Файл: Общее равновесие и общественное благосостояние.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 427

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Локальные общественные блага как формально неисключительные для всех членов общества блага необходимо отличать от благ, которые являются неисключительными только для определенных групп людей (например, дороги на территории гаражных кооперативов для членов этих кооперативов). Будучи неисключительными для одних людей такого рода блага являются одновременно исключительными для других людей.

Существует, по меньшей мере, еще одна разновидность частных благ, по которой можно уверенно утверждать, что они характеризуются неделимостью — это частные блага общего потребления. Неделимыми частными благами являются, например, проезд троллейбусом или футбольный матч для поклонников футбола, которые наблюдают за его ходом с трибун стадиона. Нельзя троллейбус, подобно колбасе, разделить на отдельные части с тем, чтобы предоставлять транспортные услуги каждому пассажиру отдельно. Так же нельзя одни части футбольного матча предоставлять для просмотра одним болельщикам, а другие — другим.

Следствием неисключительности общественных благ является то, что все они предоставляются на безвозмездной основе. Однако не все блага, которые предоставляются бесплатно, являются общественными. На безвозмездной основе могут предоставляться и некоторые частные блага, например, высшее образование государственными университетами. В этой связи вряд ли можно согласиться с теми экономистами, которые считают образование общественным благом. Услуги преподавателя является таким же исключительным, а потому и частным благом, как и услуги парикмахера или адвоката.

Таким образом, общественные блага — все блага, удовлетворяющие потребности людей, которые можно разделить на общественные и индивидуальные по двум критериям: делимость и исключительность.

Рынок не может обеспечить производство общественных благ, поскольку он заинтересован выпускать только те блага, на которые существует платежеспособный спрос. Если бы производство общественного блага не взяла на себя государство, его бы никто не произвел.

1.2. Механизм производства и потребления общественных благ

Общественные блага невозможно предоставить какому-то одному субъекту общественных отношений, не сделав их в то же время доступными для других. Очень трудно, а иногда и невозможно, ограничить круг потребителей общественных благ только теми, кто за них заплатил.


Поэтому частным предприятиям очень сложно производить и продавать общественные блага, которые невозможно справедливо распределить с помощью рыночных механизмов. В силу самой природы общественных благ, установить непосредственные связи между платой за них и их предоставлением практически невозможно, поэтому у потребителя нет стимула их покупать. Через эти две характерные черты общественных благ потребитель старается избегать оплаты за такие блага, поскольку их могут оплатить другие, а он, имея свободный доступ к таким благам, сможет пользоваться ими бесплатно. Примером создания общественного блага может быть, например, строительство дамбы, которая позволяет предотвращать наводнения. Если предприятие строит дамбу для регулирования сточных вод, трудно или почти невозможно ограничить круг лиц, которые будут пользоваться этим благом, только теми, кто внес свой вклад в строительство, и отказать в пользовании тем, кто не выделил свою долю в создание этого общественного блага. Осознавая это, потенциальные пользователи общественным благом, как правило, не хотят компенсировать затраты на процесс производства общественных благ, пытаясь переложить эти расходы на других субъектов. Поэтому планирование производства, производство и справедливое распределение общественных благ является одной из основных функций государства [18].

Классическая экономическая теория и механизмы рыночного саморегулирования базируются на принципе, что изменение стимулов влияет на человеческое поведение таким образом, что ее можно предположить, поскольку человек выбирает тот способ действий, который обеспечивает ей больше выгоды и меньше затрат. Но в случае создания общественных благ этот принцип приводит к противоречию между индивидуальными и общественными интересами, которые нельзя согласовать рыночными механизмами. Поэтому возникает потребность в применении внешнего регулятора — государства, которое должно в таких случаях применять регуляторное вмешательство и таким образом находить «точку равновесия» индивидуальных и общественных интересов. Общество выигрывает тогда, когда процесс планирования и производства общественных благ является объектом государственного регулирования [18].

Государство имеет законное право делать то, что люди в одиночку, без его вмешательства, либо вообще не могут сделать, или делают это не очень хорошо. То есть существуют теоретически определенные случаи, когда рыночные саморегулируемые механизмы не могут гарантировать решение всех социально-экономических проблем и полностью уравновесить индивидуальные и общественные интересы. Даже в конкурентной рыночной системе регулярно возникают ситуации несостоятельности рынка, при которых рыночное саморегулирование необходимо заменять или дополнять механизмами государственного регулирования.


В тех случаях, когда за счет рыночного механизма невозможно обеспечить потребителя общественными благами, которые не исключаются из потребления, во многих странах предоставление этих благ берет на себя правительство (государственный сектор).

Государственное производство общественных благ выгоднее, поскольку компенсировать затраты на него правительство может налогами или штрафами. Но как может правительство определить необходимые объемы производства общественных благ, если существует проблема «зайцев» (люди действуют как пассажиры — «зайцы», которые понимая ценность общественного блага и его пользу для себя, но не платят за него) и это стимулирует людей давать неверную информацию о своих предпочтениях.

Поэтому правительство, которое берет на себя производство общественных благ, сталкивается двумя проблемами:

  • как определить оптимальное количество общественного блага;
  • как оценить выгоды и издержки от реализации того или иного проекта производства общественных благ.

Экономисты предлагают определять оптимальный для общества объем производства общественного блага с помощью так называемых «фантомных» кривых спроса (псевдокривых). Принцип построения этих кривых диаметрально противоположный построении кривых рыночного спроса для товаров индивидуального потребления. Чтобы определить объем совокупного рыночного спроса на товар индивидуального потребления надо, как известно, составить объемы индивидуального спроса каждого покупателя по каждой возможной цены (горизонтальная сумма). Чтобы получить гипотетическую кривую спроса на общественное благо, нужно определить вертикальную сумму — составить цены, которые все потребители готовы заплатить за последнюю единицу данного товара всех возможных объемов спроса на него. При этом используем закон убывающей предельной полезности, то есть предполагаем, что каждая дополнительная единица общественного блага приносит меньше полезности, чем предыдущая.

Покажем построение кривой спроса на общественное благо на примере. Для упрощения предположим, что спрос предъявляется со стороны только двух граждан А и Б (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Исходные данные для построения кривой спроса на общественное благо

Количество товара для А, ед.

Количество товара для Б, ед.

Цена товара, руб.

1

0

5

2

1

4

3

2

3

4

3

2

5

4

1


Хотя они могут пользоваться этим благом бесплатно и не могут помешать друг другу потреблять его в любом количестве, каждый из потребителей имеет собственную оценку предельной ценности каждой единицы блага, согласно которой определяет, сколько он мог бы заплати за нее.

Гражданин А согласен за первую единицу блага заплатить 5 руб., а гражданин Б — всего 4 руб. Итак, коллективная цена первой единицы составляет 9 руб. Так же определяем, что коллективная цена второй единицы блага составляет: 4 (А) 3 (Б) = 7 руб. Третьей, соответственно, — 5 руб. и т.д.

Кривая спроса на общественное благо является типичной нисходящей, что объясняется законом убывающей предельной полезности.

Рис. 1.2. Кривая спроса на общественное благо

Кривая предложения отражает предельные издержки производства в краткосрочном периоде, в котором действует закон убывающей отдачи, поэтому имеет восходящий характер. Вне точки равновесия предельные расходы не совпадают с предельными выгодами граждан, которые проявляются в коллективной оценке блага.

Оптимизация производства общественных благ осуществляется по тому же правилу, что и выбор объема выпуска для отдельной фирмы: МR = МС. А для определения расходов, необходимых для максимизации прибыли, используется правило МRР = МЕ, то есть сравниваются предельная доходность ресурса и предельные расходы, необходимые для привлечения его в производство (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Эффективное производство общественного блага

В данном случае MU (благо для индивидуальных потребителей) равно предельным издержкам (MC) на его производство.

Анализ затрат и выгод, связанных с производством общественных благ, осложняется тем, что привлечение дополнительных ресурсов для реализации определенного государственного проекта приносит дополнительное удовлетворение потребностей граждан в общественных благах, но в то же время уменьшает объемы ресурсов для производства товаров индивидуального потребления, что считается потерями для граждан. Учитывая это, можно определить, в какой степени следует расширять государству программу предоставления общественных благ. Если выгоды от дополнительного производства общественных благ превышают потери от сокращения производства товаров индивидуального потребления, то программу стоит реализовывать, и наоборот [18].

Некоторые программы общественных благ приносят прямую выгоду, которую можно определить как уменьшение вреда (строительство дамб против наводнения, очистных сооружений, шоссейных дорог). Но во многих случаях общие выгоды подсчитать довольно трудно. Например, строительство новой дороги может принести выгоду в виде расширения рынков, усиления конкуренции, углубления специализации для данного района и повышение эффективности экономики в целом. Кроме того, создаются новые рабочие места, что дает возможность повысить уровень занятости и уровень жизни. Но с другой стороны происходит отчуждение земли от сельскохозяйственного производства, дополнительное загрязнение окружающей среды в результате усиления интенсивности транспортного движения, что в итоге вызывает значительные побочные расходы, которые прилагаются к прямым затратам на строительство дороги и покупку земли.


Автомобильные дороги могут быть как общественным благом, так и частным. В любом случае проблемой становится перегруженность дорог. Тогда пользование этим благом вызывает негативный внешний эффект. Правительство может использовать несколько методов решения этой проблемы. Во-первых, ввести плату с проезд, возможно, дифференцированную по часам, чтобы снять особое напряжение часы «пик». Во-вторых, можно повысить налог (акциз) на продажу бензина, но это несовершенное решение, потому что сначала уменьшится общее количество поездок, а впоследствии потребители переключат спрос на более экономные малолитражные автомобили. Примером удачного решения проблемы перегрузки дорожно-транспортных путей служит Сингапур, где была введена плата за проезд по центральным лицам города, дифференцированная по часам дня и уровнем загрязнения. Введены специальные карточки, которые определяют интенсивность использования автомобилем: дорогие карточки позволяют ездить в любое время, дешевые — только в выходной день. Сингапур — единственный на земле город, где не существует проблемы перегруженности дорог и загрязнения, связанного с автомобилями. А установление платы за проезд по автомагистралям позволило снизить другие городские налоги.

Теоретически уменьшение государственных расходов не всегда может означать экономию ресурсов. Для определения реального результата требуется анализ выгод и затрат альтернативных программ. В основном экономия на государственных расходах означает перераспределение ресурсов между государственным и частным секторами экономики до тех пор, пока нельзя будет получить дополнительную выгоду от дальнейшего перераспределения. Общественные блага не обязательно производятся только в государственном секторе. Государство может определить объем необходимых благ и передать заказ на их производство частным фирмам-подрядчикам. Основная проблема — найти средства для обеспечения такого производства [10, с. 12].

Поскольку рыночная система цен не выделяет ресурсов на общественные блага, а на квазиобщественные блага выделяет их недостаточно, чрезвычайно важно выработать механизм, который обеспечивал бы их производство. Опыт многих стран показывает, что общественные блага производятся и доводятся до потребителей с помощью правительства на основании групповых или коллективных решений. Виды и объемы производства различных общественных благ определяются в цивилизованных странах политическими методами, прежде всего, путем голосования. Объемы потребления общественных благ — то вопрос государственной политики.