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности.

Сущность гражданского общества как специфического признака правового государства можно раскрыть, по нашему мнению, в следующих основных тезисах:

  1. оно выражает интересы и потребности, прежде всего, самих граждан, позиционируя их как минимум не ниже интересов и воли правящих кругов;
  2. это общество с высокой степенью саморегулирования, общество устойчивого порядка, поддерживаемого не столько силой государства, сколько самостоятельными усилиями граждан;
  3. в нем реализуется принцип — государство для общества, а не общество для государства.

Отдельно следует акцентировать внимание на вопросе становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации.

Согласно конституционным нормам Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления[4]. Тем не менее, все же следует указать на то, что процесс создания гражданского общества в России и формирования правового государства на сегодняшний день сталкивается с определенными трудностями. Среди них можно выделить такие, как присутствующий в обществе правовой нигилизм, заключающийся в том, что довольно значительная часть граждан неуважительно относится к правовым нормам; нарушение принципа верховенства закона, подтверждающегося, например, наличием коллизий среди норм федерального законодательства и норм законодательства субъектов Российской Федерации; декларативность некоторых конституционных норм, провозглашающих социальные права граждан, в то время как на данный момент объективно еще не функционирует механизм административно-правового регулирования реализации обозначенных социальных гарантий на практике.

На наш взгляд решению указанных проблем может способствовать реализация следующих мер:

  • повышение уровня правосознания и правовой культуры в обществе путем правового воспитания и правовой пропаганды;
  • совершенствование юридической техники;
  • принципиальное ужесточение контроля над соблюдением и исполнением норм действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов;
  • создание реально административно-правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан;
  • дальнейшее реформирование правоохранительной системы государства в контексте реализации таких важнейших принципов деятельности сотрудников правоохранительных органов, как пресечение правонарушений и тесное взаимодействие с обществом, а также с позиции закрепления степени удовлетворенности населения как основного критерия оценки деятельности правоохранительной системы.

Подводя итоги вышеизложенного, можно привести следующие обобщающие выводы:

  • развитое гражданское общество выступает специфическим признаком правового государства, позволяющим отличить его от государств не правовых;
  • при развитом гражданском обществе государство является наемным «слугой» общества, и в нем действует принцип - государство для общества, а не общество для государства;
  • на сегодняшний день в Российской Федерации гражданское общество находится еще на стадии становления и для его скорейшего развития и функционирования необходимо решить ряд насущных проблем.