Файл: Правовые основы организации нотариата (Формы и методы государственного регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, государственно-правовое регулирование нотариата в России осуществляется в строгом соответствии с законом. Главным органом, осуществляющим государственно-правовое регулирование в сфере нотариата, является Минюст России, который определяет основные направления политики в сфере нотариата в основном совместно с Федеральной нотариальной палатой. В этом и заключается основной недочет системы государственного регулирования нотариата. Поскольку нотариусы совершают нотариальные действия от имени государства, в интересах граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц), то полномочия Минюста в этой сфере должны быть значительно расширены. Кроме того, на законодательном уровне нечетко описаны механизмы осуществления государственного регулирования в сфере нотариата. Данный аспект рассматриваемого вопроса требует существенного изменения и дополнения. Тем не менее, в данной сфере происходят положительные изменения, такие как введение Единой информационной системы нотариата, внедрение Правил нотариального делопроизводства, электронного документооборота, передача нотариату для удостоверения сделок с долями недвижимого имущества и другое. Это означает, что направление политики государства в данной области успешно реализуется на практике.

Заключение

Подытоживая ход исследования темы, на основе изучения законодательных нормативно-правовых актов, позиций различных ученых-теоретиков, судебной практики в исследуемой области, необходимо сформулировать следующие выводы.

Нотариальная деятельность имеет огромное значение для современного российского общества, с его продолжающей формирование рыночной экономикой, становлением правового государства. Нотариус - как бы авторитетный свидетель и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает жизненные интересы множества людей и организаций. Об огромной роли нотариата в жизни общества свидетельствует его многовековая история. От работы нотариата зависит полноценное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. До недавнего времени роль нотариата в России была сведена к удостоверению доверенностей, согласий и свидетельствовании подлинности подписей на документах. Наследством занимались не все нотариусы. На современном этапе государство начинает уделять нотариату все больше внимания - появляется новый законопроект о нотариате, в ведение нотариата переходят сделки с долями в обществах с ограниченной ответственностью, с долями недвижимости, с участием несовершеннолетних и недееспособных.


Целью исследования являлся всесторонний анализ и характеристика института государственно-правого регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели требовалось решение следующих задач: изучение истории становления нотариата в России; рассмотрение и всесторонняя характеристика понятия, сущности и принципов государственного регулирования нотариата в России; изучение механизма государственного регулирования и государственного контроля в сфере нотариата в Российской Федерации; анализ и характеристика форм и методов государственно-правового регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации; рассмотрение механизма государственного контроля, который дает возможность выявить эффективность самого государственно-правового регулирования нотариата в Российской Федерации и является его неотъемлемой частью. Итоги решения исследовательских задач сформулированы в следующих выводах.

Важным моментом является то, что термин "нотариальная деятельность" не закреплен в законодательстве. По мнению автора, немаловажно определить его в законодательстве. Наиболее подходящим и полным определением, на взгляд автора является следующее: нотариальная деятельность - это совершение на принципе возмездности совокупности нотариальных действий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другим законодательством, целью которой является защита законных интересов и прав граждан и юридических лиц, которые являются участниками гражданского оборота. Данное понятие, по мнению автора исследования, следует закрепить в законодательстве о нотариате, в виду его отсутствия. При этом, следует особо отметить то, что нотариальная деятельность на сегодняшний день не является видом предпринимательской деятельности и не преследует в качестве основной цели получение прибыли.

В Основах четко определяется место государственного нотариата. Но на сегодняшний день этот институт практически исчез из жизни. В настоящее время запускается программа поддержки частнопрактикующих нотариусов в отделенных районах страны, что приведет к полному исчезновению государственного нотариата.

Нотариат в Российской Федерации - представляет собой стройную систему, включающую в себя как государственных, так и частнопрактикующих нотариусов, а также органы нотариального самоуправления (нотариальные палаты), которые призваны обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем организации и совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.


Здесь следует отметить наличие еще одной проблемы. Из вышеприведенного определения следует, что центральным звеном всей системы нотариата являются государственные и частнопрактикующие нотариусы. Но государственных нотариусов в российской государстве осталось очень мало (действующих - всего 17, при этом в Вологодской области - нет ни одного). Конечно, в России, в такой огромной стране, есть очень отдаленные населенные пункты, в которых было бы нерационально открывать нотариальные конторы, так как совершенных нотариальных действий будет катастрофически мало. Нотариус в такой местности может оказаться без работы, при том, что по закону, он не имеет права практически нигде работать. Именно в таких местах по настоящее время остаются государственные нотариусы. Но в тоже время, в подобных населенных пунктах функции осуществление нотариальных действий может быть возлоено на орган местного самоуправления. Государственная политика в настоящее время направлена на поддержание частнопрактикующих нотариусов, находящихся в отдаленных уголках страны. Это приведет к фактическому исчезновению института государственного нотариата в будущем. Поэтому в скором времени возникнет необходимость пересмотра Основ, в связи с исчезновением государственного нотариата.

Понятие "государственно-правовое регулирования в сфере нотариата" можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это вся деятельность государства, в лице его государственных органов и должностных лиц, так или иначе касающаяся деятельности нотариата и его правовых основ (включая законодательное регулирование нотариата, и механизмы назначения на должность нотариуса, прекращения его полномочий; фиксирование и проверка требований к нотариусу; контроль над деятельностью нотариата, и другое). В узком смысле, государственно-правое регулирование нотариата следует рассматривать как контроль над его деятельностью со стороны органов государства (судебный контроль, налоговый контроль, контроль со стороны Минюста России и другое).

Ключевыми принципами государственно-правового регулирования нотариальной деятельности являются: независимость, беспристрастность деятельности нотариата; законность; публично-правовой характер нотариальной деятельности; осуществление нотариальной деятельности специально уполномоченными лицами; принцип тайны совершения нотариального действия; принцип национального языка при ведении нотариального делопроизводства; принцип исключительности нотариальной деятельности, принцип учета деятельности нотариусов и другие).


Государство, как важнейший регулятор общественных отношений должно всесторонне регулировать данную систему с ее многочисленными звеньями для правильного ее функционирования.

Важнейшей гарантией для лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, является закрепленное на законодательном уровне обязательное страхование нотариусов, но в нем также существуют проблемы. Лица, обращающиеся за совершением нотариальных действий, могут рассчитывать на возмещение причиненного неправомерными действиями нотариуса ущерба в полном объеме. С помощью страхования защищены от убытков все стороны данного процесса (сам нотариус, с его имуществом и обратившиеся к нему лица), что является огромным плюсом. Но в законодательстве имеются коллизии по поводу удостоверения сделок, цена которых очень высока.

Прямое регулирование деятельности нотариата на уровне государства осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. Следует отметить, что Министерство Юстиции Российской Федерации определяет основные направления политики в сфере нотариата совместно с Федеральной нотариальной палатой. Контроль собственно Минюста в основном сводится к проверке соблюдения нотариусами правил нотариального делопроизводства. Поскольку нотариусы совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации, в интересах граждан и юридических лиц, полномочия Минюста в этой сфере должны быть значительно расширены. В законодательстве плохо описаны механизмы осуществления государственного регулирования в сфере нотариата, что требует существенных дополнений.

Таким образом, контроль над деятельностью нотариусов производится государством, совместно с саморегулируемыми нотариальными палатами. Это означает, что контроль производится как внешне (Минюст России, судебные органы, налоговые органы), так и внутренне (самими нотариальными палатами). Такой подход обеспечивает комплексность контроля над нотариатом. Недочетом системы контроля является то, что полномочия Минюста в данной сфере недостаточны, и законодатель, при реформировании системы нотариата должен это учитывать.

Необходимо подытожить и систематизировать законодательство в сфере нотариата, опираясь на уже сложившуюся практику. Требуется принятие на уровне государства нового закона о нотариате и нотариальной деятельности. О необходимости реформирования законодательства о нотариате написаны ряд докторских и кандидатских диссертационных исследований, научных статей, учебных пособий. О том, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате устарели, не раз говорила и экс-президент Федеральной Нотариальной палаты М.И. Сазонова.


Список использованной литературы

Ι. Нормативные правовые акты и официальные документы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1993. - № 31. - Ст.4398; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 6. - Ст.548.
  2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ред. от 03 июля 2016 года) // Российская газета. - 1993. - 13 марта; Российская газета. - 2016. - 12 июля.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 137-ФЗ (ред. от 19 декабря 2016 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст.4532; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 52 (часть V). - Ст.7487.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст.3824; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 1 (Часть I). - Ст.16.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ (ред. от 03 апреля 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст.3340; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 15. - Ст.2133.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): федеральный закон от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ (ред. от 28 марта 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - ст.4552; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 14. - Ст. 1998.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (ред. от 28 марта 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст.16; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 14. - Ст. 1998. - Ст.40.

ΙΙ. Учебники, статьи, монографии, диссертации

  1. Бахарев, П.В. Основы нотариата в Российской Федерации/ П.В. Юахарев, О.Н. Диордиева. - Москва: Университетская книга. - 2016. - 175 с.
  2. Бурова, А.С. Налогово-правовой статус нотариуса в России и странах латинского нотариата (сравнительно-правовое исследование): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А.С. Бурова. - Москва. - 2015. - 211 с.
  3. Вергасова, Р.И. Нотариат в России / Р.И. Вергасова. - Москва: Юристъ. - 2015. - 363 с.
  4. Власов, Ю.Н., Калинин, В.В. Нотариат / Ю.Н. Власов, В.В. Калинин. - Москва: Издательство "Юрайт". - 2012. - 196 с.
  5. Гомола, А.И. Нотариат: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А. И Гомола. - Москва: Издательский центр "Академия". - 2011. - 192 с.
  6. Денисова, Ю.Н. Правовые проблемы российского нотариата на современном этапе // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - 2015. - № 1. - С.51-54.
  7. Золотарева, Е.В. Осуществление судебного контроля за нотариальными действиями // Вестник ВГУ. - Серия: Право. - № 1. - 2016. - С.148-158.
  8. Кириллова, Е.А. Нотариат. Учебное пособие / Е.А. Кириллова, Р.А. Курбанов. - Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2017. - 245 с.
  9. Косенко, Д.В. Нотариальные действия как правовой институт: проблемы определения и содержания // Нотариальный вестник. - 2012. - № 4. - С.8-19.
  10. Куленко, Н.И. Конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата на федеральном и региональном уровнях // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 2. - С.34-37.
  11. Кулишова, Р.Т. Некоторые аспекты публично-правового регулирования нотариальной деятельности на современном этапе // Вопросы современной юриспруденции. - № 56. - 2016. - С.10-15.
  12. Мирзоев, Г.Б., Волкова Н.А. Нотариат: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Г.Б. Мирзоев, Н.А. Волкова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. - 2015. - 447 с.
  13. Настольная книга нотариуса / Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, В.Ю. Юшкова, В.В. Яркова, Федеральная нотариальная палата, Центр нотариальных исследований. - Москва: Волтерс Клувер. - 2015. - Том 1. - 453 с.
  14. Настольная книга нотариуса. Учебно-методическое пособие / П.В. Крашенинников. - Москва: Издательство БЕК. - 2015. - Т.1. - 122 с.
  15. Курбанов, Р.А. Нотариат: учебное пособие. - Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова / Р.А. Курбанов. - 2017. - 567 с.
  16. Нотариат: учебник / под ред. Ралько В.В., Репиной Н.В., Дударева А.В., Фомина В.А. - Москва: ЮСТИЦИЯ. - 2016. - 214 с.
  17. Пепеляева, С.Г. Налоговое право: учебник / С.Г. Перепеляева. - Москва: Юристъ. - 2016. - 796 с.
  18. Ралько, В.В., Репин, Н.В., Дударев, А.В., Фомин, В.А. Нотариат: Учебник. - Москва: Юстиция. - 2016. - 224 с.
  19. Романовская, О.В. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития / О.В. Романовская, Г.Б. Романовский. - Санкт-Петербург: Юридический Центр "Пресс". - 2006. - 335 с.
  20. Романовский, Г.Б., Романовская, О.В. Организация нотариата в России / Г.Б. Романовский, О.В. Романовская. - Москва. - 2015. - 125 с.
  21. Стешенко, Л.А. Нотариат в Российской Федерации / под ред. Л.А. Стешенко, Т.М. Шам6а. - Москва: Норма. - 2001. - 416 с.
  22. Черемных, Г.Г., Черемных, И.Г. Нотариальное право: учебник / под ред. Ю.А. Дмитриева. - Москва: Издательство "Эксмо". - 2014. - 416 с.
  23. Ярков, В.В. Настольная книга нотариуса: учебно-методическое пособие / Авторский коллектив Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников. - Москва: Волтерс Клувер. - 2015. - Том 1. - 81 с.