Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Понятия, цель и функции менеджмента).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1 Понятия, цель и функции менеджмента
1.2 Организационное управление
Глава 2. Анализ менеджмента в компании «Coral Travel»
2.1. Общая характеристика компании «Coral Travel»
2.2. Формирование матрицы SWOT-анализа и определение основных проблем ООО «Coral Travel»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием
Введение
Сегодня менеджмент рассматривается в пяти основных аспектах.
Во-первых, как социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики.
Во-вторых, как совокупность лиц, занятых организацией управленческого труда в сфере частного и общественного бизнеса. Эти роли во многом определяют функции менеджера, его действия и поведение.
В-третьих, менеджмент – это научная дисциплина, имеющая свой предмет исследования.
В-четвертых, менеджмент – это организационно-экономическое поведение, осуществляющее взаимосвязь экономических, организационных и социальных процессов в производстве и с окружающей социальной средой. В-пятых, менеджмент – это организаторское, руководящее и исполнительское искусство. Суть этого аспекта состоит в том, что в искусстве требуются не только знания, опыт и сознание, но и интуиция. Многоаспектность менеджмента выражается в множестве тенденций одновременно развивающихся и действующих на предприятиях и учреждениях. Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что на практике достаточно много руководителей на данный момент времени применяют научный подход к управлению предприятием, проходят обучение с целью более грамотного решения задач управления организацией. Цель курсовой работы – раскрыть различные факторы, влияющие на эффективность менеджмента на предприятии. Предметом исследования является Предприятие ООО «Турист». Объект исследования – система управления организацией. Целью данной работы является разносторонний показ и анализ методов принятия целевых управленческих решений на примере конкретного малого предприятия, с точки зрения обеспечения стратегических целей бизнеса и достижения его доходности, а также исходя из устройства управления предприятием и актуальных задач поддержания его рыночной конкурентоспособности. Проблема работы - проблема повышения потенциала и развития предприятия с помощью внедрения и улучшения на нем средств и способов целевого менеджмента и критериев оценки его качества. Задачей исследования является анализ деятельности предприятия в контексте механизма принятия решений в рамках концепции стратегического управления и оценки их итоговой, в т.ч. количественной и финансовой эффективности. Предметом исследования является деятельность предприятия (по её результатам), перспективы его развития и их оценка в свете исследования практики принятие управленческих решении руководством предприятия.
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1 Понятия, цель и функции менеджмента
Понятие "менеджмент" достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став, по своей сути, аналогом понятия "управление". Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой обеспечивают выполнение стоящих задач. Необходимость в управлении возникает по мере появления целей, достижение которых требует коллективных усилий. В современном обществе необходимость менеджмента обусловлена такими факторами, как ускорение научно-технического прогресса, ориентация производства на потребителей, возрастание значения непроизводственной сферы и коммерческой деятельности в частности.
Термин "менеджмент" широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п. Менеджмент, во-первых, современная наука и практическая деятельность, во-вторых, специальные знания и искусство управления.
Термин "менеджмент" многие полностью отождествляют с понятием "управление", считая введение слова "менеджмент" лишь данью моде.
В английском языке имеются глаголы: to manage – управлять в хозяйственной сфере; to governe – управлять в политической сфере; to control – управлять в сфере техники.
Появление термина "менеджмент" – необходимое уточнение в русском языке понятия "управление" применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка. То есть менеджмент – это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.
Менеджмент – важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.
Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность. С этой точки зрения менеджмент представляет собой вид деятельности, который предполагает целенаправленную концентрацию усилий людей для получения заранее определенного экономического результата.
Менеджмент можно рассматривать и как искусство управления людьми. Во всех сферах человеческой деятельности паука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой управленческой мысли особое место занимает один из высших разделов теории управления – искусство управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы – обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня.
Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными знаниями.
Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте.
Управление не может претендовать на статус точной науки, поскольку процесс управления протекает в условиях значительной неопределенности и для него характерно множество внешних и внутренних переменных. Однако наука управления позволяет систематизировать, анализировать управленческий процесс и разрабатывать рекомендации по его оптимизации.
Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью политических, экономических, технологических, социальных систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент. В связи с этим различают следующие типы управления: техническое (в технических системах); естественное (основанное на законах зоологии и биологии); социальное (это непрерывный процесс воздействия на объект управления: личность, коллектив, предприятие, отрасль, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.
Многие исследователи считают, что процессы управления являются определенными и целенаправленными действиями. Однако всякие действия происходят в некоторой "материальной" среде. Такой средой для управления является система управления. Как неразрывны среда и действия в ней, так неразрывны система управления и процессы управления. Одно невозможно без другого. Процесс управления без системы управления невозможен, а система управления без процесса управления бесполезна. В связи с этим приступим к рассмотрению системы управления организацией как среды для процесса управления.
Управление любой организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью выработки управляющих воздействий, получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (наличия ресурсов и времени).
Система управления организацией представляет собой совокупность элементов (органов управления, коммуникационных систем, специальных систем), которые функционально взаимосвязаны, и функциональные связи должны быть постоянно в движении. Рассмотрим каждый элемент.
1. Органы управления – это основной и обязательный для любой системы управления структурный элемент. При этом под органом управления понимают должностное лицо или группу должностных лиц, выполняющих одну или несколько задач, разделенных по функциональному признаку (закупка, производство, технологии, сбыт, реклама, хранение, доставка и т.д.). В качестве органов управления могут быть отделы и службы. Связи между органами управления определяют организационные структуры управления. Они отображают распределение целей управления, управленческих функций, задач между должностными лицами органов управления и их взаимодействие.
Необходимость создания органов управления ставит перед руководителем задачу организации потоков информации или разделения (вертикального и горизонтального) управленческого труда, которая не имеет однозначного решения. Для определения необходимых руководителю органов управления целесообразно процесс управления по каждой цели разбить на подпроцессы с частными целями (подцелями всего процесса). Такие подпроцессы принято называть функциональными задачами. Выделение отдельных функциональных задач управления позволяет для параллельного достижения частных целей управления создавать специализированные (функциональные) подразделения управления (органы управления), на которых возлагается принятие решений по отдельным функциям управления при координирующей роли руководителя организации.
2. Коммуникационные системы создаются на основе применения в управлении комплексов вычислительных сетей, средств связи и являются технической основой любой системы управления. Коммуникационная система представляет собой организационно-техническое объединение должностных лиц, персональных вычислительных машин, средств связи и создастся на предприятиях для обеспечения управления при выполнении стоящих задач. Коммуникационная система в качестве своих элементов включает: подсистему информационного обеспечения, подсистему документооборота, локальные вычислительные сети, корпоративную сотовую связь.
3. Специальные системы – это комплекс технических средств, обеспечивающих учет и контроль за деятельностью персонала организации, за продвижением материального потока в организации и обеспечением безопасности. Данная система включает: автоматизированную систему учета материалов и товаров, систему контроля и управления доступом на предприятии, видеонаблюдение, пожарную и охранную сигнализации.
Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:
- • детерминированность элементов системы;
- • динамичность системы;
- • наличие в системе управляющего параметра;
- • наличие контролирующего параметра;
- • наличие каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.
Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.
В системах управления детерминированность – первое требование организованности системы, проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.
Вторым требованием системы управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.
Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее изнутри. Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы. Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям. Для обеспечения быстрой перестройки системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения, а для минимально допустимой инерционности и своевременности принятия управленческих решений – элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.