Файл: Общие особенности кадровой стратегии малых предприятий (Особенности кадровой стратегии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) Повышенные требования к личным качествам работника. Малый коллектив быстрее освободится от работников, чьи качества не соответствуют принятым нормам и ценностям данного предприятия.

7) Принципы отбора персонала иногда ориентированы не на прямые, а на косвенные доказательства профессиональной пригодности. Рекомендации на малых предприятиях фактически являются подтверждением наличия у кандидата знакомых и коллег, готовых отвечать своей репутацией за действия работника.

8) Низкий уровень социальной защищенности работников в силу слабого уровня формализованности трудовых отношений: предпочтение часто отдается устным трудовым договорам, редко гарантируется охрана труда, широко практикуются гибкие формы принуждения сотрудников к труду без оплаты больничных и ежегодных отпусков.

Возвращаясь к особенностям организации кадровой работы на предприятиях отметим, что на большинстве малых предприятий отсутствуют коллективные договоры или профсоюзы, основной функцией которых как раз и является социальная защищенность работников. По сути единственных кодекс, который регулирует взаимоотношения работника и работодателя на малом предприятии – это ТК РФ

9) Различие стартовых условий на малых предприятиях. Ранее созданные предприятия имеют более низкую доходность относительно новых предприятий в силу того, что у предприятий с более ранним сроком образования гибкость находится на достаточно низком уровне[20].

Правильное и эффективное управление кадрами на малом предприятии – залог успешного функционирования предприятия, в связи с этим актуальным становится вопрос относительно мотивации персонала. В качестве основных элементов мотивации, делающих малое предприятие более выгодным относительно крупных, могут быть следующими[21]:

  1. Близкое расположение офиса к дому сотрудника;
  2. Высокая скорость принятия решения и коммуникативного процесса;
  3. Более эффективное решение проблем посредством тесных деловых отношений между работником и работодателем;
  4. Более высокая скорость вознаграждений за достижения работника;
  5. Больше возможностей для карьерного роста;
  6. Возможность участия рядовых работников в процессе принятия управленческих решений;
  7. Сравнимость заработной платы относительно крупных предприятий, работающих в аналогичной отрасли;
  8. Отсутствие многочисленных бюрократических правил на малых предприятиях;
  9. Участие работников в доходах малого предприятия;
  10. Возможность стать акционером или партнером

При этом важно отметить, что не все из выше перечисленных возможностей доступны для малых предприятий, но вполне могут стать частью плана по управлению персоналом. Управление персоналом малого предприятия в целом представляет собой мало систематизированный порядок действий. Однако в настоящий момент комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки для возникновения системного подхода к управлению персоналом.

Одним из приоритетов политики руководителя на сегодняшний день считается задача обеспечить эффективную систему управления высококвалифицированными кадрами[22].

Говоря о тесных взаимоотношениях между руководителем малого предприятия и персоналом важно отметить, что особенность тесного их взаимоотношения предполагает неуклонное стимулирование работников на более эффективную работу посредством решения различного рода проблем, устранения в коллективе конфликтов.

Со своей стороны, руководитель должен предоставлять такую информацию как инструкции по работе, изменения в положениях и условиях, правилах и процедурах производственного процесса, в развитии предприятия. При этом руководитель должен прислушиваться к мнению работников, их предложениям и жалобам для поддержания позитивной атмосферы в коллективе. Эффективная обратная связь будет являться залогом эффективных взаимоотношений работника с работодателем.

Общение работодателя с работником и, как следствие, управление может осуществляться как через единоличные беседы, так и через различного рода справочники, доски объявлений и т.д.

На некоторых малых предприятиях может использоваться также доска объявлений и ящик для предложений, в котором работники могут оставить свои пожелания и комментарии относительно эффективности управления основными ресурсами предприятия.

Таким образом, чтобы осуществлять эффективное управление кадрами необходимо различным образом стимулировать работников. Среди основных факторов мотивации выделяют следующие[23]:

1)заработная плата – работник оценивает свой вклад в общий результат в соответствии с денежной суммой, которую он получает;

2)условия труда – работодатель должен обеспечить безопасную рабочую обстановку и комфортные условия труда;

3)социальные возможности – предоставление персоналу различного рода социальных поощрений. Это может быть льготное питание, скидки на товары и услуги, помощь в оплате проезда, беспроцентные ссуды, страхование здоровья, помощь в обучении и т.д.


4) предоставление самостоятельности – предоставление работникам большей самостоятельности повышает степень его ответственности и в некотором роде лояльности.

Основой управления персоналом на предприятии является понимание, что руководитель должен проявлять интерес к деятельности каждого работника, ставя перед ним индивидуальные цели и задачи. Тесное общение работника с работодателем дает возможность выявить различные проблемы и трудности на ранней стадии и разрешить возможные конфликты.

Еще одним важном аспектом управления персоналом на малом предприятии является обеспечение безопасных и здоровых условий труда. Одной из задач руководителя является разработка программы в области здоровья и безопасности труда при эксплуатации зданий, применения СИЗ и др. При этом программа должна быть дополнена и соответствовать существующим нормативно-правовым актам, соглашениям, правилам внутреннего трудового распорядка и так далее.

Итак, основными особенностями кадровой организации на малом предприятии является наличие неформальной кадровой службы, выполнение функций в прерывистом режиме, отсутствие ряда кадровой документации и т.д. Основными особенностями управления персоналом на малом предприятии является отсутствие организационной структуры, повышенная степень информированности работников, меньшая степень бюрократизма, повышенное внимание к каждому работнику и низкая социальная защищенность по сравнению с крупными организациями.

Глава 2. Анализ специфики кадровой стратегии малого предприятия на примере ООО «МясновЪ»

2.1. Краткая характеристика предприятия и его кадрового потенциала

Мясновъ – федеральная сеть магазинов здорового питания, насчитывающая более 170 магазинов в московском и нижегородском регионах. Мясновъ предлагает покупателям натуральные продукты категории Фреш, большая часть которых производится на собственных


Структура управления торговой сети «МясновЪ» представляет собой линейно-функциональную форму. В соответствие с данной структурой подразделения разделены в зависимости от дифференциации вида деятельности. Функциональные подразделения также делятся на подразделения, что выполняют более мелкие и ограниченные производственные функции (рис.1).

Рисунок 1 – Структура управления торговой сети «МясновЪ»

Среднесписочная численность работников ООО «МясновЪ» в Нижегородской области, город Нижний Новгород, улица Юлиуса Фучика, дом 43 А. в 2019 году включала 35 человек, 73 % из них составляют специалисты розницы (продавцы, заведующие сектором, администратор торгового зала, кассиры). Удельный вес управленческого персонала 15 %, что не превышает норму.

За три года резких изменений в соотношении отдельных категорий сотрудников не наблюдается, пропорции увеличиваются равномерно.

В качестве результативного показателя, что характеризует социальную эффективность управления персоналом ООО «МясновЪ», следует рассмотреть коэффициент стабильности кадров. В данном показателе заложено отображение динамики персонала. А также этот показатель играет роль факторного, который косвенно влияет на производительность труда. Он представляет собой индикатор благополучия в области управления персоналом данной организации. Как видно из таблицы 2, коэффициент стабильности кадром не был снижен за три года, нами анализируемых.

Таблица 2

Показатели движения персонала в ООО «МясновЪ»

за 2017 – 2019 гг.

Наименование показателей и условные обозначения

2017 г.

2018 г.

2019г.

Отклонение

2018 к 2017

2019 к 2018

Показатели движения кадров

Списочная численность сотрудни-ков предприятия на начало года

29

30

34

+2

+2

Принято работников за год, чел.

5

4

7

-1

+3

Уволено сотрудников – всего, чел. В том числе по причинам:

6

6

7

-

+1

ушёл на пенсию

-

1

2

-

+1

призывали на военную службу

-

1

-

+1

-

перешёл на очное обучение

2

-

2

+2

-

уволился по собственному желанию

4

2

3

-2

+1

был уволен по инициативе администрации

-

-

-

-

-

Списочная численность сотрудников на конец года

30

32

35

+2

+3

Среднесписочная численность работников

30

31

34

+1

+3

из них сотрудников со стажем более 5 лет

10

11

14

+1

+3

Показатели интенсивности оборота кадров в %

Коэффициент оборота кадров по приему

3,7

4,2

5,4

0, 4

1,2

Коэффициент оборота кадров по выбытию

3,8

3,8

4,4

0

1,6

Коэффициент общего оборота кадров

0,2

0,3

0,7

0,1

0,4

Коэффициент объективного оборота кадров

0,2

0,1

0,9

0,1

0,7

Показатели интенсивности оборота кадров в %

Коэффициент текучести кадров

0, 3

0,3

0,5

0

0,2

Коэффициент восполнения кадров

0, 3

0,3

0,5

0

0,2

Коэффициент стабильности кадров

100

100

100

-

-

Коэффициент постоянства кадров, (стаж более 5 лет)

98

99

100

0,1

-


Высокий уровень стабильности кадров обусловлен большим – в сравнении с общей численностью персонала в совокупности с вновь принятыми сотрудниками – числом лиц, которые уволены по субъективным причинам.

В качестве отрицательного фактора необходимо отметить также отсутствие постоянного контингента сотрудников, что работают в магазине более 5 лет. Их доля хоть и выросла, но при этом всё же составляет незначительный процент. Излишняя текучесть порождает существенные экономические потери, а также вызывает организационные, кадровые, технологические и психологические трудности, негативно влияя на моральное состояние оставшихся сотрудников, снижая их трудовую мотивацию и уменьшая преданность организации. С уходом сотрудника наблюдается нарушение межличностных связей в трудовом коллективе. Говорить о какой-либо преемственности и заменяемости сотрудников в магазине не приходится.

2.2. Оценка эффективности кадровой стратегии малого предприятия

Для определения эффективности иерархических структур ООО «МясновЪ» в Нижегородской области важнейшим показателем является определение степени оптимальности диапазона контроля в организации. Для этого мы рассчитали диапазон контроля в целом по организации, по центральному управлению, по отдельным производственным управлениям и по отдельным иерархическим уровням организации. Также, при помощи шкалы весов Локхида был рассчитан оптимальный диапазон контроля для некоторых должностных позиций в организационной структуре ООО «МясновЪ»: директора по розничной торговле, главного бухгалтера, старшего продавца. В целом, по компании структур ООО «МясновЪ» диапазон контроля (без учета управления технической комплектации и рабочих) равен 84 / 42= 2.

Диапазон контроля в организационной структуре ООО «МясновЪ»: директора по розничной торговле равняется 9, главного бухгалтера – 5, старшего продавца – 3 (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Диапазон контроля в организационной структуре ООО «МясновЪ»

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что для компании ООО «МясновЪ» присуща высокая структура управления с относительно низким диапазоном контроля, при этом на ключевых должностных позициях диапазон контроля значительно отличается от среднего по организации, что свидетельствует об относительной несбалансированности организационной структуры.