Файл: Сравнительный анализ стандартов, видов и особенностей систем контроля в российских и зарубежных компаниях (Виды управленческого контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате анализа карты рисков, можно сделать следующие заключения:

  1. Необходимо снизить либо устранить риски, находящиеся в зоне высокого риска.
  2. Необходимо не допустить перетекания рисков, находящихся в зонах умеренного и незначительного риска в зоны высокого и чрезмерного риска. Вероятность перетекания достаточно высокая, так как в России экономическая и политическая конъюнктура очень изменчивы и любые, даже незначительные изменения могут привести к неконтролируемым событиям в социально-экономической сфере.
  3. Необходимо осуществлять планомерную работу по ликвидации, либо минимизации ущерба от наступления рисков, находящихся в области незначительного и умеренного риска.

Применительно к ОАО НПО Наука, предлагается разработать мероприятия в двух направлениях:

1. Создание отдела и организация комплексной системы управления рисками на предприятии;

2. Управление критическими текущими рисками предприятия (из зоны высокого риска).

В первом направлении предлагаются мероприятия:

1. Создать отдел по управлению рисками:

  • - осуществить найм двух специалистов (затраты представлены в табл. 7);
  • - организовать рабочие места в здании офиса управления предприятием (в том числе приобретение оргтехники, мебели);
  • - приобрести лицензионное программное обеспечение;

2. Разработать Политику отдела управления рисками

3. Разработать состав нормативной базы системы управления рисками

4. Разработать состав анкеты для мониторинга рисков и карточки риска

Также необходимо определить принципы взаимодействия нового отдела с другими подразделениями. Все это необходимо зафиксировать в Политике управления рисками, а также отразить в организационной структуре предприятия.

Таблица 5

Полномочия сотрудников отдела по управлению рисками

Начальник отдела

  • разработка детального плана управления рисками;
  • консультирование подразделений компании по вопросам управления рисками;
  • координация процессов управления рисками предприятия

Риск-менеджер

  • сбор информации о рисках, которым подвержена организация, их оценка и ранжирование, а также информирование о них руководства;
  • разработка мероприятий по управлению рисками и осуществление управляющих воздействий.

Риск-менеджер

  • реагирование на возникновение рисковых событий;
  • мониторинг осуществления мероприятий по управлению рисками;
  • контроль за поддержанием установленного порядка действий по обработке рисков.

Эксперты в области управления рисками выделяют два основных подхода к организации управления рисками:

Первый — так называемая концентрированная модель: все вопросы управления рисками концентрируются в рамках одного структурного подразделения, в которое входят юристы, экономисты, производственники, страховщики и т. д.

Второй подход — управление рисками в рамках «распределенной» системы, когда создается относительно небольшое подразделение управления рисками, а функции по текущему на местах управлению рисками передаются в другие отделы. При таком подходе отдел управления рисками разрабатывает корпоративную политику и специфические методики управления рисками, осуществляет мониторинг всего процесса управления рисками компании и передает функции по оперативному управлению в структурные подразделения компании, которые на основании разработанных методик управляют характерными для своего направления деятельности рисками, что часто позволяет избежать дублирования функций в рамках компании.

ОАО «НПО Наука» наиболее подходит второй вариант организации управления рисками. Первый вариант организации системы управления рисками более применим к крупным высокорисковым проектам, а также к крупным транснациональным предприятиям, где риски носят международный характер. Кроме того, «концентрированная» модель более затратна, так как требует значительных расходов на содержание целого отдела профессиональных специалистов. В свою очередь, управление рисками в рамках «распределенной» системы более демократичный, гибкий и менее затратный.

Ключевым элементом системы управления рисками на предприятии должна стать Политика управления рисками. Политика управления рисками представляет собой документ, определяющий общие принципы, направления и подходы к управлению рисками организации, а также определение стратегии развития системы управления рисками. В ходе выполнения данного исследования был разработан и предложен проект документа «Политика управления рисками» для ОАО «НПО Наука». Предложенный документ включает в себя следующие основные пункты.

1. Основные термины, определения, сокращения.

2. Общие положения системы управления рисками.

3. Стратегия управления рисками.

3.1 Цели и задачи управления рисками.

3.2 Принципы и требования к функционированию системы управления рисками.

3.3 Подход к формированию риск-аппетита.

3.4 Приоритетные области рисков.

4. Процесс управления рисками.


4.1 Идентификация и оценка рисков.

4.2 Разработка и выполнение мероприятий по управлению рисками.

4.3 Мониторинг рисков.

5. Архитектура управления рисками.

5.1 Уровни управления рисками.

5.2 Организационная структура управления рисками.

5.3 Роли и ответственность участников Системы управления рисками.

5.4 Информационное обеспечение системы управления рисками.

6. Отчетность по рискам.

6.1 Нормативные документы и стандарты.

6.2 Протоколы и отчеты.

6.3 Оценка эффективности управления рисками и ключевые индикаторы рисков.

Так же в ходе исследования был разработан проект Должностной инструкции руководителя отдела управления рисками.

В состав нормативной базы системы управления рисками ОАО «НПО Наука» предлагается включить элементы, представленные в таблице 6.

Таблица 6

Состав нормативной базы системы управления рисками

ОАО «НПО Наука»

Документ

Назначение документа

Классификатор рисков

Описание областей рисков, которые далее могут быть конкретизированы посредством детализации информации об объектах, подверженных данным рискам, субъектах влияния рисков, сроках, нормативных актах, проектах, контрагентах и другой релевантной информацией, дающей полное понимание рассматриваемой рисковой области.

Методические рекомендации

по управлению рисками (Разработка шкал для оценки вероятности и степени ущерба)

Описание подходов и методик проведения процедур идентификации, оценки рисков, разработки мероприятий по их управлению

Регламент управления

рисками

Описание порядка сроков, ответственных по проведению процедур в рамках системы управления рисками

Отчетные формы по управлению рисками

Формы предоставления информации о рисках от подразделений, а также формы отчетности по рискам для заинтересованных сторон

В качестве отчетных документов системы управления рисками ОАО «НПО Наука» можно рекомендовать следующие документы:

  1. Реестр рисков (ранжирование)
  2. Паспорт риска (карточка риска)
  3. Карта рисков
  4. Презентации для Генерального директора, Совета директоров.

В рамках мероприятий по 2-му направлению, связанному с управлением критическими текущими рисками предприятия, предлагается рассмотреть методы по управлению рисками предприятия, при этом разделить их на 3 категории:


• Оптимизация риска – процедуры, воздействующие на вероятность либо

материальность риска.

• Передача риска - перенесение всего или части риска на основе договора от одной стороны другой.

• Избегание риска – терминация (или замена) процессов, которые несут в себе риск, например, замена пожароопасных видов работ на пожаробезопасные.

Каждое мероприятие по управлению рисками должно отражаться в карточке риска и сопровождаться следующей информацией:

• Ответственное лицо и подразделение за выполнение мероприятия;

• Срок выполнения мероприятия;

• Периодичность выполнения мероприятия;

• Дополнительный бюджет на выполнение мероприятия;

• Статус выполнения мероприятия;

• Фактический срок выполнения мероприятий;

• Остаточный риск после выполнения комплекса мероприятий.

Заключение

Управленческий контроль – это такая функция управленческого состава предприятия, без которой невозможно реализовать другие не менее важные функции управления (организация, планирование, мотивация и т.д.). Основная задача контроля реально оценить все имеющиеся ресурсы и возможности фирмы на текущий момент.

От правильно проведенного контроля зависит дальнейшая судьба предприятия, так как контроль обеспечивает должное функционирование компании нам рынке, тем самым давая возможность ей реализовывать свои цели и решать задачи.

Был проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия, а также проведен SWOT- анализ внешней и внутренней среды предприятия, что способствовало выделению факторов риска и идентификации рисков.

Во второй главе была проведена идентификация и оценка рисков, вследствие чего была составлена карта рисков.

Результаты карты рисков показали, что

  1. необходимо снизить либо устранить риски, находящиеся в зоне высокого риска;
  2. необходимо не допустить перетекания рисков, находящихся в зонах умеренного и незначительного риска в зоны высокого и чрезмерного риска, вероятность перетекания достаточно высокая, так как в России экономическая и политическая конъюнктура очень изменчивы и любые, даже незначительные изменения, могут привести к неконтролируемым событиям в социально-экономической сфере;
  3. необходимо осуществлять планомерную работу по ликвидации, либо минимизации ущерба от наступления рисков, находящихся в области незначительного и умеренного риска, также необходимо проводить работу по выявлению и максимизации возможного положительного эффекта от наступления определенных видов риска.

В связи с этим, в данном исследовании были предложены мероприятия по снижению рисков по двум направлениям:

1. Создание отдела

2. Управление критическими текущими рисками предприятия (из зоны высокого риска).

Был разработан проект документа «Политика управления рисками», должностная инструкция руководителя отдела управления рисками, состав нормативной базы системы управления рисками, состав анкеты для мониторинга рисков и карточки риска. Так же дана рекомендация для вновь создаваемого отдела - риски, которые находятся в зоне умеренного риска, рассмотреть в процессе работы отдела в первую очередь, т.к. есть опасность их перетекания в критические зоны.

Для управления критическими текущими рисками предприятия (из зоны высокого риска), предложены мероприятия по управлению критическими рисками.

После проведенного анализа рисков предприятия и выявления намеченных мероприятий был проведен повторный анкетный опрос, вследствие которого была построена повторная карта рисков. Она показала, что, в результате предложенных мероприятий, семь негативных рисков переместились в зону умеренного риска с низкой вероятностью наступления и малого, среднего, крупного наступления ущерба.

Социальный эффект от внедрения на предприятии системы управления рисками проявляется в повышении социальной ответственности и «прозрачности» бизнеса; защите бизнеса и сохранении рабочих мест; развитии персонала предприятия; расширении форм и увеличении объемов социального страхования; повышении корпоративной культуры, культуры бизнеса. Помимо этого, внедрение системы управления рисками на предприятии приведет к росту инвестиционной привлекательности предприятия и улучшению его репутации.

В работе также были проанализированы возможные отрицательные последствия внедрения системы управления рисками на предприятии.

Все разработанные в работе мероприятия рекомендованы в качестве реализации на предприятии.

Список литературы

1. Алборов, Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. 3-е издание / Р.А. Алборов. - М.: Дело и сервис, 2015. - 464 c.

2. Аудит / ред. В.И. Подольский. - М.: Экономистъ, 2015. - 494 c.

3. Ахалкаци, О.В. Аудит учета расчетов по оплате труда: моногр. / О.В. Ахалкаци. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 108 c.

4. Внутренний аудит. Словарь терминов. - М.: Фемида-аудит, 2015. - 955 c.

5. Грачева, Мария Внутренний контроль и аудит в органах госуправления развитых стран / Мария Грачева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 116 c.