Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 430
Скачиваний: 5
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас общепринято считать, что одной из базовых экономических функций государства является обеспечение производства общественных благ. Общественные блага являются ключевым фактором, который обеспечивает увеличение благосостояния, и важным качественным показателем развития производственных сил.
В нашей стране в последние десятилетия можно констатировать деформацию структуры выпуска общественных благ в то время, как в ходе социального развития их роль постоянно возрастает. Процессы, которые происходят в отечественно экономике, приводят к возникновению новых взаимоотношений в системе производства общественных благ и их недооценка существенным образом влияет на снижение результативности во многих сферах национальной экономики. Таким образом, углубление рыночных отношений актуализирует потребность в изучении специфики рынка общественных благ, их сущности и особенностей.
Следует отметить, что экономика рыночного типа и частный сектор не могут выпускать достаточный объем общественных благ без государственной поддержки. Частные предприниматели не располагают сведеньями о реальных потребностях в конкретных благах общественного характера. Однако, главной проблемой производства общественных благ в рыночной экономике является его капиталоемкость, в результате нести затраты на выпуск общественных благ в достаточном объем в состоянии только государство.
Целью данной курсовой работы является исследование сущности общественных благ, их производства и распределения.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность общественных благ, рассмотреть их основные черты;
- рассмотреть механизм производства и распределения общественных благ;
- проанализировать проблемы производства и распределения общественных благ в России, рассмотреть пути их решения.
Объектом исследования является сектор производства общественных благ в экономике государства. Предмет исследования — сущность общественных благ, процесс их создания и распределения.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные, опубликованные в экономической литературе, периодической печати, информационные, аналитические, методические материалы.
1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
1.1. Сущность общественных благ
Рассмотрим основные подходы к пониманию сущности общественных благ. Согласно наиболее распространенному мнению, общественные блага — это блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам: нельзя лишить кого-то возможности пользования, например, светом маяка или системой национальной безопасности. Предоставление общественного блага новому потребителю не требует дополнительных производственных затрат, они также не могут быть разделены между потребителями.
Одним из экономистов, чей вклад в разработку современной теории общественных благ считается особенно весомым, является Манкура Олсон. В своем фундаментальном труде «Логика коллективного действия: общественные блага и теория групп» он всесторонне проанализировал проблему предоставления общественных благ в контексте деятельности групп людей, объединенных общим интересом. Олсон считает, что «достижение какой-либо общей цели или удовлетворение какого-либо общего интереса означает, что для этой группы предоставляется общественное или коллективное, благо» [17]. Исходя из такого понимания общественных благ, автор относит к ним и высокую цену на отраслевой продукт для фирм соответствующей отрасли, и доход корпорации для ее акционеров, и таможенный тариф для отрасли, которая его добивается. И хотя в своей работе Олсон пунктирно проводит различие между, по его же словам, «обычными коллективными благами» и коллективными благами вроде той же высокой цены на отраслевой продукт, для него эта разница несущественна, а потому к категории общественных благ он включает и те, и другие.
То, что таможенный тариф несет в себе выгоды и в этом смысле является благом для всех предприятий отрасли, которые его добиваются, не вызывает сомнений. Однако это не означает, что он является общественным благом. Общественные блага, как и частные блага — это блага в виде определенных товаров или услуг. Таможенный тариф не является ни товаром, ни услугой, а потому не является он и общественным благом. Так же не являются общественными благами и высокая цена на отраслевой продукт для действующих в области фирм или доход корпорации для ее акционеров. Можно согласиться с утверждением Олсона, что сущность организаций заключается в том, чтобы «оказывать неделимую (для всех) выгоду» [17]. Однако далеко не во всех случаях такого рода выгоды предоставляются в форме общественных благ.
Еще один экономист, чей вклад в разработку современной теории общественных благ трудно переоценить, Дж. Бьюкенен, похоже, не считал необходимым придерживаться в своих работах какого-то единого, строго очерченного их определения. Поэтому в его работах в зависимости от целей исследования можно найти различные толкования общественных благ от любых благ, которые «группа или сообщество индивидуумов по тем или иным причинам решает производить при посредничестве коллективной организации» [19] и таких благ, которые являются совместно потребляемыми.
П. Самуэльсон и В. Нордхаус в своей книге «Экономика» дают такое определение общественных благ: «Общественные блага — это блага, расходы на дополнительное использование которых еще одним человеком равны нулю и использование которых нельзя ограничить» [11, с. 55]. Такое понимание общественных благ имеет недостаток, т.к. игнорирует факт существования так называемых перегруженных общественных благ, которыми являются, в частности, некоторые дороги в час пик. Затраты на использование таких дорог дополнительными потребителями не равны нулю, поскольку для того, чтобы оно вообще было возможным, их нужно расширять. Пробки на дорогах — наглядное свидетельство того, что затраты на использование общественных благ дополнительными потребителями не всегда равны нулю.
Спорным представляется и утверждение П. Самуэльсона и В. Нордхауса о том, что «наиболее ярким примером положительного внешнего эффекта являются общественные блага» [11, с. 55]. По мнению этих экономистов, и строительство сети скоростных магистралей и создание национальной метеорологической службы, и проведение фундаментальных научных исследований — все это важные примеры положительных внешних эффектов.
Как известно, внешние эффекты — это осуществляемые без адекватной компенсации влияния деятельности одних субъектов экономики на благо других. Ключевым моментом в случае внешних эффектов является отсутствие компенсации со стороны тех, кто наносит вред, или, наоборот, получает выгоду. Когда житель многоквартирного дома за свой счет высаживает на придомовой территории дерева, он, действительно, с одной стороны, создает общественное благо, а с другой — генерирует положительный внешний эффект для других жителей дома. В этом случае предоставление общественного блага сопровождается созданием положительного внешнего эффекта для тех, кто не участвует в его создании. Другое дело — предоставлением общественных благ государством. В этом случае производство общественных благ оплачивается в конечном итоге за счет самих же налогоплательщиков, а потому ни некомпенсированной выгоды они не получают. Поэтому вряд ли подобные случаи предоставления общественных благ можно считать примерами создания положительных внешних эффектов. А они, между тем, являются типичными для современной экономики.
Очень близкой, если не тождественной, к толкованию общественных благ как благ, расходы на использование которых дополнительными потребителями равны нулю, является их характеристика как благ, которые не являются объектом соперничества, или другими словами, как неконкурентных благ. Мол, в отличие от потребления частных благ, потребление общественных благ одними людьми не уменьшает возможностей их потребления другими людьми. В качестве примера часто приводят национальную оборону, утверждая, в частности, что когда индивидуум пользуется благами системы национальной обороны, он не мешает использовать ее кому-то еще [5, с. 85].
Необходимо обратить на важность учета факта существования перегруженных общественных благ, которые как раз и отличаются тем, что потребление их одними потребителями уменьшает возможности их потребления другими потребителями. Примером такого рода общественных благ, как уже отмечалось, есть дороги в час пик. Что же касается национальной обороны, то и она при определенных обстоятельствах может быть конкурентным благом, как в случае, когда концентрация вооруженных сил нс целью защиты от вооруженного нападения одних регионов страны приводит к снижению уровня безопасности жителей других регионов страны. Итак, вопреки распространенному мнению, неконкурентность нельзя считать отличительной чертой общественных благ.
Некоторые экономисты противопоставляют общественные блага общим ресурсам, считая, что в отличие от общих ресурсов, которые хоть и неисключительными, однако конкурентными благами, общественные блага являются неисключительными и одновременно неконкурентным благами. Примерами общих ресурсов являются, в частности, леса, озера, пастбища, тогда как ярким примером общественных благ принято считать национальную оборону [5, с. 86].
Эксперты отмечают, что при определенных обстоятельствах национальная оборона вполне может быть объектом соперничества. С другой стороны, во многих случаях леса, озера и пастбища являются скорее исключительными, чем неисключительными благами в том смысле, что исключение из их потребления потенциальных потребителей технически возможным и относительно недорогим. При этом такого рода блага могут находиться в совместном пользовании общин. Поэтому само по себе совместное пользование благом ничего не говорит о том, каким оно является — исключительным или неисключительным. Часто те блага, которые называют общими ресурсами, является ничем иным, как частными благами, которые по тем или иным обстоятельства выступают объектом общего пользования.
Подобно другим товарам и услугам, ресурсы могут быть как частными, так и общественными благами — все зависит от того, какими они являются — исключительными или неисключительными. Разделение неисключительных благ на общественные блага и общие ресурсы равнозначно признанию того, что ресурсы в коем случае не могут быть общественными благами, а общественные блага — ресурсами. По логике такого разделения, например, энергия солнца, является общественным благом, однако не является общим ресурсом. С другой стороны, перегруженные дороги есть, как оказывается, общим ресурсом, однако не является общественным благом.
Благо есть общественное, если нет возможности исключить из числа его потребителей тех, кто за него не платит. Невозможность исключения из потребления потенциальных потребителей, или, коротко говоря, неисключительность — единственный признак, по которому общественные блага отличаются от частных. Общественные блага являются неисключительными в том смысле, что исключение потенциальных потребителей из их потребления является или технически невозможным, или же, если и технически возможным, то слишком дорогим [1, с. 10].
Впрочем, сразу же следует заметить, что в случае частных благ исключение из числа их потребителей тех, кто за них не платит, требует определенных затрат. Однако такого рода расходы намного меньше расходы исключения в случае общественных благ.
Исключительность — общепризнанная сегодня отличительная черта общественных благ. Казалось бы, не должно быть никаких сомнений и в том, что существенным признаком частных благ является исключительность. Тем не менее, некоторые экономисты придерживаются иного мнения [1, с. 11].
На рисунке 1.1 приведена классификация благ, в рамках которой они изначально делятся на две категории — частные и общественные блага. Как уже отмечалось, единственной основой для указанного разделения является степень легкости, с которой потенциальные потребители могут быть исключены из потребления благ.
Блага
Частные блага
Общественные блага
Частные блага индивидуального потребления
Частные блага общего потребления
Локальные общественные блага
Общенациональные общественные блага
Локальные общественные блага
Общенациональные общественные блага
Международные общественные блага
Рис. 1.1. Классификация благ
В свою очередь, частные блага можно разделить на две группы: частные блага индивидуального и частные блага общего (коллективного) потребления. Примерами частных благ индивидуального потребления является пища или одежда, тогда как примерами частных благ общего потребления могут служить общественный транспорт, театральные представления или футбольные матчи. Блага вроде общественного транспорта или театральных представлений иногда называют клубными благами. И, наконец, как можно видеть на рисунке 1.1, общественные блага можно разделить на международные (например, фундаментальные научные знания), общенациональные (например, национальная оборона) и локальные (например, освещение улиц). Общенациональные и местные общественные блага объединяет то, что они являются неисключительными для всех членов общества. Однако, если выгодами от общенациональных общественных благ пользуются все члены общества, то выгодами от локальных общественных благ — преимущественно те лица, которые проживают на соответствующих территориях.