Файл: Проектирование ИС по управленческому учету в проектной организации АО «Промэнергопроект».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В объектной структуре предметной области ИС выделяются классы-сущности: Department, Employee, Project, Serie, Task, Customer. Поскольку все классы сущности с одной стороны связаны с базой данных, а с другой стороны – должны управляться пользователем (пользователь может создавать, редактировать и удалять экземпляры сущностей, в том числе и из БД), то первым уровнем в иерархии классов целесообразно сделать интерфейсы. Преимущества интерфейсов состоят в использовании возможности избежать множественного наследования в схеме классов – известно, что множественное наследование «портит» объектную архитектуру системы и увеличивает вероятность ошибок на этапах проектирования и кодирования [6]. Кроме того, множественное наследование не поддерживается платформой .NET и языком программирования VB. В качестве интерфейсов в схеме классов необходимо выделить следующие:

  1. IDBManagement – интерфейс связи класса-сущности с соответствующей таблицей в базе данных. Интерфейс будет иметь адаптер подключения к соответствующей таблице в БД (TableAdapter) и набор свойств для отправки БД запросов манипулирования данными: InsertRow, UpdateRow, DeleteRow (соответственно, вставка, обновление и удаление), а также метод инициализации, по которому класс сущности будет инициализировать свои поля – Initialize – данный метод будет предназначаться для идентификации конкретного объекта-экземпляра сущности по его ключевому полю (первичному ключу из базы данных, например при выполнении операций с экземпляром, выбранным пользователем из таблицы на форме).
  2. IUserManagement – интерфейс доступа пользователя к манипулированию данными. Интерфейс будет предлагать форму ввода / редактирования данных экземпляра класса и методы выполнения пользователем команд управления: CreateNew, EditData, Delete.

Диаграмма модулей (классов) ИС «Менеджер Проектов» приведена на рисунке 14.

Рисунок 14 – Диаграмма классов ИС

Описание программных модулей

Использование любой функции в информационной системе начинается с процесса получения прав доступа к функциям и данным – процедуры авторизации пользователя. Авторизация пользователя осуществляется по личному логину и паролю учетной записи пользователя. Учетные записи хранятся в базе данных. На рисунке 15 приведена диаграмма активности, соответствующая алгоритму авторизации пользователя в ИС. На данной диаграмме показаны области ответственности пользователя и системы в процессе выполнения процедуры авторизации.


Рисунок 15 – Диаграмма активности процесса авторизации

Для ввода данных авторизации пользователя предусмотрена специальная панель, имеющая соответствующие поля. Для аутентификации пользователя необходимо подключение к базе данных. Если подключение к БД не установлено, дополнительно могут быть указаны параметры подключения к серверу базы данных: имя (адрес) сервера, логин и пароль, наименование базы данных, порт и т.д.

После ввода необходимых данных система производит проверку учетной записи пользователя. Если в регистрационной таблице учетных записей найдено совпадение с введенными данными, то система читает идентификатор прав доступа. В зависимости от идентифицированного уровня доступа текущего пользователя система формирует соответствующий набор подсистем и меню авторизованного пользователя.

Данные системы хранятся в таблицах БД. В основу процедур управления данными заложен простой алгоритм, позволяющий выполнять действия:

  • Создание новых записей. При этом система использует формы диалога ввода данных новой записи. Поля ввода диалога заполняются значениями по умолчанию и меняются в процессе заполнения.
  • Редактирование выбранных записей. При этом система использует форму диалога редактирования данных выбранной записи.
  • Удаление выбранных записей. При этом система запрашивает у пользователя подтверждение на удаление каждой выбранной позиции.

Отображение диалогов ввода / редактирования данных предусматривают проверку введенных пользователем данных:

  • проверку ввода данных в полях, обязательных для заполнения (не допускается оставлять такие поля пустыми);
  • проверку введенных данных на ошибки типов (например, если в поле, ожидающее числовой ввод, вводится текст или другие знаки, отличные от арабских цифр);
  • проверку введенных данных на логические ошибки (контроль вводимых данных на логику не допускает, например, отрицательного значения количества);

Каждая выполненная операция по манипулированию данными применяет выполненную команду к БД и инициирует принудительное обновление отображаемой учетной таблицы данных.

Изложенные принципы процесса управления данными представлены на диаграмме типового алгоритма ведения информационных таблиц, приведенного на рисунке 16.

Рисунок 16 – Диаграмма активности процесса управления данными


Контрольный пример реализации проекта и его описание

В рамках контрольного примера работы ИС необходимо проверить все ее функции.

Основу пользовательского интерфейса ИС будет составлять одно основное окно, в котором посредством главного меню пользователь может переключаться между подсистемами в соответствии с делегированным ему доступом.

На рисунке 17 приведен вид главного окна системы, основными элементами которого являются:

  • главное меню навигации по подсистемам;
  • контейнер, в котором будут отображаться все подсистемы;
  • служебная строка статуса и сервисных функций информационной системы, включающая отображение данных авторизованного пользователя, актуальную дату и время, параметры используемой БД, а также предлагающая команды: смены пользователя, изменения настроек подключения к БД, завершения работы программы.

Рисунок 17 – Главная форма ИС

Для ввода данных в справочники информационной системы используются формы ввода / редактирования данных, обладающие свойствами модальности, проверки ввода информации. При этом в формах диалога жирным шрифтом помечены поля, обязательные для заполнения.

Для обеспечения корректности ввода данных предусматриваются следующие меры (на уровне пользовательского интерфейса):

  • для ввода числовых данных используются специальные компоненты-счетчики, позволяющие вводить значения в строго указанных диапазонах;
  • производится контроль данных в полях, обязательных для ввода;
  • производится проверка по типам введенных данных (при некорректном вводе подставляются значения по умолчанию);
  • для текстовых полей указывается максимально допустимая длина вводимых в них значений – данная длина соотносится с соответствующими ограничениями, установленными в полях БД.

На рисунке 18 приведен вид диалога ввода данных в справочник отделов.

Рисунок 18 – Форма ввода данных отдела

На рисунке 19 приведен вид формы диалога ввода данных в справочник сотрудников.

Рисунок 19 – Форма ввода данных сотрудника

На рисунке 20 приведен вид формы диалога ввода данных заказчика.

Рисунок 20 – Форма ввода данных заказчика

Справочники в ИС приведены к типовой структуре и внешнему виду, который предоставляет следующие элементы: непосредственную таблицу с данными справочника, панель, содержащую набор команд для управления записями (добавление, редактирование, удаление), строку статуса, в которой отображается информация об объеме загруженных в таблицу данных.


Исполнение справочников (и учетных таблиц) в ИС выполнено на базе пользовательских контейнеров типа Panel, наполняемых системой в зависимости от контекста использования.

На рисунке 21 приведен вид сформированной подсистемы справочника отделов.

Рисунок 21 – Вид справочника отделов

На рисунке 22 приведен вид сформированной подсистемы справочника сотрудников.

Рисунок 22 – Вид справочника сотрудников

На рисунке 23 приведен вид сформированной подсистемы справочника заказчиков.

Рисунок 23 – Вид справочника заказчиков

Структуру, схожую со справочниками, имеет также подсистема учета проектов. Она также выполнена в табличном виде с соответствующими панелями команд и статуса.

Прототип подсистемы учета проектов приведен на рисунке 24. Подсистема снабжена фильтром.

Выделяя в верхней таблице определенный проект, в нижней таблице будут отображены все серии по данному проекту.

Рисунок 24 – Вид подсистемы учета проектов

При выборе определенной серии проекта из нижней таблицы можно открыть список задач, которые руководитель текущего проекта может создавать для исполнителей ведущего отдела (по серии проекта). При этом созданные руководителем задачи будут отображаться в подсистеме у соответствующего исполнителя. Исполнитель по мере их выполнения отмечает факт выполнения задачи в ИС.

На рисунке 25 приведен пример формы создания списка задач по серии проекта.

Рисунок 25 – Подсистема создания задач по серии проекта

На рисунке 26 приведен вид формы диалога ввода данных в справочник проектов.

Рисунок 26 – Форма ввода данных проекта

На рисунке 27 приведен вид формы диалога ввода данных в справочник серий по конкретным проектам.

Рисунок 27 – Форма ввода данных серии проекта

На рисунке 28 приведен вид формы диалога ввода данных в системе учета задач по сериям проектов.

Рисунок 28 – Форма ввода данных задачи по серии проекта

Для руководителя предприятия в ИС предусмотрена отдельная подсистема, в которой генерируется документ-отчет по выполненным (выполняемым) проектам. Вид формы документа в ИС приведен на рисунке 29 (исполняется в специальном компоненте WebBrowser и наполняется в процессе выполнения программы в формате HTML). Для документа предусмотрено меню команд, из которого возможно сохранить, просмотреть или распечатать отчет или закрыть его.


Рисунок 29 – Пример формы отчета

Немаловажными компонентами системы являются также и сервисные подсистемы. Таких подсистем в ИС две: подсистема авторизации пользователя и подсистема подключения к базе данных.

На рисунке 30 приведен вид панели подсистемы авторизации пользователя. На этой панели расположены элементы, типичные для процесса входа пользователя в систему – текстовые поля для ввода логина и пароля. Для последнего используется специальный компонент с неотображаемыми вводимыми символами. Процедура авторизации проводится стандартным способом: система ищет по базе данных пользователя, соответствующего введенным данным. Если такой пользователь найден, то система читает из базы данных идентификатор роли этого пользователя и устанавливает для него соответствующий доступ (к функциям и данным). Если пользователя не найдено, то система выдаст соответствующее сообщение с предложением ввести комбинацию «логин / пароль» заново.

Рисунок 30 – Вид панели авторизации пользователя

Пример панели подключения к базе данных, приведенный на рисунке 31, предлагает соответствующий набор полей для конструирования строки подключения к серверу базы данных.

Рисунок 31 – Вид панели подключения к базе данных

Заключение

Анализ бизнес-процессов ООО «Промэнергопроект», показал, что разработка информационной системы учета выполнения проектов является средством, существенно повышающим эффективность рабочей деятельности по учету проектов.

В данной работе было рассмотрено создание такой системы – ИС «Менеджер Проектов». При разработке ИС «Менеджер Проектов» интенсивно использовались автоматизированные средства проектирования систем, такие как All Fusion Process Modeler, Power Designer.

В данной работе был рассмотрен объектный и функциональный подходы к проектированию ИС. В ходе функционального проектирования были выявлены требования к ИС, построена модель прецедентов ИС.

Объектное проектирование информационной системы позволило разработать модель классов программного обеспечения, состояний, а также сопутствующие динамические модели активности.

Отдельной важной частью проектирования системы было выполнено проектирование информационного обеспечения в виде базы данных в СУБД MySQL.