Файл: Проектирование ИС по управленческому учету в проектной организации АО «Промэнергопроект».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
Используемые классификаторы и системы кодирования
В системе используются следующие классификаторы:
- Классификатор проектов – линейный, шестизначный, присваивается менеджером проектов. Пример: 281821.
- Классификатор серий – нелинейный, составной, состоит из двух частей в формате «КОД_ПРОЕКТА-КОД_СЕРИИ». Здесь код проекта – классификатор проекта, к которому относится серия, код серии – 2-символьная константа из следующего множества:
ВК – разделы водоснабжения и канализации;
ПВ – разделы отопления и промвентиляции;
ЭМ – разделы электротехники;
СМ – разделы сметной документации;
ТХ – технологические разделы;
АС – разделы автоматизированных систем управления.
Пример классификатора: 281821-АС.
- Классификаторы, определяющие коды отделов, исполнителей, задач и заказчиков являются порядковыми и линейными в формате «0000», например, 0001. Эти классификаторы создаются с помощью встроенных в СУБД возможностей использованием целочисленных полей-счетчиков с автоинкрементом.
Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
Характеристика входной справочной и оперативной информации CRM-системы приведена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика входной справочной и оперативной информации
Данные |
Форма |
Период |
Объем (состав) |
Цель |
Отделы |
Диалог ввода данных |
При пуско-наладке системы и в случае добавления в структуру компании новых отделов |
Краткое и полное наименования, телефон |
Хранение списка подразделений для учета выполнения проектов по отделам |
Исполнители |
Диалог ввода данных |
При пуско-наладке системы и в случае приема новых сотрудников в отделы |
ФИО, должность, отдел, учетные данные (логин, пароль, тип) |
Хранение списка исполнителей для учета выполнения проектов по исполнителям, делегирования им задач |
Заказчики |
Диалог ввода данных |
При налаживании контактов с новыми заказчиками |
Наименование фирмы, адрес, электронная почта, реквизиты, Ф.И.О. и телефон контактного лица |
Учет проектов заказчиков |
Задачи |
Диалог ввода данных |
По мере создания задач исполнителям по активным проектам |
Наименование, создатель, получатель, дата создания, дата факта исполнения, комментарии |
Контроль выполнения задач, самоорганизация, напоминания |
Характеристика входной справочной и оперативной информации
Данные |
Форма |
Период |
Объем (состав) |
Цель |
Проекты |
Диалог ввода данных |
По мере появления новых проектов |
Наименование, Код, Заказчик, Дата создания и окончания проектирования |
Учёт проектов |
Серии |
Диалог ввода данных |
По мере появления новых серий проектов |
Наименование, Код, Код проекта, Ведущий отдел, Дата создания и окончания проектирования, комментарии |
Учёт проектных серий |
Характеристика результатной информации
Характеристика результатной оперативной информации CRM-системы приведена в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика результатной информации
Данные |
Форма |
Период |
Объем (состав) |
Цель |
Список задач |
Табличная |
При входе исполнителя в систему, при каждом обращении к списку задач |
Наименование, создатель, дата создания, дата факта исполнения, комментарии |
Контроль выполнения задач, самоорганизация, напоминания |
Отчет по выполненным проектам |
Отчет в HTML-формате |
По запросу |
Наименование проекта, Код проекта, Ведущий отдел, Руководитель проекта, Дата создания, окончания, срок проекта, комментарии |
Учёт проектных серий |
Программное обеспечение задачи
Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Дерево функций ИС представляет набор функций, который предоставляет система пользователю. При этом функции системы подразделяются на основные и служебные. Дерево функций ИС приведено на рисунке 11.
В составе основных функций ИС присутствуют функции, которые выполняют непосредственно автоматизацию учета выполнения проектов, а также здесь собраны вспомогательные решения и подсистемы, косвенно влияющие на выполнение функций и (или) предоставляющие для этого средства и данные:
- ведение вспомогательных справочников (заказчиков, исполнителей, отделов);
- регистрация и учет проектов и их серий;
- учет выполнения задач исполнителями;
Рисунок 11 – Дерево функций ИС
В число служебных функций ИС входят функции, которые так или иначе обслуживают выполнение основных функций. К служебным функциям ИС относятся:
- авторизация пользователя в системе, в результате которой пользователь получает доступ к своей подсистеме;
- организация доступа к данным и функциям системы, определяющая права доступа авторизованного пользователя к набору функций системы и возможности управления данными;
- проверка подключения к базе данных;
- установление связи с таблицами БД посредством специальных адаптеров;
- управление данными, в результате которого информация, введенная пользователем, отражается в физических таблицах БД;
- контроль вводимых данных, обеспечивающий проверку информации, вводимой пользователем;
- обработка исключительных ситуаций, возникающих в программе.
Диалог системы с пользователями организован через главное меню –для каждого типа пользователя определен свой состав главного меню (рисунок 12).
Меню администратора составляет перечень подсистем управления вспомогательными справочниками (заказчиков, исполнителей, отделов).
Меню менеджера проектов предоставляет доступ к подсистеме учета проектов и их серий, а также позволяет создавать задачи для исполнителей.
Меню исполнителя содержит учетную таблицу «своих» задач и возможности учета их выполнения.
Меню руководителя предоставляет доступ к подсистеме формирования сводного отчета по выполнению проектов, включающего информацию о выполненных и выполняющихся проектов с отметками времени и датой создания, фактического и планового окончания проектирования.
Рисунок 12 – Сценарий диалога ИС
Любому пользователю доступны сервисные функции: авторизации, настройки подключения к БД, завершения работы системы.
Характеристика базы данных
На этапе физического построения базы данных принимаются решения о способах реализации БД, выбирается СУБД (в данном случае – MySQL: выбор СУБД ИС «Менеджер Проектов» определен исходными требованиями к разработке системы). Цель данного этапа – описание способа физической реализации логической модели (выбор таблиц, сопоставление их полям типов данных, поддерживаемых выбранной СУБД, реализация ограничений и обеспечения целостности данных). В результате должна получиться схема физической структуры БД и ее описание.
На физической модели данных ИС «Менеджер Проектов» будут уточняться конкретные таблицы и поля (их именования будут преобразованы в латиницу), указаны конкретные типы данных полей, описаны ограничения на них – подробная спецификация приведена в таблице 3.
Таблица 3
Спецификация базы данных
Атрибут |
Тип данных MySQL |
Именование поля |
Обяза-тельный |
|
Таблица Department – «Отдел» |
||||
Код |
integer |
dep_id |
Да |
|
Сокращенное наименование |
varchar[10] |
dep_shortname |
Да |
|
Полное наименование |
varchar[50] |
dep_fullname |
Да |
|
Телефон |
varchar[12] |
dep_phone |
Да |
|
Таблица Employee – «Сотрудник» |
||||
Табельный номер |
integer |
emp_id |
Да |
|
Отдел |
integer |
emp_department_id |
Да |
|
Фамилия |
varchar[50] |
emp_surname |
Да |
|
Имя |
varchar[50] |
emp_firstname |
Да |
|
Отчество |
varchar[50] |
emp_fathername |
Да |
|
Должность |
varchar[50] |
emp_post |
Да |
|
Признак руководителя |
bool |
emp_isboss |
Да |
|
Логин |
varchar[10] |
emp_login |
Да |
|
Пароль |
varchar[10] |
emp_password |
Да |
|
Права |
integer |
emp_role |
Да |
|
Таблица Part – «РазделПроекта» |
||||
Серия |
varchar[20] |
prt_id |
Да |
|
Код проекта |
varchar[20] |
prt_project_id |
Да |
|
Ведущий отдел |
integer |
prt_department_id |
Да |
|
Дата создания |
date |
prt_create |
Да |
|
Дата исполнения по договору |
date |
prt_deadline |
Да |
|
Дата фактического завершения |
date |
prt_completed |
Нет |
|
Статус |
varchar[20] |
prt_status |
Да |
|
Комментарий |
varchar[255] |
prt_comments |
Нет |
|
Название |
varchar[255] |
prt_name |
Да |
|
Таблица Task – «Задача» |
||||
Код |
integer |
tsk_id |
Да |
|
Раздел |
varchar[20] |
tsk_part |
Да |
|
Исполнитель |
integer |
tsk_executor_id |
Да |
|
Наименование |
varchar[255] |
tsk_name |
Да |
|
Дата создания |
date |
tsk_create |
Да |
|
Дата исполнения по договору |
date |
tsk_deadline |
Да |
|
Дата фактического завершения |
date |
tsk_completed |
Нет |
|
Статус |
varchar[20] |
tsk_status |
Да |
|
Комментарий |
varchar[255] |
tsk_comments |
Нет |
Продолжение таблицы 3
Спецификация базы данных
Атрибут |
Тип данных MySQL |
Именование поля |
Обяза-тельный |
Таблица Project – «Проект» |
|||
Код |
varchar[20] |
prj_id |
Да |
Заказчик |
integer |
prj_customer_id |
Да |
Руководитель |
integer |
prj_owner_id |
Да |
Наименование |
varchar[255] |
prj_name |
Да |
Дата создания |
date |
prj_create |
Да |
Дата исполнения по договору |
date |
prj_complete |
Нет |
Дата фактического завершения |
date |
prj_deadline |
Да |
Таблица Customer – «Заказчик» |
|||
Код |
integer |
cst_id |
Да |
Наименование |
varchar[100] |
cst_name |
Да |
Адрес |
varchar[100] |
cst_address |
Нет |
Телефон |
varchar[25] |
cst_phone |
Нет |
|
varchar[30] |
cst_mail |
Нет |
Реквизиты |
varchar[255] |
cst_requisites |
Нет |
Контактное лицо |
varchar[50] |
cst_contact |
Нет |
На рисунке 13 приведена схема физической модели данных ИС.
Рисунок 13 – Физическая модель даных
Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
Программные модули системы сосредоточены в ее объектной модели. При построении объектной модели системы – диаграммы классов, которая является основой объектно-ориентированного подхода к созданию системы [1]. Диаграммы классов являются основными составляющими модели любого программного обеспечения [2].
Основная идея, которая лежит в основе модели классов ИС «Менеджер Проектов», состоит в использовании классов со стереотипом «сущность». Данные экземпляров этих классов будут храниться в базе данных. Диаграмма классов-сущностей похожа на функциональную модель «сущность-связь», которая определяет схему данных (IDEF1X). Однако, в отличии от моделей IDEF1X, на диаграмме классов существует возможность задать не только атрибуты классов, но и их операции [3].