Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих.

Во-первых, нормативными актами органов, оперативные подразделения которых непосредственно ведут РДД, являются [33, с. 99].

а) акты, принятые конкретным Министерством и ведомством;

б) акты, принимаемые совместно министерствами и ведомствами по отдельным сторонам положения убежал.

Нормативные правовые акты этой группы являются, как правило, закрытыми (служебными или секретными) и должны регулировать, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона О СОП, только организацию и тактику ведения оперативно-розыскной деятельности.

Во-вторых, это нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры России. Его ведомственные акты (приказы и др.), согласно ст. 4 Федерального закона О РАН не включаются в число актов, относящихся к правовой базе ПФО (прокуратура не перечислена в статье 13 Федерального закона О РАН среди других органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность). Тем не менее ее акты для законного осуществления оперативно-розыскной деятельности весьма значительны.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что правовой основой оперативно-розыскной деятельности является весьма обширный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, знание и соблюдение которых является необходимым условием ее успешной реализации. В правоприменительной практике следует иметь в виду, что правовая основа ПРД находится в состоянии динамичного развития и постоянного совершенствования.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРАВОВУЮ ОСНОВУ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНИ ЕЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


2.1 Оперативно-розыскной закон: понятие, структура и общая характеристика

В современных условиях, которые характеризуются постоянно усложняющейся криминогенной ситуацией в стране, успешное раскрытие многих преступлений напрямую зависит от своевременности и полноты проведения оперативно-розыскных мероприятий. Продуманные и обоснованно проведенные оперативно-розыскные мероприятия помогают обнаружить орудия преступления, иные вещественные доказательства, похищенные ценности, установить лиц, причастных к преступлению.

Между тем, не секрет, что значительная часть преступлений в России совершается в условиях латентности, поэтому их своевременное раскрытие и успешное расследование является довольно сложным и трудоемким. Оно требует от сотрудников оперативных подразделений и следственных органов умелого сочетания процессуальных и оперативно-розыскных действий. Но, как показывает практика, раскрыть такие преступления с помощью одних только предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств все-таки порой бывает затруднительно, а иногда и вообще невозможно. Поэтому неоценимую помощь сотрудникам здесь могут оказать оперативно-розыскные мероприятия, отношение к которым и у многих специалистов, и особенно – у населения России довольно неоднозначное.

Как известно, долгое время оперативно-розыскная деятельность в СССР осуществлялась при отсутствии какого бы то ни было внятного законодательного регулирования, на основании только секретных ведомственных распоряжений. В этих условиях нормальными для власти считались тайное осведомительство, тотальная слежка, провокации спецслужб и т.п. Но вступление России на путь демократических преобразований и рыночных реформ кардинально изменило эту ситуацию: принятие сначала в 1992 г., а затем и в 1995 г. Законов об оперативно-розыскной деятельности стало несомненным достижением на пути легализации в России деятельности спецслужб и правоохранительных органов в целом. Тем самым впервые в отечественной истории появились правовые основания для того, чтобы оперативно-розыскная деятельность перестала вызывать у населения серьезные опасения и даже страх, что наблюдалось, и вполне обоснованно, на протяжении многих десятилетий.

Но и сегодня в российском обществе в отношении оперативно-розыск-ной деятельности четко проявляются две тенденции: с одной стороны, настороженность в отношении деятельности спецслужб, осуществляющих негласную деятельность, с другой - призывы разрешить такого рода структурам преступать установленные правовые ограничения под «знаменем» борьбы с терроризмом и организованной преступностью. И то, и другое, несомненно, являются крайностями, в связи с чем вопросы выяснения правовых оснований, правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации не теряют своей актуальности и сегодня.


Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[34, с. 5].

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - не является стадией уголовного судопроизводства (уголовного процесса), а самостоятельный вид государственной деятельности оперативных подразделений органов исполнительной власти РФ[36, с. 128].

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ определяет содержание оперативно- розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Федеральный закон состоит из шести глав[7]:

Глава I. Общие положения

Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

В преамбуле Федерального закона в сжатом, концентрированном виде указано на его предназначение и характер, далее раскрываемые в самом тексте. Так, настоящий Федеральный закон определяет[7]:

- содержание оперативно-розыскной деятельности через цели и задачи этой деятельности (ст. ст. I и 2); обязанности, права и ответственность государственных органов, ее осуществляющих (ст.ст. 14, 15 и 5);

- через определение оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст.ст. 7 и 8); использование результатов оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст. II) и др.

Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия Федерального закона в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Федеральный закон полностью применяется на всей территории Российской Федерации (включая территорию всех составляющих ее субъектов) [37, с. 355].

Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России. Исключительная экономическая зона России устанавливается в морских акваториях, находящихся вне пределов территориальных вод России и прилегающим к ним, включая районы вокруг принадлежащих России островов. Внешняя граница данной зоны расположена на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды России[38, с. 214].


Возведенные и строящиеся для поиска и разведки естественных богатств (полезных ископаемых) континентального шельфа Российской Федерации промышленные и иные установки и сооружения находятся под юрисдикцией России . Возникающие в связи с исследованиями, разведкой, разработкой и охраной естественных богатств на континентальном шельфе Российской Федерации правоотношения регулируются, согласно п. «н» ст. 71 Конституции, федеральным законодательством.

На практике иногда путают понятие территории Российской Федерации с понятием таможенной территории Российской Федерации. Они не тождественны. Таможенная территория Российской Федерации есть сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст. 3 Таможенного кодекса) [4].

Кроме непосредственно указанного в преамбуле Федерального закона территориального принципа действия оперативно-розыскного закона в пространстве, следует знать еще о трех принципах его действия в пространстве - гражданства, универсальном и реальном принципах. Их учет в оперативно-розыскной деятельности вытекает из требований статьи 1 Федерального закона о необходимости достижения цели оперативно-розыскной деятельности - защите соответствующих субъектов от преступных посягательств (п. 13 комментария к ст. 1) и основывается на положениях ст.ст. 12 и 13 УК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ «;Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации» граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (при наличии ряда условий, предусмотренных уголовным законом) [2].

Таким образом, с учетом перечисленных выше принципов действия Федерального закона в пространстве, оперативно-розыскные мероприятия считаются правомерными в следующих случаях: если они проводятся в отношении гражданина России или иностранного гражданина (лица без гражданства), постоянно проживающего на территории Российской Федерации, и спланированы или начаты на территории России, а продолжены или закончены за границей; если они проводятся с целью защиты от планируемых или начатых преступных посягательств не на территории Российской Федерации, но окончание которых, во-первых, предполагается на территории Российской Федерации или, во-вторых, их завершенность неизбежно влечет реализацию угроз жизненно важным интересам граждан Российской Федерации, российского общества или Российского государства.


2.2 Основные ведомственные нормативные акты, регулирующие оперативно-розыскную деятельность.

Нормативные акты МВД России содержат детализацию вопросов, раскрывающих сущность сил, средств, методов и форм оперативно-розыскной деятельности, а также организацию и тактику их использования оперативными подразделениями системы МВД России в борьбе с преступностью. Значительная часть этих нормативных актов, как правило, носит закрытый (служебный или секретный) характер.

Совместные ведомственные нормативные акты регулируют отношения нескольких ведомств по поводу осуществления ОРД. К ним можно отнести:

Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп (приложение к Приказам Генерального прокурора от 17 мая 1995 г. № 32, Министра внутренних дел от 12 мая 1995 г. № 199, директора ФСБ от 18 мая 1995 г. № 73, директора ФСНП от 22 мая 1995 г. № 278) [27, с. 236];

Межведомственную инструкцию об основах организации и тактики проведения соответствующих технических мероприятий (объявлена совместным Приказом ФСБ, МВД, СВР, ФСО, СБ, ФПС, ФСНП и ГТК РФ от 19 июня 1996 г.);

Указание Генерального прокурора РФ от 20 июля 1996 г. № 44/15 и Министра внутренних дел РФ от 25 июля 1992 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и др.

К этой же группе относятся нормативные акты (приказы) Генеральной прокуратуры РФ, хотя и не входящие в число правовых актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, но связанные с надзором за ее осуществлением:

Межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты[38, с. 196]

Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп: приложение к приказу Генерального прокурора РФ от 17 мая 1995г. № 32, министра внутренних дел РФ от 12 мая 1995 г. № 199, директора ФСБ России от 18 мая 1995 г. № 73 и директора Департамента налоговой полиции РФ от 22 мая 1995 г. № 278.