Файл: Роль маркетинговых исследований в управлении маркетингом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ РОЛИ В УПРАВЛЕНИИ И РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА

1.1 Понятие и цели разработки программы маркетинга. Роль маркетинговых исследований

1.2 Программа маркетингового исследования

1.2 Маркетинговая информация, необходимая для разработки программы маркетингового исследования

1.3 Базовые аспекты комплекса маркетинга

2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

2.1 Фирменное досье объекта исследования

2.2 Проведение анализа рынка

2.2.1 Маркетинговое исследование и анализ потребностей рынка

2.2.2 Маркетинговое исследование и анализ товара и стратегического портфеля

2.2.3 Анализ внешних сил маркетинга фирмы

2.2.4 Маркетинговые исследования рынка

2.3 Формирование маркетингового инструментария

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Организационная структура компании представлена на Рисунке 2.

Рис 2.Структура управления РЕСО-Гарантия

Организационная структура РЕСО-Гарантия является линейно-функциональной. В основе этой структуры положен «шахтный» принцип построения процесса управления. Этот принцип заключается в том, что управление осуществляется по функциональным подсистемам РЕСО-Гарантия (финансы, персонал и проч.). В каждой из этих функциональных подсистемам формируется определенная иерархия служб (шахта) сверху донизу. Опыт использования такой структуры показал, что она наиболее эффективна. Одним из основных недостатков данной структуры управления является невозможность быстрого реагирования на меняющиеся условия внешней среды.

Между подразделениями организации из-за применения формальных правил и процедур отсутствует гибкость во взаимоотношениях, что в небольшой степени, но сказывается на своевременности принятия управленческих решений.

Организация управленческого труда РЕСО-Гарантия основана на четком распределении прав и обязанностей сотрудников, установления личной ответственности. Личная ответственность за выполнение своих должностных обязанностей основана на утвержденной организационной структуре предприятия и штатного расписания.

Таким образом, все функции управления закреплены за конкретной службой, пересечения центров ответственности не существует, функции не дублируются. В целом можно отметить, что организационная структура учитывает все необходимые направления деятельности предприятия. Все необходимые для осуществления деятельности функции в организации закреплены. Функции, выполняемые на предприятии, не дублируются. Структура имеет четкую систему взаимосвязей функций и подразделений. При этом сохраняется принцип единоначалия, т.е. в данном случае один руководитель управляет всей совокупностью процессов.

Но имеющаяся организационная структура имеет ряд недостатков. Главный недостаток структуры заключается в том, что в организации отсутствуют организационные единицы, занимающиеся вопросами маркетинга, стратегического планирования и управления, что в долгосрочной перспективе может оказать достаточно неблагоприятное воздействие. В работе большинства сотрудников преобладает решение оперативных проблем.

Организационная структура управления характеризуется:

  • составом и соотношением функций управления;
  • количеством и составом отделов;
  • численностью и соотношением работников;
  • объемом выполненных работ и т.д.

Структура управления РЕСО-Гарантия – совокупность и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев, выполняющих определенные функции.

Основное направление в инновационной деятельности ОАО «Ресо-Гарантия» это разработка и внедрение в свой ассортимент новых страховых продуктов. За последние три года в компании появились такие услуги по страхованию как обязательное страхование опасных производственных объектов (ОСОПО), страхование ответственности перевозчиков и др.

Социальная направленность ОСОПО заключается в гарантированном получении возмещения за вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевших (включая работников страхователя), в том числе и в связи с нарушением условий их жизнедеятельности.

Продукт не является добровольным. Согласно положениям федеральных законов № 116-ФЗ, № 117-ФЗ и № 225-ФЗ владелец опасного объекта обязан заключить договор ОСОПО. Владельцем опасного объекта является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.

Необходимое требование - наличие у страховщика лицензии на осуществление обязательного страхования (для ее получения обязательно наличие у него не менее чем двухлетнего опыта ведения операций по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты).

Кроме того, страховщик должен быть членом профессионального объединения страховщиков, действующего на основании федерального закона.

Для компаний, специализирующихся на услугах по перевозкам грузов, РЕСО-Гарантия предлагает страхование ответственности перевозчиков. Ответственность перевозчика может быть застрахована как при перевозках собственными транспортными средствами, так и транспортными средствами, взятыми в долгосрочную аренду.

Договор страхования может быть заключен на основании одного из следующих условий:

1. Ответственность перевозчика за утрату, гибель и/или повреждение груза, принятого к перевозке (ответственность за груз). Данное условие включает в себя следующие риски:

  • гибель, утрата, повреждение груза в результате ДТП
  • пожар;
  • опрокидывание транспортного средства;
  • утрата груза в результате кражи, грабежа, разбоя;
  • стихийные бедствия;
  • повреждение (гибель) и утрата груза по любой причине за исключением специально оговоренных в Правилах страхования.

2. Ответственность перевозчика перед третьими лицами за причинение вреда перевозимым грузом.

Территория страхования

  • РФ, за исключением территории Кавказа, территории военных действий;
  • Европа, за исключением территории военных действий;
  • Азия, за исключением: Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, территории военных действий.

Стоимость полиса страхования ответственности перевозчика зависит от следующих факторов:

  • направления перевозок;
  • номенклатуры грузов;
  • выбираемые риски и лимиты ответственности по ним
  • количества транспортных средств.

Ресо-Гарантия ориентирована на активизацию инновационной деятельности.

Риск инновационной деятельности фирмы определяется по формуле Z - фактора Альтмана:

Z - фактор=0,12Х1+0,0144Х2+0,03Х3+0,006Х4+0,999Х5,

где Х12345 как в предыдущей формуле.

Если Z - фактор < 2,99 - риск минимален, при > 1,81 риск высок.

Устойчивость «РЕСО-Гарантия»:

У=1,2*1,3+,4*06+3,3*0,9+0,6*1,12+0,55=8,15 (фирма устойчива).

Риск инновационной деятельности «РЕСО-Гарантия»:

Z - фактор=0,12*1,3+0,0144*0,6+0,03*0,9+0,006*1,12+0,999*0,55=0,75 (риск минимален).

В «РЕСО-Гарантия» руководство ориентируется на содействие развитию и совершенствованию инновационной активности страховой компании. При этом, немаловажная роль уделяется системе управления рисками компании. В совершенствовании инновационной активности в перспективе существенна проблема формирования эффективной системы управления инновационными рисками для «РЕСО-Гарантия».

Рис.3. Финансирование инновационной активности компании в динамике 2014-2017 гг.

В соответствии со среднесрочным планом деятельности объем инновационной программы, в которой немаловажная роль уделена отслеживанию рисков «РЕСО-Гарантия» на 2018-2019 гг. составляет 64 млн. руб., на разработку методик по оценке инновационных рисков предполагается 56 % всех инвестиционных средств компании.

2.2 Проведение анализа рынка

Для того, чтобы представить провести анализ страхового рынка страны с использованием индексного метода, в Таблице 1 представим динамику поступлений и выплат.

Таблица 1

Объем страхового рынка России [23]

Год

Поступления
(млрд. руб.)

Выплаты
(млрд. руб.)

Коэффициент выплат
%

2014 г.

996,3

814,6

67,46

2015 г.

1362,6

912,7

65,12

2016 г.

1456,9

965,1

71,3

2017 г.

1526,3

974

82,3


В соответствии с Таблицей 1 можно отметить рост страховых поступлений и выплат в динамике 2014 – 2017 гг. В 2017 году поступления составили 1526,3 млрд. руб. против 996,3млрд. руб. в 2014 году. Выплаты в 2016 году составили 965,1 млрд. руб., в 2017 году – 974 млрд. руб.

В Таблице 2 представлена динамика изменений страхового рынка в %

Таблица 2

Динамика поступлений и выплат на страховом рынке,

в %

2017/2016

2017/2015

2017/2014

2016/2015

2016/2014

Поступления

104,8%

112,0%

153,2%

106,9%

146,2%

Выплаты

100,9%

106,7%

119,6%

105,7%

118,5%

В соответствии с Таблицей 2 можно наблюдать положительную динамику страхового рынка России в 2014-2017 гг. поступления в 2017 году выросли на 4,8% по сравнению с 2016 годом, на 53,2% - по сравнению с 2014 годом, выплаты в 2017 году по сравнению с 2016 годом – на 0,9%, по сравнению на 2014 годом– на 19,6%.

Таблица 3

Крупнейшие страховые компании в 2017 году

Компания

Объем страховых премий в 2017 году (млн. руб.)

Объем страховых выплат в 2017 году (млн. руб.)

Выплаты / Премии (%)

1

Росгосстрах

76682,2

41587,3

54,2

2

Согаз

49958,4

26846,4

53,7

3

Ингосстрах

51214,5

29651,3

57,9

4

РЕСО-Гарантия

39871,0

20175,5

50,5

5

Военно-страховая компания (ВСК)

32478,5

16884,5

52,0

6

РОСНО

23150,2

21756,1

94,0

7

АльфаСтрахование

26568,1

14658,7

55,1

8

Согласие

19440,2

7125,8

36,7

9

Ренессанс страхование

14486,1

7922,5

54,7

10

Уралсиб

11556,5

9456,6

81,8

В соответствии с Таблицей 2 и 3 можно отметить, что в 2015 и в 2016 году крупнейшими страховыми компаниями явились Росгосстрах, Согаз, Ингосстрах, РЕСО-Гарантия, Военно-страховая компания (ВСК) и прочие.


Графические данные представлены на Рисунке 4.

Рис.4. Крупнейшие страховые компании по состоянию на 2016 год

В соответствии с Рисунком 4 отметим, что объемы страховых выплат и премий для наиболее крупных страховых компаний составили соответственно: для Росгосстрах - 76682,2 млн.руб. и 41587,3 млн.руб., для Согаз - 49958,35 млн.руб. и 26846,35 млн.руб., для Ингосстрах - 51214,5 млн.руб. и 29651,3 млн.руб.

Объем страховых выплат графически представлена на Рисунке 6.

Рис.5. Объем страховых выплат и премий в 2014-2017 годах

В соответствии с Рисунком 5 можем сделать вывод о положительной динамике суммы поступлений и выплат. Например, выплаты в 2014 году составили 814,5 млрд. руб., в 2015 году – 912,6 млрд. руб., в 2016 году – уже 965,1 млрд. руб., в 2017 году – 974 млрд. руб.

2.2.1 Маркетинговое исследование и анализ потребностей рынка

Представим матрицу потребностей рынка (Таблица 4).

Таблица 4

Матрица потребностей страховых продуктов

Критерии

Потребности

По иерархии

Первичные потребности в страховом продукте

Социальные потребности

Физиологические

В безопасности

В принадлежности к социальной группе

По факторам, определяющим потребности

Исторические

Национальные

Природно-климатические

Половые

возрастные

Социальные

По временным параметрам

Прошлые

Настоящие

Будущие

дальнесрочные

По степени удовлетворенности

Полностью удовлетворен

Частично удовлетворен

Не удовлетворён

По природе возникновения

Основные

Прямо индуцированные

Косвенно индуцированные

По эластичности

Слабоэластичные

Нормальной эластичности

высокоэластичные