Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность - это гласная и негласная деятельность оперативных подразделений государственных органов, по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, в целях обеспечения общественной безопасности, правопорядка и недопущения совершения преступлений.

Регламентацию оперативно-розыскной деятельности осуществляют нормы права отраженные в конституции РФ и ФЗ;Об оперативно-розыскной деятельности.

Первоначально розыск рассматривался как ответвление от разведывательной деятельности, проводимой в целях установления планов военного противника. Развитие преступности обусловило необходимость использования, в целях противодействия ей, отдельных разведывательных форм и методов.

Истоки уголовного розыска (сыска) восходят к рабовладельческому строю. Именно тогда впервые внедряется негласная розыскная работа. Упоминания о специальных службах и принципах их деятельности содержатся в древних литературных памятниках. Например, в древнеиндийской Артхашастра содержатся сведения о структуре и принципах такой службы. К иным обязанностям агентов относилась борьба с разбойниками, бандитами, прелюбодеями.

Оперативно-розыскная деятельность как элемент деятельности правоохранительных органов в отечественной и зарубежной практике известна давно. Понимание объективности существования и развития этого специфического вида деятельности обусловлено историческими традициями, сложившимися в мировой практике борьбы с преступностью.

Для того чтобы понять содержание, оценить значение ОРД, ее место в системе практических мер предупреждения и раскрытия преступлений, необходимо понять ее историческую сущность, социальные предпосылки и природу. Это позволит оценить социальную полезность данного вида человеческой деятельности, определить преемственность содержания ОРД, ее организации и правового регулирования.

Целью курсовой работы является исследование правовых основ оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, их понятие, системы и уровней нормативного регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть правовую регламентацию ОРД в Российской Империи (XVIII в.- начало XX в.);

- изучить правовое регулирование сыска в советский период (середина 1918 г. август 1991 г.).

- исследовать правовые основы ОРД на современном этапе (с марта 1992 г. по настоящее время).


- изучить оперативно-розыскной закон: понятие, структуру и общую характеристику

- проанализировать основные ведомственные нормативные акты, регулирующие оперативно-розыскную деятельность.

Объект исследования: оперативно розыскная деятельность.

Предмет исследования включает в себя нормативно-правовые акты, другие документальные материалы, характеризующие организацию, формы и методы деятельности оперативно - розыскных органов.

Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания, который позволяет рассматривать государственно-правовые институты, составившие предмет настоящего исследования, не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи с другими общественными явлениями в русле общих закономерностей развития государства и общества.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Правовая регламентация ОРД в Российской Империи (XVIII в.- начало XX в.)

Первое упоминание об интеллектуальной деятельности как прообразе современного Орда содержится в книгах Священного Писания Ветхого и Нового заветов. В Библии также упоминаются некоторые элементы РАН и специфика их использования. Например, во 2-й книге царей, в 15-й и последующих главах, указывается на многооперативную следственную деятельность, и рассматривается пример организации Давидом конфиденциальной помощи [24, с. 96].

Одна из первых ссылок на ОРД восходит к VI. BC. e. и принадлежит к Перу китайского философа Сунь Цзы, который считал, что можно предвидеть различные события не столько через духов и богов, изучение аналогий истории и собственных размышлений, сколько с помощью людей, знающих, что делает враг. Он утверждал, что использование форм и методов специальной работы требует строжайшей секретности. Сунь-Цзы считал ОРД и шпионаж средством ведения войны с минимальными потерями. Для этого важно было собрать информацию, провести специальные операции (прототип современных ОРМ). Сунь-Цзы впервые в истории следствия подробно проанализировал некоторые формы и методы РАН (современные и эффективные на сегодняшний день), предложил рекомендации по организации работы спецслужб, контрразведки, психологической войны, дезинформации противника, безопасности [23, C. 81].


В работах известного философа и мыслителя Геродота, датируемых 480 г. до н. э.. e. также древние греки указывали на использование приемов и методов ОРД. Активно использовали возможности для особой работы царь Александр Македонский и Ганнибал. Плутарх пишет в своих произведениях о существовании у Ганнибала частной информации о шпионах, которых он отправлял в лагерь своих противников [20, с. 139]. В Россию поиски пришли в XV веке. По приказу Ивана Грозного и Петра I созданы специальные следственные органы (приказы). В XIX веке в России уголовное расследование становится профессиональным. Борьба с революционными движениями привела к тому, что политическое расследование России стало одним из лучших [28, C. 64].

Отдельные элементы РДД появились уже в деятельности детективных и судебных органов во времена правления Ивана Грозного,который создал прототип детективного подразделения полиции, заложившего основы розыска. В середине XVI века. в Центральном правительстве на базе Грабительской рубки Боярской Думы был сформирован изгоев Орден, на который была возложена организация борьбы с преступностью. В 1619 году был создан детективный приказ, который отвечал за розыск преступников, в котором очень активно использовалась информация граждан о месте их использования [28, с. 66].

Для совершенствования тактики и методов работы в крупных городах созданы отряды детективных управлений, которые по заданию прокуроров и судебных следователей осуществляли отряд и расследование особо опасных преступлений, положительно сказался отряд следственных функций. Согласно императорскому указу от 8 июня 1860 года, полиции было приказано провести дознание и обыск. Сотрудникам полиции разрешается привлекать отдельных лиц к оказанию конфиденциальной помощи, вводить их в преступные сообщества, выплачивать им значительные вознаграждения за ценную информацию, участвовать в раскрытии преступлений. Результаты РДД использовались следователями в качестве доказательств по уголовным делам [28, с. 67].

Наряду с приобретением доверенных лиц в полицейской практике получило распространение направление сотрудников детективов и руководителей детективных служб в преступные группы с целью раскрытия преступлений. Несмотря на существовавший в то время запрет на введение сотрудников детективных подразделений в преступные группировки, руководители, следователи и прокуроры закрывали на это глаза, особенно когда подобные внедрения были успешными и осуществлялись против революционеров. 31 декабря 1866 года в Санкт-Петербурге впервые в России была учреждена сыскная полиция. В то же время небольшой штат сотрудников сыскной полиции, невысокая сумма денег, выплачиваемая ее информаторам, не отвечала требованиям борьбы с уголовной преступностью. В качестве основных недостатков ОРД этого периода можно отметить отсутствие его нормативного регулирования и централизованного финансирования [30, с. 245].


ОРД как система с присущими ей правовыми, организационными, тактическими, морально-этическими, психологическими аспектами начал формироваться в России только в конце 18 века, когда полицейские подразделения и секретная экспедиция обзавелись значительным штатом секретных сотрудников. В официальных инструкциях департамента безопасности указано, что основной задачей детективных подразделений является расследование преступных сообществ, осуждение их членов за совершение преступных деяний и привлечение их к судебной ответственности. Важная роль отводится различным источникам информации, которые зачастую являются информаторами.

В 1910 году Министерство внутренних дел издало инструкцию для сотрудников сыскных контор, в которой отразила организацию и тактику систематического надзора за преступными элементами через специальные мероприятия, негласные формы и методы работы. С 1910 года деятельность уголовного розыска и уголовной полиции в России регулировалась высшим нормативным актом - законом "Об организации сыскного подразделения". Определены задачи, полномочия и обязанности полиции. Подробно изложены права и обязанности руководителей детективных управлений[2,с. 172].

Еще один шаг в направлении правового регулирования РДД был сделан Департаментом полиции в 1914 году. В инструкции по организации и проведению внутреннего надзора в жандармерии и поисковых учреждениях приняты подробные сведения о деятельности детективных подразделений, подробные организационно-тактические аспекты специальной работы[3, с. 93].

По мнению авторов инструкции, ключ к успеху в осуществлении ОРД является наличие таких психологических характеристик, как настойчивость, терпение, сдержанность, осторожность, нежность, осмотрительность, спокойствие, решительность, убедительность, проницательность, вдумчивость, умение определить характер собеседника и отметить слабые и чувствительные его стороны, способность человека к себе и подчинить его своему влиянию [30, стр. 325].

1.2 Правовое регулирование сыска в советский период (середина 1918 г. - август 1991 г.)

В годы Советской власти совершенствуется и уточняется правовое регулирование беспорядков. Постепенно она превращается в специализированную область функционирования специальных органов и подразделений. Его специфика, актуальность и самостоятельность прослеживаются практически во всех ведомственных нормативных правовых актах.


Организационные, тактические, морально-психологические, правовые, технические и другие особенности РДД были нормативно закреплены и проанализированы в изданном в 1918 году "Руководстве по чрезвычайным ситуациям". Они описывали правила конспирации, общения с субъектами, воздействия на них, использования различных методов и приемов розыска, обязанности поисковых работников, включая практические рекомендации по организации и тактике мониторинга, права и обязанности разведывательно-технической части, правила дознания и т. д d [29, p. 108].

В утвержденном коллегией НКВД в октябре 1918 года "положении об организации уголовно-следственных подразделений" предусматривалось наблюдение за лицами, подозреваемыми в совершении преступлений путем наружного наблюдения, а также использование внутреннего наблюдения через специальных лиц, зачастую сотрудников, вступающих в преступные сообщества и изнутри их охватываемых преступной деятельностью. Сотрудники новосозданной службе также были заказаны для охраны революционного порядка путем тайно расследование уголовных преступлений и борьба с бандитизмом. Документы периода, в котором даны инструкции по применению подразделениями уголовного розыска приемов и методов ПФО, содержат основания полагать, что под секретным расследованием понималось ПРМ, предусмотренное на сегодняшний день законом ОРАН (статья 6) и ведомственными нормативными актами [29, с. 109].

Руководство по уголовному расследованию, разработанное на основе вышеуказанных положений, прямо предписывало сотрудникам использовать формы и методы РАН в целях предупреждения и раскрытия преступлений.

Нормативно-правовое регулирование РДД получило дальнейшее развитие в инструкции 1921 года. Общепризнано, что данный нормативный акт является началом правового регулирования РАН, в частности оперативного аппарата криминальной милиции [25, с. 93].

Оперативно-розыскная деятельность активно велась в местах лишения свободы, однако отсутствие нормативно-правового регулирования, практических рекомендаций по организации и тактике значительно снизило ее эффективность. Поэтому в последующем опыт организации ОРД, накопленный НКВД и уголовно-розыскным управлением, был использован для разработки специального циркуляра НКВД РСФСР 1923 г., который предписывал офицерам осуществлять ОРД, проведение ОРМ в исправительно-трудовых учреждениях [24, с. 24]. 103].

Возможность реализации РДД была закреплена в Уголовно-процессуальном Кодексе 1923 года. В ст. 93 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР предусмотрена возможность реализации постановления в случаях анонимного обращения граждан за совершенными или готовящимися преступлениями. Анонимные заявления в большинстве случаев были не более чем сообщениями о преступлениях. Поэтому сотрудники активно закупали и использовали источники оперативной информации, совмещая их с собственной реализацией в криминальных сообществах [22, с. 149].