Файл: Пробелы в законодательстве и способы их восполнения (Виды пробелов, их классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, правовая норма является первичным элементом системы права. Здесь речь идет об исходящем от государства общеобязательном правиле поведения, которое имеет властный характер. Правовые нормы выполняют функцию регуляции не всех, а лишь определенных видов и разновидностей общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Регуляция других отношений осуществляется посредством других социальных норм[21].

Норма права должна получить соответствующее закрепление в нормативно-правовых актах. Для этого используются различные виды юридической техники.

Нормы – это есть носители некоторой информации, объекты информационных процессов. Чтобы указанные свойства реализовались, результаты должны быть закреплены в акте-документе. Правотворчество всех стран направлено на то, чтобы точно, недвусмысленно и адекватно фиксировать результаты волеизъявления государства в акте-документе. На достижение этой цели работает специфическая отрасль правового знания - юридическая техника[22].

На современном этапе в нашей стране наблюдается активный рост количество нормативно-правовых актов, что связано с интенсивностью законотворческой и всей правотворческой деятельности. Это также становится причиной возникновения коллизий между нормативными правовыми актами не только различной, но и одинаковой юридической силы. То есть, необходимо совершенствовать юридическую технику[23].

Существует несколько подходов к юридической технике.

Сугубо практический подход подразумевает, что юридическая техника – это практическая деятельность, которая направлена на то, чтобы вырабатывать текст нормативно-правового акта. При этом происходит нивелирование научного аспекта.

Суть методологического подхода в том, что юридическая технику является единством обоих элементов, то есть единством научного и практического (собственно технического - правотворческого) аспектов.

Большинством исследователей юридической техники осуществляется выделение в ее структуре таких элементов, как методы, правила, приемы и средства[24].

Методы и правила юридической техники являются научно-технической базой юридической техники, то самое научно-техническим знанием, которое появляется в результате преломления знания теоретического через призму практических потребностей. Методы юридической техники можно рассматривать в качестве активных, деятельных составляющих ее научно-технической базы, то есть собственно познания[25].


Основной являются методы-принципы, которые обладают универсальным характером – это категории и законы диалектики. Следующая ступень нашей пирамиды представлена принципами формальной логики (законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания и т.д.) - методы формальной логики тоже есть общенаучные, хотя в контексте каждой из наук их применение обладает собственной спецификой[26].

Затем следуют правовые методы – речь идет о социолого-правовом, сравнительном, историко-правовом и других, которые для юридической техники являются не менее важными, чем общенаучные. Вершина пирамиды представлена собственно комплексным юридико-техническим методом, который заключается в том, что юридическая техника использует отдельные методы различных не юридических наук: лингвистика, семантика, информатика, нетрадиционная логика (например, модальная) и пр. Для данных методов характерно выступление в единстве, что связано со спецификой задач правотворчества[27].

Правила юридической техники являются производными от методов элементами, в которых осуществляется воплощение уже познанных, исторически и практически подтвержденных методологических закономерностей юридической техники, выраженных в форме конкретных требований к деятельности, связанной с тем, чтобы выработать форму правового акта.

Приемы юридической техники являются принадлежностью уровня технической деятельности, то есть технологического звена. Можно также сказать о разнообразии подходов к классификации приемов юридической техники, описанных в литературе. Л.Ф. Апт предлагает подразделить приемы юридической техники на две группы. Первая группа объединяет самостоятельные приемы, при помощи которых создаются структурные элементы текста правового акта: статья, часть статьи, параграф и т.д. К этим приемам относятся соединения, вынос за скобки, отсылка, использование примечаний, воспроизведение и др. Во вторую группу включены приемы, которые используются совместно с другими и самостоятельного значения не имеют (дробление, использование примеров и пр.)[28]. С.С. Алексеев предлагает разделение приемов согласно следующим основаниям: 1) степень обобщения норм (речь идет об абстрактном и казуистическом) и 2) способ изложения норм (прямом, бланкетным, ссылочном). А.Нашиц считает, что приемами юридической техники являются приемы перечисления, определения, классификации, юридической конструкции, презумпции и фикции[29].


Итак, выделим такие приемы юридической техники[30].

В аспекте степени обобщения конкретных показателей:

абстрактный — в процессе формулирования нормы права осуществляется использование обобщающей формулировки;

казуистический — формулирование правовой нормы предполагает последовательное перечисление условий, при которых она является действующей.

В аспекте способа изложения элементов юридической нормы:

прямой —изложение гипотезы, диспозиции и санкции осуществляется в одной статье нормативного правового акта;

отсылочный — изложение отдельных элементов нормы (или гипотезы, или диспозиции, или санкции) в других конкретных статьях данного закона и к ним делается отсылка или же ее подразумевают;

бланкетный — являются разновидностью отсылочного, но отсылку осуществляют в общей форме, чаще всего через то, что упоминаются соответствующие правила, инструкции, иные законодательные акты[31].

Наконец, средства юридической техники следует рассматривать как технические устройства, за счет которых осуществляется сознание конечного продукта – текста правового акта. Для средств юридической техники присущ разнообразный характер. В частности, речь идет о:

- формально-атрибутивных (реквизиты документа);

- логических (структуре документа в целом, внутренней структуре норм);

- языковых (здесь речь идет о всем комплексе выразительных средств данного языка, в том числе терминологии, речевых клише, метафорах, языковых символах и т.д.)[32];

- специально-юридических (речь идет об юридических конструкциях, презумпциях, фикциях, ссылках, отсылках, оговорках, примечаниях и т.д.)[33].

Следующий важный шаг к выявлению сущности юридической техники – это определение объекта и предмета.

Объект практического преобразования юридической техники - это информация, данные, которые получаются в результате познавательной процедуры и непосредственно имеющие отношение к предмету регулирования формируемого нормативного акта.

Предмет юридической техники является текстом правового акта либо действующего правового акта, если есть необходимость внесения в него изменений и дополнений.

Цель юридической техники заключается в изложении акта-волеизъявления в актах-документах.

Сущность юридической техники заключается в том, что происходит осуществление познавательной и преобразовательной деятельности субъекта правотворчества, имеющая в качестве предмета форму (текст) правовых актов[34].


Нормативные акты должны носить содержательный и эффективный характер. Корректное наполнение содержания означает наличие верного решения вопроса относительно способности общественных отношений быть урегулированными в правовом отношении[35].

Требование законности предполагает, что любой нормативный акт в аспекте содержания должен находиться в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, Конституцией, нормативными актами, обладающими более высокой юридической силой. Этот правило основано на том, что существует определенная иерархия правотворческих субъектов[36].

Требования законности с позиции того, каким должно быть содержание нормативных актов, представляют собой следующее: 1) издание нормального акта должно осуществляться в пределах компетенции, которое обладает правотворческий субъект. Это означает, что нормативный акт всегда посвящается вопросу, который является частью предмета ведения данного органа. Если данное правило является нарушенным, то в дальнейшем анализе нормативного акта просто нет смысла; 2) необходимость соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Например, согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государство должно их защищать. Соответственно, процесс принятия нормативных актов в соответствии с правами и свободами граждан – это есть конституционное требование.

Требование соответствия нормам морали также играет большую роль. Сейчас нельзя утверждать, что мораль обладает в нашем обществе основополагающим значением. Главная нагрузка по регулированию общественных отношений реализуется правом[37]. Однако моральные нормы все же выступают в качестве значимого общественного регулятора, и это необходимо учитывать. Например, если определенными людьми нарушаются моральные нормы, то общество прибегает к их категорическому осуждению. Те нормативные акты, которые противоречат моральным нормам, не могут быть реализованы[38].

Требование целесообразности связано с соответствием нормативного акта соответствующим интересам (общественным, государственным, гражданским) в реальных условиях[39].

Требование обоснованности означает необходимость принятия и содержания нормативных актов с учетом того, есть объективные и субъективные факторы, закономерности и тенденции развития общества. Это требование также связано с тщательным исследованием и учетом в целях надлежащей правовой регламентации действий экономических, политических, экологических и других закономерностей развития жизни общества, его социальных потребностей. Соответственно, в содержании нормативных актов все эти факторы должны быть учтены и отражены.


Содержание нормативных актов должно быть эффективным. Эффективность акта означает выполнение всех его целей, как близких, так и отдаленных, с условием наименьшего ущерба для всех социальных ценностей, кроме того, важность имеют экономические затраты и сроки, которые должны быть минимальными.

Требование своевременности означает, что содержащиеся в нем правовые предписания должны находиться в соответствии с временем, когда акт издается, сохранять необходимость и важность на текущем этапе развития государства и общества[40].

Стабильность содержания нормативного акта связана с тем, что должны регулироваться не только уже существующие общественные отношения, но также и те отношения, которые возникнут в будущем.

Экономичность нормативного акта подразумевает соотношение между ценностью результата, полученного вследствие действия акта, и произведенными на его создание затратами. Экономичность предполагает, что необходимо выявить и применить рациональный способ достижения поставленной в акте цели и означает, что полученный результат должен принести обществу больше пользы по сравнению с теми затратами, которые возникли при подготовке и принятии проекта. С этим принципом связана необходимость представления экономического, финансового обоснования проекта нормативного акта, что дает возможность определения предполагаемых затрат и эффективности действия[41].

Требование реальности означает, что содержание нормативного акта должно быть выполнимым, а его предписания осуществимыми. Для выполнения акта должны существовать соответствующие материальные, финансовые, трудовые, технические ресурсы[42].

Наконец, содержание нормативного акта должно быть оптимальным. То есть, он должен выражать наилучшую форму правового упорядочения определенного фрагмента социальной жизни.

Таким образом, содержание нормативно-правовых актов должно быть современным, эффективным, подробным, целесообразным, отвечающим моральным нормам и принципам[43].

Учитывая все вышесказанное, более широко Л.И. Спиридонов определяет право как «нормативное выражение исторически сложившегося порядка общественно значимых отношений между свободными и равными субъектами». Отклонения от этого порядка могут быть устранены средствами государственного принуждения. При таком подходе, с одной стороны, становится понятной вся относительность обособления «пробелов в праве» и «пробелов в законе», а равно попытка разграничить сущность названных правовых явлений[44]. С другой стороны, игнорирование разницы между рассматриваемыми понятиями, отождествление первого и второго чревато сведением проблемы поиска и устранения пробелов лишь к ликвидации «технических» огрехов законодательства, т.е. пробелов в законе. Иной подход к пониманию сущности пробелов в праве, выраженный в работах С.И. Вильнянского, В.В. Лазарева и др., связан с более широкой трактовкой сферы общественных отношений, попадающих в сферу интересов правового воздействия. Так, по определению С.И. Вильнянского, пробел в праве выражается в полной или частичной неурегулированности общественных отношений правовыми нормами[45]. Исходя из, условно говоря, «широкого» понимания пробела в праве, В.В. Лазарев определяет его как «полное или частичное отсутствие нормативных установлений, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства, а также иными проявлениями классовой воли, направленных на регулирование жизненных фактов в сфере правового воздействия». В представленном определении можно выделить три основных момента: 1) определенный уровень развития общественных отношений, которые формируют общественное сознание; 2) различные проявления общественной воли, общественного сознания, находящие выражение в основных принципах, политике, смысле и содержании действующего законодательства и др.; 3) потребность практического решения дел[46]. Следовательно, В.В. Лазарев при определении пробела в праве принимает во внимание проявления общественной воли, общественного сознания и всех, охватываемых им, отношений. При таком подходе к определению сущности пробела в праве становится причастной по большому счету вся та сфера общественных отношений, которая может быть охвачена правосознанием. Разграничивая категории «пробелы в праве» и «пробелы в законе», В.В. Лазарев пишет, что «пробелы в законе» имеют место там, где нормативный акт, регулируя общественные отношения в общей форме, оставляет какие-то аспекты этих отношений или сходных с ними без правового опосредования, в то время как оно должно быть именно в этом нормативном акте. При полном отсутствии нормативного акта, т.е. там, где даже в общей форме определенные отношения не получили своего правового оформления, налицо «пробел в праве»[47]. Позволим себе не согласится с изложенным мнением в том, что пробел в законе предполагает отсутствие нужной правовой нормы в том же самом законе, который устанавливает общие рамки правового регулирования каких-либо отношений[48]. Вполне вероятно, что частично эти отношения будут урегулированы в другом законе, в связи с чем говорить о наличии пробела в законе не будет оснований. На наш взгляд, пробел в законе подразумевает отсутствие (неполноту, противоречие) требуемой правовой нормы во всем массиве законодательства, а не только в одном конкретном законе. Такая трактовка перекликается с определением пробела, данного С.С. Алексеевым, который коротко сообщает: «пробел в законодательстве — это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования»[49]. Изложенный подход вовсе не отрицает того факта, что пробелы возможны только в области, регулируемой правом, и лишь в отношении фактов, находящихся в сфере правового воздействия. Однако, он не сводит эту сферу лишь к рамкам «фактического правового регулирования, установленного законодательством», как это наблюдается при «узкой» трактовке пробела. Аналогичного подхода к определению сущности пробела в праве придерживался, как представляется, и российский правовед И.В. Михайловский, который использовал понятие пробела по отношению к ситуациям, в которых «фактические обстоятельства случая не соответствуют ни одной из описательных частей (предположений) действующих юридических норм»[50]. Отсюда следует заключение, что «пробел в положительном праве» не дает ответа на поставленный жизнью вопрос[51]. Таким образом, в научной литературе по теории права представлено две основные точки зрения на вопрос о том, что следует считать пробелом: в одном случае таковым признается недостающий элемент уже действующей правовой нормы (пробел в законе), а в другом — прежде всего полное отсутствие необходимого правового предписания (пробел в праве). В качестве общепринятого определения рассматриваемого правового феномена, Д.Н. Рябова приводит следующее: «Пробел в праве — это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования. Иными словами, это отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида общественных отношений»[52]. Приведенное определение, на наш взгляд, также следует признать неудовлетворительным, т.к. «нормы права для урегулирования какого-либо вида общественных отношений» и «конкретное нормативное предписание в отношении обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования» — это не одно и тоже. Фактически в первом случае подразумевается широкий подход к определению пробела, а во втором — узкий.