Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В середине 30-х годов. возникла объективная необходимость дальнейшей специализации оперативных подразделений органов, осуществляющих РДД, и разделения полномочий и функций ведущих служб. В мае 1935 года в целях организации оперативного содержания тюрем и колоний департамента мест лишения свободы НКВД СССР в составе управления мест лишения свободы были созданы три отдела. Общее оперативное руководство этой работой было поручено Гулагу. В марте 1937 года была создана служба БХСС, которой при активном содействии уголовного розыска было приказано вести борьбу с такими преступлениями, как воровство, спекуляция, взяточничество. Основная часть обязанностей вновь сформированных специализированных подразделений полиции была передана из ЧК-ОГПУ-НКВД. Сотрудники службы БХСС получили широкие полномочия и обязались осуществлять активную деятельность по предупреждению и выявлению преступлений, краж, различных махинаций и злоупотреблений в экономической сфере [22, с. 150].

Легализацией ОРД можно считать принятие Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, где в ст. 29 органы дознания были обязаны принять необходимые меры для выявления признаков преступления и лиц, их совершивших. Это позволило эффективно реализовать ВДО. Данное положение основ было уточнено в Уголовно-процессуальном Кодексе РСФСР (статья 118), в котором указано, что "органам дознания поручено принятие необходимых оперативно-розыскных и иных мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, в целях выявления преступлений и лиц, их совершивших [22,. 152]. "

Импульсом к дальнейшему совершенствованию правового регулирования деятельности РДД высшими исполнительными органами государственного и ведомственного нормативного правового регулирования явилось опубликование в июне 1973 года Президиумом Верховного Совета СССР Указа "Об основных правах и обязанностях советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью" о праве специальных подразделений полиции на проведение оперативно-розыскных мероприятий [26, с. 26]. 112].

В последующие годы органами, осуществляющими оперативно-розыскные функции, был принят ряд нормативных правовых актов, детализирующих порядок, условия и порядок реализации РДД. В этих документах нашли отражение основные тенденции развития ОРД того времени.

Особый акцент в ведомственных нормативных актах, регламентирующих содержание РДД, был сделан на необходимости обеспечения адекватного анализа и оценки его эффективности, соблюдения мер контроля и законности в действиях его субъектов, совершенствования финансового стимулирования, повышения эффективности обмена оперативной информацией между службами, создания автоматизированных банков данных и др.


Несмотря на сложившуюся практику ведомственного регулирования РАН, в конце 80-х-начале 90-х годов. созданы реальные предпосылки для его регулирования в открытом законодательном акте.

Понимая необходимость и актуальность правового регулирования побежал, Верховный Совет СССР принял 12 июня 1990 года закон "О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик", которые допускаются органами дознания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования их результатов в расследовании уголовных дел после возбуждения уголовного процессуального, и в марте 1992 года Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" был принят первый законодательный акт, которые открыто регламентируют Общие положения оперативно-розыскной деятельности, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, их перечень, гарантии прав граждан при ее осуществлении, контроль и надзор за этой деятельностью и другие.

Принятие закона послужило мощным импульсом для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы оперативно-розыскной деятельности.

1.3 Правовые основы ОРД на современном этапе (с марта 1992 г. по настоящее время).

Термин "оперативно-розыскная деятельность", зародившийся в Советском Союзе, никогда не выходил за пределы его государственной границы. Даже в бывших социалистических странах он не получил широкого распространения и использовался только в международных межведомственных соглашениях МВД СССР и межведомственной переписке отечественных правоохранительных органов с зарубежными коллегами. Еще в преддверии принятия закона Об оперативно-розыскной деятельности во Всероссийском научно-исследовательском институте МВД СССР было отмечено, что в капиталистических и социалистических странах термин "оперативно-розыскная деятельность" отсутствует.

С распадом социалистического сообщества, а затем и Советского Союза, термин "оперативно-розыскная деятельность" используется только в законодательстве государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, в том числе стран Балтии-Латвии, Литвы и Эстонии. При этом объем Контента, который вводится в понятие "оперативно-розыскная деятельность" в законодательстве даже этих государств, не всегда совпадает. Данное обстоятельство свидетельствует об условном, субъективном характере самого термина "оперативно-розыскная деятельность" и возможности его замены термином, более точно отражающим сущностные характеристики данного явления. Не очень перспективно рассматривать правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности вне связи с таким базовым понятием, как безопасность во всех ее формах. Несмотря на то, что обеспечение безопасности и правопорядка на протяжении многих веков осуществляется различными государствами, а сама эта деятельность находится в центре внимания не только юристов, но и ученых различных специальностей, в современной отечественной и зарубежной научной литературе нет единого понимания и толкования основных терминов. Специалисты отмечают, что появился в XII веке. термин "безопасность" постепенно трансформировался из философско-этической концепции в правовую. Уже в XVIII веке. Томас Гоббс писал, что обеспечение безопасности является главной целью государства. Современный исследователь С. А. Воронцов приходит к обоснованному выводу, что "к девятнадцатому веку существовало два основных понятия безопасности. Первый базировался на постоянном и тотальном контроле граждан со стороны политической полиции, наделенной широкими полномочиями, позволяющими вмешиваться во все сферы жизни общества, нередко нарушая права и свободы личности. Вторая отражала буржуазные отношения и сводилась к тому, что государство обязано создавать условия для безопасности и благополучия своих граждан и добиваться такого государства по инициативе каждого из них".


В начале XX века. термин "Национальная безопасность", широко используемый сегодня, используется не только юристами, но и политологами, историками, специалистами в области международных отношений и многими другими. В постсоветский период этот термин стал применяться в нашей стране не только на доктринальном уровне, но и в законодательстве. Во внутреннем законодательстве определение понятия "Национальная безопасность" первоначально было дано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а затем в стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В настоящее время под национальной безопасностью Российской Федерации понимается "состояние защиты личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства".

Впервые термин "Национальная безопасность" был использован президентом США в начале 20-го века. в послании Конгрессу с обоснованием необходимости захвата Панамского канала".

Закон ОРДД сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере РДД, которые конкретизированы и разработаны в ведомственных нормативных актах (инструкциях, указаниях, приказах).

Принятие 12 декабря 1993 года Конституции РФ актуализировало проблему реализации ее положений, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Положения тогдашнего закона О СОП не в полной мере соответствовали соответствующим конституционным нормам, что вызывало обеспокоенность законодателей, юристов, широкой общественности и служило основой для приведения его в соответствие с новой Конституцией России.

В связи с этим в августе 1995 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в новой редакции Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Данный закон положительно повлиял на правовое регулирование данного вида деятельности, совершенствование ее организации и тактики и продолжает действовать. Основные положения Закона отражены и детализированы в ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов органов субъектов РДД, их конституционность была подтверждена в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что исторически ОРД проявлялась как эффективное средство борьбы с преступностью. Она преимущественно проводилась за кулисами, однако не носила исключительно частного характера, а основывалась на сочетании гласных и негласных начал. Развитие РДД было получено одновременно с изменением организационной структуры детективных или оперативных подразделений и нормативно-правовым обеспечением их деятельности. С начала начала оперативно-розыскной деятельности широко использовались секретные источники информации и агентские методы работы. ПРД прямо или косвенно была и остается ориентированной на обеспечение уголовного процесса [23, с. 214].


Оперативно-розыскное законодательство в "широком" смысле этого слова; это формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Она состоит из набора законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации высшей юридической силой. Эти акты содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств и выполнения оперативно-розыскных действий, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества объективно затруднена или вообще невозможна.

В свою очередь регулирование оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (Законодательное регулирование) - это правовое регулирование общественных отношений в специфическом виде функционирования государства (деятельности его представителей) осуществляется на базовом (Конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях.

Другие федеральные законы, которые, в свою очередь, также могут быть систематизированы в несколько подгрупп:

Первая Подгруппа состоит из двух законодательных актов: Уголовного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 "О безопасности". Это основные и целенаправленные источники правового регулирования РАН.

В Уголовном кодексе, во-первых, в ст. 14 "понятие преступления" раскрывает содержание так называемого целевого назначения ОРД". понятие преступления (преступное посягательство, согласно статье 1 Федерального закона О РАН); во-вторых, в специальной части описаны так называемые законодательные модели общественно опасных деяний (конкретных преступлений), поиск признаков которых в том или ином действии (бездействии) лица составляет сущность наиболее конкретных задач РАН; В-третьих, в общей части УК РФ содержатся правовые институты и нормы, реализация которых происходит в ПФО (например: ст. 37-39, ст. 41 и ст. 42 о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление , меры крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказов и распоряжений и т. д.) [2].

Вторая Подгруппа включает законодательные акты, регулирующие группы общественных отношений, которые возникают в ДНР и в связи с ним. В частности-Уголовно-процессуальный кодекс, Федеральный Закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Федеральный закон в красном. 17 ноября 1995 года" О прокуратуре Российской Федерации", Федеральный закон от 20 апреля 1995 года " О государственной защите судей, должностных лиц органов внутренних дел и контроля"


Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит, в частности, положение, согласно которому органам дознания поручено принятие необходимых оперативно-розыскных мер в области раскрытия преступлений и лиц, их совершивших. Кроме того, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации регулирует порядок розыска лиц, совершивших преступления.

В соответствии с Законом О государственной тайне, информация в области РАН можно отнести к последнему в установленном порядке (пункт 5 статьи 5) [15].

- о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах этой деятельности, а также данные о ее финансировании, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

- о лицах, сотрудничающих или сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими РАН;

- о методах и средствах защиты конфиденциальной информации и др.

Особым видом второй группы являются законодательные акты, закрепляющие компетенцию государственных органов по реализации РДД и частично перекрывающие требования, изложенные в ст. 13-15 Федерального закона ОРАН. Этот подвид состоит из следующих законодательных актов [7]:

1) Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" наиболее важные задачи, стоящие перед МВД РФ и полиция наступательная, бескомпромиссная борьба с преступностью, качественное улучшение оперативно-розыскной и профилактической деятельности;

2) Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", согласно которому учреждениям, исполняющим наказание, предоставляется право на исполнение постановления (пункт 2 статьи 14);

3) Федеральный закон от 10 января 1996 года " Об иностранной разведке";

4) Федеральный закон от 27 мая 1996 года "О государственной защите" (пункт 2 статьи 15;

Третья Подгруппа включает законодательные акты, правовые нормы которых регулируют конкретные (отдельные) общественные отношения, возникающие в связи с оперативно-розыскной деятельностью. К ним относятся: Таможенный кодекс Таможенного союза, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон РФ "о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации", Закон РФ "Об органах Федеральной налоговой полиции", Федеральный закон "о задержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

К четвертой группе актов относятся иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, кроме законов: акты Президента Российской Федерации; акты представительного и законодательного органа Российской Федерации (парламента); акты Правительства Российской Федерации.