Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Понятие, сущность и роль организационной культуры).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ
1.1 Понятие, сущность и роль организационной культуры
1.2 Структура управления организационной культурой
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МПБК «ОЧАКОВО»
2.1 Общая характеристика МПБК «Очаково»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ
1.1 Понятие, сущность и роль организационной культуры
В настоящее время в литературе можно встретить большое количество определений понятия «организационная культура». Так, исследователи С.Г. Абрамова и И.А. Костенчук утверждают, что организационная культура представляет собой творческую и созидательную деятельность организации, как прошлую, воплощенную в ценностях, традициях и нормах, так и настоящую, которая основывается на практическом опредмечивании данных ценностей, норм и традиций [1, с.8].
В.С. Спивак говорит, что организационная культура представляет собой определенные традиции и манеру поведения, в которых воплощены важнейшие ценности организации и ее кадрового состава [42, с.18]. В своей работе «Организационное поведение» Э.М. Коротков дает целую серию определений понятию организационной культуры. Он говорит о том, что культура предприятия представляет собой вошедший в привычку, ставший традиционным образ мышления и способ действия, который в определённой степени разделяют все сотрудники компании и который должен быть усвоен новичками, чтобы новые сотрудники коллектива стали «своими» [20, с. 17].
В этой связи данный автор предлагает под организационной культурой организации понимать специфическую индивидуальную совокупность норм, ценностей и убеждений, а также образов поведения и т.п., определяющих способ объединения групп и отдельных индивидов в организацию для достижения общих целей. Признанный авторитетный исследователь в социологических вопросах управления персоналом Э.Х. Шейн утверждает, что организационная культура представляет собой комплекс ценностей, отношений, поведенческих норм, характерных для определенной организации. И именно организационная культура как своего рода лакмусовый индикатор культура обнаруживает типичный для определенной компании подход к решению различных задач и проблем [49, с.83].
Одно из емких определений организационной культуры приводит отечественный исследователь Э.А. Смирнов в работе «Основы теории организации»: организационная культура - это система социально-прогрессивных формальных и неформальных норм деятельности, обычаев и традиций, интересов группы и индивида, черт поведения персонала организации, стиля менеджмента, критериев удовлетворенности персонала условиями труда, уровня сотрудничества и совместимости сотрудников между собой и с корпорацией [41, с. 18].
Современные руководители и топ-менеджеры трактуют организационную культуру своей организации как мощнейший стратегический инструмент, который позволяет направлять все подразделения корпорации и отдельных лиц на единые цели, активизировать инициативу сотрудников и делать качественно лучше продуктивное общение между ними. Они ориентированы создать организационную культуру для организации так, чтобы все сотрудники понимали и на практике в своей повседневной работе придерживались ее.
Если говорить об уровнях организационной культуры, то исследователи в настоящее время выделяют два таких уровня [34, с.62]:
1) внутренний;
2) внешний.
Внутренний осознанный уровень организационной культуры выражается в делах и словах сотрудников компании и представляется по своей сути экраном для отражения главных ценностей и убеждений данной организации. Они культивируются всеми сотрудниками, а проявлениями ценностей и убеждений становятся различные символы, рассказы и язык. Внутренний неосознанный уровень предполагает, что ценности на данном уровне представляются своего рода основополагающими и, соответственно, наиболее значимыми для корпоративной культуры. Они в самой полной мере сплетены в подсознании людей, трудящихся в данной компании.
Внешний уровень организационной культуры - это различные культурные так называемые «артефакты», видимые объекты, действия, мероприятия. К ним можно причислить [23, с. 52]:
- дресс-код либо его отсутствие;
- фактическое поведение сотрудников;
- местоположение и внешнее наполнение офисных зданий;
- различные корпоративные мероприятия, церемонии и т.д.
Не подлежит сомнению тот факт, что организационная культура как сформировавшиеся традиции и руководящие принципы присутствует в каждой организации. Можно даже говорить о том, что она является своего рода фундаментом жизненного потенциала организации: то, ради чего люди стали членами одной команды; то, как строятся взаимоотношения между ними; какие устойчивые нормы, ценности и принципы жизни и деятельности компании они разделяют. В этой связи необходимо выделить следующие основные функции организационной культуры [15, с.83]:
1. На стадии первичного знакомства с коллективом, закрепленная система ценностей, целей, норм поведения помогает новичкам быстрее и результативнее адаптироваться в жизни в данной команде, тем самым выполняя определенную просветительскую или познавательную функцию.
2. Организационная культура в компании - это определенный индикатор принятых норм поведения (т.е. тем самым мы можем говорить о регламентирующей функции корпоративной культуры).
3. Накопление морально-нравственных ценностей и их воплощение в действиях сотрудников (функция социальной памяти).
4. Очень часто организационная культура оказывает влияние на мировоззрение человека, и она может вступать в определенный конфликт с ценностями личными; однако при этом вполне возможно личность перенимает систему ценностей коллектива для своей жизни (т.е. смыслообразующая функция).
5. Коммуникативная функция выражается в том, что за счет общих элементов культуры, норм поведения и целей, формируется взаимодействие сотрудников организации.
6. Принятие организационной культуры и ее ценностей может пробудить в сотруднике скрытый важный для него и компании потенциал (мотивационная функция).
7. Корпоративная культура в коллективе служит своего рода препятствием для негативных тенденций (охранная функция).
8. Формирование имиджа компании – клиентам или партнерам извне не нужно вникать в тонкости процесса, знакомиться с документацией, они формируют свое мнение о ней на основе ее системы ценностей и основных ориентиров.
9. Образовательная функция предполагает постоянное самосовершенствование и обучение, что благоприятно влияет на личностный и профессиональный роста сотрудников.
Таким образом, организационная культура представляет собой не просто какой-либо социально-психологический фактор или общий образ компании во внешней среде; она, прежде всего, является и эффективным средством планирования и реализации успешных бизнес-идей.
1.2 Структура управления организационной культурой
Прежде чем анализировать структуру управления организационной культурой современной компании, представляется целесообразным остановиться на принципах построения и управления культурой в организации. Отечественные исследователи схожи во мнении о том, что принципы, на которые следует опираться, исследуя и оценивая состояние организационной культуры, можно определить следующими компонентами [17, с. 74]:
1) принцип научности;
2) принцип системности;
3) принцип гуманизма;
4) принцип коллективизма;
5) принцип профессионализма.
Рассмотрим данные принципы подробнее.
Принцип научности предполагает использование передовых достижений различных научных дисциплин, имеющих своим объектом человека и его характеристики, социальные общности, организации, трудовую деятельность в целом.
Принцип системности предполагает комплексное восприятие различных объектов исследования и управления корпоративной культуры и тех ведущих факторов, которые непосредственным образом влияют на поведение объектов и элементы их культуры.
Принцип гуманизма в корпоративной культуре должен базироваться на целостном признании личности наивысшей ценностью, а духовности - целью и средством развития личности и социума в целом.
Принцип коллективизма в контексте корпоративной культуры предполагает представление корпорации как части социальной системы.
Принцип профессионализма в корпоративной культуре предполагает у исследователя и управленца наличие адекватного образования, опыта и контекстуальных навыков, которые позволят им эффективно управлять корпоративной культурой.
Итак, на сегодняшний момент по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, организационная культура представляет собой мощный инструмент регулярного менеджмента, который не только помогает выявить потенциал и способности людей и сплотить их, но и дает возможностью организации успешно адаптироваться к изменениям во внешней среде, а также сформировать конкурентоспособный имидж компании.
В общем плане предпосылками развития и управления организационной культурой в организации являются следующие основные факторы [26, с.73]:
1) осознание главных ценностей и приоритетов, установок, которые призваны поддержать перспективную стратегию развития компании;
2) исследование соответствия организационной культуры непосредственно стратегии развития организации и выявление различий.
Организационная культура, которая складывается на российских предприятиях, далеко не всегда способствует результативной работе персонала, что связано с низким уровнем доверия между сотрудниками и руководством, отсутствием у персонала компании стремления брать на себя ответственность, проявлять инициативу и вовлеченность. Не подлежит сомнению тот факт, что значительным условием развития трудового потенциала организаций представляется развитие позитивной корпоративной культуры, которая соответствует стратегии развития самой организации. А это в свою очередь требует пересмотра действующих систем управления трудом.
Вопрос управления организационной культурой должен постоянно находиться в центре внимания всей управленческой команды, подчиняться достижению максимальных результатов на базе приближения интересов администрации и всего персонала. Сейчас все больше и больше руководителей начинают рассматривать организационную культуру как мощный стратегический инструмент, который позволяет ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить лояльность всего персонала к компании [30, с.71].
Важнейшие вопросы руководства организационной культурой для все большего числа организаций становятся высоко значимыми и актуальными, вовлеченными в реализацию стратегических бизнес-задач, а не просто своеобразной данью моды. Особое место занимают случаи слияния-поглощения, когда, учитывая историю развития кампании, в ее корпоративной культуре одновременно необходимо учитывать два среза - старый и новый.
Старый срез представляет собой различные архетипы материнской корпоративной культуры, которая представлена основой при развитии объединенной компании. Новый срез – это организационная культура включаемой компании, которая вносит свои новые бизнес-задачи, привносит свои способы корпоративного управления, при этом переформатирует прежние, материнские. Вполне естественно при этом, что прямое совмещение двух организационных культур неизбежно образует существенные проблемные поля, проявляется нервный социально-психологический климат в коллективе, имеет место преобладание негативных настроений и пессимистических установок среди персонала.
Таким образом, перед управляющими организационной культурой в организации встает довольно сложная и объемная задача – переломить негативную тенденцию на позитивную, сформировать свою корпоративную культуру на базе общей организационной культуры материнской кампании, адаптируя, интегрируя и переформатирует сложившиеся в коллективах традиции, установки, ожидания, ценности и отношения.
1.3 Методики оценки
эффективности организационной культуры
В аспекте оценки эффективности организационной культуры необходимо различать два важных понятия: «эффект» и «эффективность». Эффект представляется определенным отражением результата деятельности, т.е. состояния, к которому стремится некий экономический объект. Эффективность же принимает во внимание не только результат деятельности, но и при этом рассматривает те условия, при которых он был достигнут. Эффективность любой системы может быть отражена в общем виде показателем, который характеризует отношение результата, полученного данной системой, к затратам в виде производственных ресурсов, вызвавшим данный результат [35, с.181].
Качественную оценку состояния организационной культуры можно дать на основе анализа реальных возможностей выполнить требования, вытекающие из ее функциональной роли [13, с.72]: