Файл: Методы и средства проектирования информационных систем и технологий. Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Классификация бизнес-процессов
1.3. Реализация процессного подхода
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ООО «ПодъемСервис»
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика организации ооо «ПодъемСервис»
Рисунок 2. Многообразие "проекций" организации
Например, одна и та же организация может быть представлена как:
- сеть процессов, с помощью которых она выполняет свою миссию;
- совокупность источников и потоков информации и типов данных;
- организационная структура;
- инфраструктура (территории, здания, сооружения, коммуникации и т.д).
При создании моделей деятельности сначала описывают миссию (фундаментальные цели предприятия), затем дают характеристики основным стратегиям, которые позволяют этих целей достигнуть.[7]
Моделирование объекта начинают именно с описания процессов, определяющих миссию. Затем поэлементно описывают другие процессы, существующие на предприятии. Это дает возможность выявить и устранить очевидные ошибки в структуре управления. Процесс продолжают до достижения необходимой степени "прозрачности", достаточной для корректного анализа выработки эффективных управленческих решений.
После поэлементного описания процессов проводят их анализ и ранжирование по важности и эффективности. Решение принимается по следующему принципу: кто больше всех выигрывает от эффективной организации процесса и кто больше всех проигрывает от сбоев во время его выполнения. При этом за каждым процессом закрепляется сотрудник, на которого ложится основная ответственность за улучшение этого процесса. [1][8]
В соответствии с идеологией стандартов ISO семейства 9000 создание системы менеджмента качества в конкретных ситуациях является доказательством того, что организация потенциально способна стабильно поставлять продукцию, отвечающую обязательным требованиям и требованиям потребителей, а также неуклонно повышать удовлетворенность потребителей. Требование стандартов о представлении системы менеджмента качества в виде сети процессов является необходимым и достаточным условием ("проекцией") обеспечения ее "прозрачности" для оценки первой, второй и третьей сторонами, доказательством потенциальных возможностей обеспечения результативности.
Применение в организации в качестве основы управления системы (сети) процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом" (рис. 3).
Функциональная модель строится для:
- формирования иерархии процессов, определяющих качество продукции;
- определения входов, выходов и взаимосвязей между процессами;
- идентификации процессов, включающей определение диапазонов ответственности, ресурсов, требуемой документации (организационно-распорядительных документов, нормативов и т. д.) и показателей качества процессов.
Рисунок 3. Идеология процессного подхода в соответствии с ISO семейства 9000 версии 2000т.
Статистическая модель служит для ответа на вопросы:
- Какие параметры процесса определяют качество продукции?
- Как проранжировать эти параметры по степени важности?
- Как улучшить процесс за счет внутренних резервов?
- Как прогнозировать состояние качества продукции и процессов?
- Какие корректирующие и предупреждающие меры можно прини- мать?
Эффективный менеджмент качества через призму процессного подхода можно представить условно как совокупность двух элементов:
- хорошо структурированной (описанной) сети процессов, определяющей деловой процесс (процессы) организации;[9]
- постоянно реализуемых процедур планирования, обеспечения, управления, улучшения качества в рамках каждого процесса сети процессов.
Адекватное описание процессов возможно с помощью процедуры, называемой моделированием. Под этим термином следует понимать процесс создания точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания системы, как совокупности взаимодействующих компонентов и взаимосвязей, между ними.
С точки зрения человека, такие системы, как деятельность организации или производственный процесс, описать достаточно трудно, потому что они обладают сложной внутренней структурой и сложным характером взаимодействий между элементами этой структуры. Очень часто невозможность обычными средствами дать простое описание, а, следовательно, и обеспечить понимание таких систем делает их проектирование, разработку и поддержание в рабочем состоянии трудоемким и дорогостоящим процессом и повышает степень их ненадежности.
Моделирование предполагает наличие в обязательном порядке установленного набора изобразительных (выразительных) средств и правил - языка описания объекта. Среди наиболее распространенных языков описания и соответствующих им моделей можно выделить следующие.
Вербальная модель - описание на естественном языке. Например, для стандартизации это наиболее характерная и привычная форма описания объекта. Следует отметить, что этот язык не всегда обеспечивает необходимую "прозрачность" описываемого объекта.
Математическая модель - описание с помощью средств и правил определенного раздела (разделов) математики. Например, статистическая модель для анализа и прогнозирования технологического процесса, составленная на базе таких разделов математики, как теория вероятностей, математическая и прикладная статистика. [6][10]
Графическая модель - описание объекта с помощью средств и правил графического изображения. Например, ЕСКД (единая система ПодъемСервисский документации) - набор средств и правил получения графического описания объекта, называемого чертежом.
Следует отметить, что нет четких границ между приведенными типами языков описания и соответствующими им моделями. Как правило, каждая модель в той или иной мере использует средства и правила других моделей. Например, математическая модель может содержать как элементы вербальной модели (словесное сопровождение), так и элементы графической модели (поясняющие схемы, рисунки и т.п.).
Большинство экспертов по системам менеджмента качества (СМК) сходятся на том, что наиболее приемлемым способом описания процессов является их графическое представление. В различных документах, посвященных толкованию процессного подхода, изложенного в новой версии стандарта, предлагаются различные варианты графического представления процессов.[11]
Таким образом, описание системы процессов организации должно отражать не только отдельные процессы, но также взаимосвязи и взаимодействия между процессами. Процессы вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляют собой сеть процессов организации. Описание сети процессов, составляющих деятельность организации, - это сложная организационно-техническая задача, для решения которой требуются специальные средства описания и анализа.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ООО «ПодъемСервис»
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика организации ооо «ПодъемСервис»
Объектом исследования в работе выступает производственно-торговое предприятие ООО «ПодъемСервис».
Предприятие занимается изготовлением и поставкой запасных частей на крановую грузоподъемную технику. Основной вид деятельности - производство подъемно-транспортного оборудования.
Юридический адрес: 644052, г.Омск, ул.24-я Северная, д.204, к.1
Дата регистрации: 14.02.2006 г.
Общество «ПодъемСервис» создано с целью организации и осуществления деятельности по проектированию запасных частей на крановую грузоподъемную технику, производство и торговлю подъемно-транспортного оборудования, а так же извлечение прибыли в интересах участников.
Потребителями продукции и услуг являются многие предприятия Челябинской области и целого ряда регионов России.
Основными слагаемыми успеха ООО «ПодъемСервис» является высокое качество работ и используемых материалов, профессионализм персонала, прогрессивные технологии, продуманная до мелочей организация производства работ и служба маркетинга.
На сегодняшний день производственные мощности компании состоят из 30 чел. персонала и более 400 ед. вычислительной техники.
Организационная структура ООО «ПодъемСервис» по своему типу – линейно-функциональная (рис.4).
Рисунок 4. Организационная структура ООО «ПодъемСервис»
Анализ информационных сведений о финансовых результатах ООО
«ПодъемСервис» за 2017 – 2018 гг. представлен в таблице 1.
Таблица 1
Состав и динамика показателей финансовых результатов деятельности предприятия ООО «ПодъемСервис» за 2017 – 2018 гг., в тыс.руб.
Показатели |
2017 год |
2018 год |
Абс. изм. |
Темп роста, в % |
Выручка (нетто) |
11 656 |
10 893 |
-763 |
93,45 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
9 615 |
9 075 |
-540 |
94,38 |
Валовая прибыль |
2 041 |
1 818 |
-223 |
89,07 |
Коммерческие расходы |
0 |
0 |
0 |
- |
Управленческие расходы |
931 |
1 021 |
90 |
109,66 |
Прибыль (убыток) от продаж |
1 110 |
797 |
-313 |
71,82 |
Прочие доходы |
16 |
176 |
160 |
1 100,00 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1 126 |
973 |
-153 |
86,42 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
901 |
779 |
-122 |
86,42 |
Как видно из таблицы 1 снижение выручки от продаж продукции и услуг за исследуемый период произошел на 6,55% или на 763 тыс.руб. в отчетном 2018 году в сравнении с уровнем 2017 года. Падала не только выручка, но и затраты на производство и реализацию продукции и услуг компании. В 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года себестоимость производства снизилась на 5,62% или на 540 тыс.руб. Как следствие опережающих темпов снижения себестоимости над темпами снижения выручки от реализации произошло снижение валовой прибыли на 10,93%.
Отметим, еще одну отрицательную тенденцию на предприятии кроме как падения продаж наблюдается рост управленческих расходов на 90
тыс.руб. или на 9,66% (это связано с небольшим увеличением заработной платы специалистов). Таким образом, прибыль от продаж снизилась на 28,18% в сравнении с уровнем 2017 года.
Благодаря положительному сальдо от прочих видов деятельности налогооблагаемая прибыль снизилась на 153 тыс.руб. и в результате снижение чистой прибыли произошло на 122 тыс.руб. или на 13,58%.
Рассмотрим оценку рентабельности хозяйственной деятельности ООО «ПодъемСервис» за 2017 – 2018 гг., представленную в таблице 2.