Файл: Сравнительный анализ стандартов, видов и особенностей систем контроля в российских и зарубежных компаниях (Виды управленческого контроля).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Базовые понятия управленческого контроля
1.1 Виды управленческого контроля
1.2. Принципы организации системы эффективного контроля организаций
Глава 2. Национальные особенности систем контроля деятельности.
2.1. Системы контроля в странах Европы и США
2.2. Особенности организации контроля в российских компаниях
Введение
Внутренний контроль имеет широкое определение как процесс, осуществляемый органом управления организации или другими сотрудниками, с целью получения информации относительно выполнения следующих задач: Эффективность и рациональность деятельности. Достоверность финансовой отчетности.
Актуальность темы данной работы определяется процессами, происходящими в настоящее время в мировой и российской экономике и влекущими за собой рост рисков внешней и внутренней среды предприятий различных отраслей и форм собственности. К таким процессам можно отнести глобализацию, растущую глобальную конкуренцию и серьезные политические изменения, увеличение террористической активности и техногенных катастроф, ослабление государственного регулирования в основных отраслях экономики, тотальную информатизацию и быстро развивающиеся технологии, организационные изменения и реструктуризацию предприятий в результате слияния и поглощений. Кроме того, результаты исследований, проводимых в последние годы такими известными международными страховыми и консалтинговыми компаниями в области рисков, как March, AIG, AON, Willis и др., а также некоммерческим партнерством «Русское общество управления рисками» (НП «РусРиск»), свидетельствуют, что:
• практически по всем важнейшим рискам Россия относится к странам с повышенным риском;
• в целом рисковая обстановка в России примерно в полтора раза более напряженная, чем в странах Европы и США;
• российская экономика нуждается в развитой инфраструктуре риск - менеджмента, необходимой для снижения уровня рискованности бизнеса.
Указанные обстоятельства и факторы явились причиной того, что последние десятилетия характеризуются возрастанием интереса к вопросам управления рисками со стороны ученых и менеджмента. Для хозяйствующего субъекта, будь то крупный холдинг или малое предприятие, это означает, что для того, чтобы стабильно и успешно развиваться, необходимо строить эффективную систему управления рисками, которая позволит своевременно выявлять угрозы либо выгоды от наступления рискового события, предупреждать их появления и оперативно управлять в случае их наступления.
Целью данной работы является сравнение управленческого контроля в России и за рубежом.
Объектом исследования данной работы является управленческий контроль.
Предметом исследования является совокупность методов управленческого контроля.
Информационной базой исследования являются действующие законодательные акты и нормативные документы, научные публикации отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования.
В реальном секторе экономики длительные сроки реализации проектов, недостаточный объем инвестиций, низкая оборачиваемость и окупаемость средств, относительно низкий уровень экономической грамотности административно-управленческого персонала препятствуют объективной оценке преимуществ концепции снижения рисков в деятельности предприятия.
В свою очередь, это ведет к неэффективному управлению финансовыми потоками, отсутствию прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности, ошибочному стратегическому планированию развития предприятия.
Глава 1 Базовые понятия управленческого контроля
1.1 Виды управленческого контроля
Контроль - одна из важнейших функций на предприятиях, так как отвечает за качество выполненной работы в целом. Без контроля не может строиться в целом работа предприятия, а товар не может выйти на рынок.
Управленческий контроль – это такая функция управленческого состава предприятия, без которой невозможно реализовать другие не менее важные функции управления (организация, планирование, мотивация и т.д.). Основная задача контроля реально оценить все имеющиеся ресурсы и возможности фирмы на текущий момент.
От правильно проведенного контроля зависит дальнейшая судьба предприятия, так как контроль обеспечивает должное функционирование компании нам рынке, тем самым давая возможность ей реализовывать свои цели и решать задачи.
У контроля множество функций, рассмотрим основные из них:
Контроль обеспечивает сбор, обработку, а также тщательный анализ информации о том, в каком реальном положении находится предприятие на данный момент времени. Все эти показатели характеризуют работу компании в целом, показывают тенденцию развития.
Далее идет анализ текущих показателей с такими же показателями за прошлые года аналогичного периода времени, а также с плановыми показателями фирмы.
В рамках контроля на предприятии также осуществляется разработка плана мероприятий, направленных на реализацию и достижение целей фирмы. Данная функция обеспечивает не только анализ отклонений негативного характера, также работник контролирующих органов должен разработать план того, как устранить имеющиеся недостатки и вывести фирмы на должный уровень.
В рамках функционирования предприятия на рынке можно выделить два основных вида контроля: внутренний и внешний. Рассмотрим их функции подробнее.
Функции внутреннего контроля на предприятии Функции внутреннего контроля на предприятии обширны. Контроль осуществляется в работе организации повсеместно, от качества выполненной работы отдельного сотрудника до незапланированной проверки целой партии, выпускаемого товара, особенно это актуально для малы и средних предприятий.
Функции внутреннего контроля чаще всего сводятся к проверке отчетной бухгалтерской, финансовой, технической и другой документации, так как эти документы являются основанием для решения проблем предприятия и нахождения в них недочетов или, наоборот, положительной тенденции.
Также внутренней контроль еще называют внутренним аудитом фирмы. Аудит – это, прежде всего, независимая деятельность по проверке того, как ведется финансово – хозяйственная деятельность на предприятии.
Внутренний аудит характерен преимущественно для крупных предприятий, у которых имеются различные филиалы по городам и странам, мощная структура управления, огромный штат работников и т.п. Внутренней аудит позволяет выявить глобальные недостатки в работе всех подразделений и филиалов.
Внешней контроль на предприятии осуществляется различными органами власти и государства, которые имеют право вмешиваться в деятельность фирм и указывать на недостатки или несоответствие каких-либо норм и правил установленным стандартам. Контроль со стороны государственных органов может быть различным, например, в виде внезапной или плановой проверки компании специализирующимися органами (налоговая инспекция, санитарно – гигиенические службы или эксперты).
Также постоянный контроль за деятельностью компании и ее показателями, ведется с помощью сдачи отчетности в различные органы власти (налоговая служба, паспортный стол, миграционная служба, фонды статистики и учета и т.д.).
В зависимости от видов деятельности исследуемого объекта управленческий аудит может делиться на три вида: оперативный; финансовый; инвестиционный. В зависимости от вышеуказанного вида (направления) аудита будут различаться его объект, инструментарий, методология, пользователи результатов. Для наглядности данные покажем на рисунке.
Рисунок 1 - Виды управленческого аудита.
Указанный подход к организации управленческого аудита соответствует принципам международных стандартов. Эти принципы заключаются в ориентации на видовую детализацию данных аудита при составлении отчетности (инвестиционную, текущую (операционную) и финансовую).
Следовательно, и методы управленческого аудита можно также классифицировать по направлениям аудита (инвестиционный анализ, анализ текущей деятельности, анализ финансирования). Каждому направлению аудита соответствуют специфический инструментарий исследования и связанные с ними группы индикаторов.
Классифицируя управленческий аудит по объектам исследования можно выделить следующие виды: аудит результатов коммерческой деятельности (выручка, издержки, показатели рентабельности, инвестиции и т.п.); аудит результатов функциональной деятельности предприятия (качество и количество продукции, уровень эффективности использования мощностей предприятия и прочих ресурсов); аудит результатов содействия достижению высоких результатов указанных выше групп (имидж организации, взаимоотношения с партнерами, степень мотивированности персонала и т.п.).
По объектам контроля управленческий аудит можно классифицировать на следующие виды: Аудит хозяйственной деятельности предприятия. Он представляет собой анализ хозяйственной деятельности компаний с целью оценки уровня эффективности управления, а также выявления направлений улучшения управления хозяйственной деятельностью.
Аудит на соответствие требованиям. Данный вид управленческого аудита представляет собой проверку соответствия финансовой и хозяйственной деятельности предприятия законодательным нормам. Аудит финансовой отчетности. Этот вид аудита помогает дать оценку степени достоверности отчетных и учетных данных предприятия.
Специальный аудит. Представляет собой контроль соблюдения предприятием определенных процедур, например, использование специальных фондов, составление отчетности по налогам и сборам и т.д. По критерию пользователей информацией управленческий аудит делится на два вида: осуществляемый в интересах руководства предприятия; осуществляемый в интересах собственников предприятия.
Важно отметить, что оба указанных вида аудита ставят перед собой одинаковую цель – обеспечение управления деятельностью предприятия полезной информацией. При этом их функции обычно осуществляются разными подразделениями. Аудит в интересах руководства предприятия обычно возлагается на штатного работника организации (внутреннего аудитора), а внутренний аудит с позиции интересов собственников проводится ревизионной комиссией.
1.2. Принципы организации системы эффективного контроля организаций
Процесс контроля - основа управления по отклонениям, суть которой в том, что все цели, которые стоят перед компанией и ее отделами, формализуются посредством системы нормативов.
Отклонения от нормативов выявляются в процессе контроля и служат дальнейшим основанием процесса принятия управленческого решения. Причины отклонений: непредвиденная ситуация, возникающая в процессе выполнения плана, отрицание исполнителем требуемых действий по небрежности, усталость, вызванная перегрузками, некомпетентность, недобросовестность, злоупотребление.
Возникающее отклонение может быть разным по масштабам и последствиям. Для правильного определения момента, когда необходимо вмешательство руководителя, отклонения классифицируют в соответствии с качественными и количественными параметрами, сроками, причинами возникновения, степенью опасности.
Если они будут превзойдены, то появляется потребность вмешательства руководства в управленческий процесс. Управление по отклонениям применяют в процессе обучения подчиненных, для расширения их кругозора, подготовки к высокой должностью в будущем.
Управление по отклонениям содержит определенные сложности и негативные последствия, культивируя у руководителей и исполнителей формальный подход в оценке события, дела, принятии решений. В итоге при существующей нехватке информации, появлении нестандартных ситуаций, которые не связаны с психологическими аспектами поведения сотрудников, в его реализации возникают серьезные препятствия.