Файл: Правовые основы организации нотариата (Формы и методы государственного регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариат в Российской Федерации - представляет собой стройную систему, включающую в себя как государственных, так и частнопрактикующих нотариусов, а также органы нотариального самоуправления (нотариальные палаты), которые призваны обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем организации и совершения нотариальных действий от имени государства. Различие точек зрения на понятие "нотариат" свидетельствует о необходимости закрепления его на законодательном уровне, а, следовательно, дополнения статьи 1 Основ. Государство, как важнейший регулятор общественных отношений должно всесторонне регулировать данную систему с ее многочисленными звеньями для правильного ее функционирования.

2. Формы и методы государственного регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации

Важнейшим элементом государственно-правового регулирования в сфере нотариата является его жесткая законодательная регламентация.

Основой законодательства в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. Деятельность нотариата, так или иначе, затрагивается во многих статьях, но наиболее важными из них являются статья 48, в которой указано, что "каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи"; а также пункт "л" статьи 72, в котором указано, что к "совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат".

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации охватывают достаточно широкий круг содержательных моментов деятельности нотариуса. Много процедурных норм содержится в разделе V "Наследственное право".

Вопросам неправильного совершения, а также обжалования отказа в совершении нотариального действия посвящена глава 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В ней освящен порядок подачи и рассмотрения заявлений по данным вопросам.

Также значение имеют: Семейный кодекс Российской Федерации (к примеру, норма об обязательной нотариальной форме брачного договора); Налоговый кодекс Российской Федерации (к примеру, нормы о размере государственной пошлины за совершение нотариальных действий, о "льготах при обращении за совершением нотариальных действий"); Федеральный закон от 05 июля 2010 года № 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" (к примеру, нормы о том, что консульские учреждения и консульские отделы дипломатических представительств имеют полномочия по совершению отдельных нотариальных действий на русском языке и от имени Российского государства за его пределами); Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (к примеру, нормы о том, что "органы местного самоуправления вправе осуществлять нотариальные действия, в случае отсутствия в поселении нотариуса") , и другое.


К подзаконным актам, регулирующим деятельность нотариата традиционно относят Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации.

Среди Указов Президента следует отметить Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов", где закрепляется принцип воспроизводимости печати нотариуса с изображением герба Российской Федерации на выдаваемых документах.

Примером Постановлений Правительства Российской Федерации в сфере нотариата может послужить Постановление Правительства РФ от 01 июня 2012 года № 543 "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей", где говорится об исполнительной надписи нотариуса.

Не на последнем месте в этой системе стоят акты федеральных органов исполнительной власти, среди которых них следует отметить "Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации", утвержденные Приказом Минюста РФ от 15 марта 2000 года № 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации"; "Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов", утвержденную Приказом Минюста РФ от 27 декабря 2007 года № 256 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов"; "Правила нотариального делопроизводства", утвержденные Приказом Минюста РФ от 16 апреля 2014 года № 78 "Об утверждении правил нотариального делопроизводства" и др.[11]

Деятельность нотариата также регулируют акты, принимаемые Федеральной нотариальной палатой, полномочия которой четко ограничены законом. Статьей 20 Основ законодательства о нотариате предусмотрено, что "замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности им исполнения им своих обязанностей по уважительной причине". Федеральная нотариальная палата принимает и утверждает список данных причин. .


Исследователями в качестве источника права все больше признается судебная практика, которая имеет правообразующее и правореализационное значение. Существуют следующие формы судебной практики: акты судов международного значения, акты Президиума и Пленума Верховного суда Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации. В настоящее время относительно судебной практики сложилась следующая позиция: судебная власть оказывает влияние на законодательную и исполнительную путем принятия актов, контролирующих акты и деятельность органов власти, а также служит ориентиром для последующей их деятельности. Кроме того, судебная практика восполняет пробелы и недочеты в законодательстве, возникающие в результате быстрых темпов развития общества.

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность нотариата, как уже говорилось выше, являются "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", принятые Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года. Основы законодательства определяют организационную структуру нотариата, сферы и направления его деятельности, определяют правовой статус нотариуса, определяют механизм учреждения и ликвидации должности нотариуса, а также главные направления в сфере развития нотариата [6].

Регулирование деятельности нотариата на уровне государства осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации (Минюст России), что следует из Положения о Министерстве Юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313. Минюст осуществляет функции по "выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата", осуществляет "функции по контролю и надзору в сфере нотариата".

Согласно Положению о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации (Минюст России) от 03 марта 2014 года № 25, а также Положению об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации № 26 от 03 марта 2014 года, с изменениями, утвержденными приказом № 237 Минюста России от 20 октября 2016 года одной из основных задач управлений Минюста России является "осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата". В их компетенцию входит также: создание и ликвидация государственных нотариальных контор, контроль за исполнением профессиональных обязанностей государственными нотариусами, ведение учета сведений о главах местных администраций поселений уполномоченных на совершение нотариальных действий, ведение реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, выдача выписок из него, проведение конкурса и совместно с нотариальной палатой субъекта образование конкурсной комиссии на замещение вакантной должности нотариуса, создание квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, организация прохождения стажировки, "принятие решения о наделении частнопрактикующих нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство и принятии мер к охране наследственного имущества", наделение, совместно с нотариальной палатой субъекта, полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, принятие решения о передаче документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу, принятие решения об изменении территории деятельности нотариуса по согласованию с нотариальной палатой субъекта, представление в орган государственной власти субъекта предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе, учреждение и ликвидация должности нотариусов в субъекте, по согласованию с нотариальной палатой, направление сведений, подтверждающих назначение лица на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, места его жительства, а также сведения об идентификационном номере налогоплательщика, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица" [10].


После образования свободного нотариата не существовало единых правил ведения нотариального делопроизводства. Все нотариусы вели дела так, как привыкли во время работы в государственных нотариальных конторах. Ошибка при совершении нотариального действия могла быть выявлена через годы, поэтому требовалось срочно принять правила для ведения единообразного делопроизводства.16 апреля 2014 года Минюст России своим приказом утверждает Правила нотариального делопроизводства, которые приводят весь документооборот у всех нотариусов в единый вид, утверждены единые формы удостоверительных надписей к документам.

К 2000-м годам в России нотариат превратился, по сути, в орган, для удостоверения согласий, доверенностей и свидетельствования подлинности подписей. Удостоверение сделок было изъято из компетенции нотариусов, что был далеко от его исторического назначения.

Начиная с 2015 года юридическая практика в сфере заключения гражданско-правовых договоров изменилась в части соблюдения обязательной нотариальной формы. На основании Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Федерального закона от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", введено обязательная нотариальная форма удостоверение сделок, связанных с отчуждением долей в праве общей собственности третьему лицу; с продажей земельных долей; сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему либо ограниченно дееспособному; соглашений о разделе нажитого во время брака имущества супругов. Это связано с тем, что ранее недобросовестный покупатель мог приобрести за низкую цену маленькую долю квартиры и получить право проживания в ней. После чего там создаются невыносимые условия проживания для других сособственников, чтобы заставить продать остальные доли.

Что касается соглашения о разделе общего имущества супругов, то при разводе при разделе имущества, очень часто соглашения заключаются на абсолютно невыгодных для одной из сторон условиях [10].

В связи с огромным количеством оформляемых нотариусами документов возникла потребность в учете, защите данных, а также в возможности проверки достоверности и правомерности совершения нотариальных действий самими нотариусами. Под эгидой Минюста России в сфере нотариата активно внедряются электронные технологии. Это делается с целью ускорения проводимых процедур, а также повышения защиты и достоверности юридически значимой информации.


С 01 июля 2014 года начала работать Единая информационная система нотариата (далее ЕИС), доступ к которой имеют лишь специально уполномоченные лица. К ним относятся нотариусы, лица, сдавшие квалификационный экзамен (помощники нотариусов), другие работники нотариальных контор. Как гласит часть 1 статьи 34.1 Основ законодательства о нотариате: "Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена)". Федеральная нотариальная палата является оператором Единой информационной системы нотариата. В единую информационную систему нотариата "подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий". Перечень сведений, подлежащих внесению включает следующие положения: "нотариальные действия, наследственные дела, уведомления о залоге недвижимого имущества", а с 01 июля 2017 года данный перечень дополнит еще один пункт - списки участников обществ с ограниченной ответственностью. "Переход к регистрации нотариальных действий в электронной форме всеми без исключения нотариусами должен состояться не позднее 1 января 2018 года". В соответствии с частью 2 статьи 34.2 наряду с бумажными и электронными реестрами данная система включает в себя и другие сведения (например, такие как данные статистических отчетов, или информацию о других нотариусах).

В части 3 статьи 34.2 установлено, что "передача нотариусами в единую информационную систему нотариата сведений не является разглашением тайны совершения нотариальных действий". Соответственно, речь идет об одном из изъятий из нормы части 2 статьи 5 Основ, устанавливающей, что "нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения". Кроме того, часть 2 статьи 5, часть 4 статьи 34.2 Основ закрепляет обязанность нотариусов, "которые имеют доступ к сведениям, содержащимся в Единой информационной системе нотариата, и лиц, осуществляющих обработку сведений, не распространять сведения и не раскрывать их третьим лицам" (исключение составляют сведения, запрашиваемые судом, в связи с находящимся в его производстве делом и другие).