Файл: Общее равновесие и общественное благосостояние.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод, что достижение ключевых задач государственной политики в сфере производства и распределения общественных благ происходит за счет использования комплекса методов регулирования данного рынка в виде прямого вмешательства государства, а также использования рыночного конкурентного механизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общественные блага — это блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам: нельзя лишить кого-то возможности пользования, например, светом маяка или системой национальной безопасности. Предоставление общественного блага новому потребителю не требует дополнительных производственных затрат, они также не могут быть разделены между потребителями. Классическими примерами таких благ является национальная оборона, юстиция или законодательная система, пожарная служба, национальные парки, система здравоохранения, национальные библиотеки и другие национальные культурные учреждения, государственное управление и местное самоуправление тому подобное.

Основная проблема, связанная с чистыми благами, заключается в том, что потребитель может пользоваться выгодами определенного продукта, ничего не тратя на его производство. Чистое общественное благо имеет своеобразный внешний эффект: в случае его потребления одним индивидом оно становится доступным для всех. В этой связи у потребителей возникает соблазн избегать выплат, то есть возникает проблема «зайцев» — это уменьшает возможность предложения этого блага через рынок.

Производство общественных благ должно давать положительный социальный эффект, а для того, чтобы государственные средства не расходовались зря, необходимо определить объем обеспечения общества государственными благами. Это можно сделать на основе тех же подходов, используемых для определения оптимального объема производства на предприятии. Максимальный целесообразный объем производства общественных благ достигается в тот момент, когда увеличение общественного благосостояния благодаря дополнительной единице общественного блага будет равен предельным затратам на его производство. Однако, оценка эффективности производства общественного блага имеет ряд проблем:

  • отсутствие единиц измерений полезности общественного блага (так обычно их объем измеряется только в денежной форме);
  • невозможность отделить эффект конкретного общественного блага от эффекта других благ, удовлетворяющих аналогичные потребности (как общественных, так и частных).
  • объем общественных благ, как правило, измеряется только в денежных единицах, что приводит к необходимости его пересчета, соответственно, к изменению уровня цен в стране.

В России государству приходится уделять особое внимание выпуску общественных благ в силу исторических причин (например, потребность обеспечение внутренней и внешней безопасности), социальных причин, а также несущественного интереса инвесторов к выпуску общественных благ. Оценка показала, что в целом в последние годы в России наблюдается увеличение как суммы расходов на выпуск общественных благ, так и их доли в ВВП.

В работе отмечено, что основная причина низкой эффективности деятельности государства в ходе производства общественных благ — отсутствие конкуренции. Для решения данной проблемы в России может быть использован опыт развитых стран, который включает использование таких вариантов развития конкуренции на рынке общественных благ, как полная неприемлемость конкуренции, естественная монополия, частно-государственное партнерство и государственный заказ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аристов Е. В. Понятие и концепция общественного блага // Право и современные государства. — 2017. — № 5. — С. 10-16.
  2. Грабова О. Н. Общественные блага: потенциал инноваций // Интернет-журнал Науковедение. — 2017. — Т. 8. — № 5 (36). — С. 14.
  3. Дерябина М. ГЧП В сфере общественных благ: опыт России // Наука и инновации. — 2013. — Т. 11. — № 105. — С. 24-26.
  4. Иваненкова Е. Д., Рыжкова М. В. Формирование безбилетника при производстве общественного блага: экспериментальный анализ // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5. — С. 241.
  5. Куликов Н. М. Общественные блага: проблема многогранности понятия // Дискуссия. — 2016. — № 10 (51). — С. 84-88.
  6. Налетов А. Ю. Общественные блага в России как основа государственных финансов // Финансы и кредит. — 2014. — № 28 (412). — С. 15-21.
  7. Попов Е., Кац И. Социально-экономическая адаптация сектора общественных благ в регионах России // Общество и экономика. — 2016. — № 5. — С. 126-139.
  8. Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 37) — М.: Институт Гайдара, 2017. — 472 с.
  9. Саблин Д. С. Производство общественных благ как реализация экономических функций государства в рыночном хозяйстве // Terra Economicus. — 2017. — № 4. — С. 256-260.
  10. Садовникова Е. Н. Парадоксы общественных благ // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2013. — Т. 8. — № 4. С. 12.
  11. Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. —16-е изд. — М.: Вильямс, 2014. — 680 с.
  12. Спектор А. А. О понятии и роли конкуренции в развитии рыночной экономики // Коммерческое право. Научно-практический журнал. — 2016. — Т. 2. — № 1. — С. 124-133.
  13. Цыренова В. Д. Эволюция понятия общественное благо в разных экономических школах // Вестник Бурятского государственного университета. — 2016. — № 2. — С. 18-21.
  14. Чернявский А. Д. Благо как экономическая категория: актуальность диалектического подхода к его пониманию // Интернет-журнал Науковедение. — 2016. — № 3 (22). — С. 82.
  15. Экономическая теория: учебник / В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. — СПб.: Питер, 2016. — 528 с.
  16. Общественные блага в национальной экономике: понятие, сущность, классификация [электронный ресурс] //http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/obshchestvennye-blaga.html
  17. Олсон М. Логика коллективных действий: Общественные блага и теория групп [электронный ресурс] // http://socioline.ru/book/m-olson-logika-kollektivnyh-dejstvij-obschestvennye-blaga-i-teoriya-grupp
  18. Производство общественных благ [электронный ресурс] // http://modern-econ.ru/micro/gosudarstvo/blago/proizvodstvo-blag.html
  19. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена [электронный ресурс] // http://www.e-reading.club/chapter.php/98175/79/Vasil'eva,_Ignat'eva_-_Istoriya_ekonomicheskih_ucheniii__konspekt_lekciii.html
  20. Федеральная служба государственной статистики РФ [электронный ресурс] // http://www.gks.ru