Файл: Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 2411

Скачиваний: 61

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В системе российского права право социального обеспечения является самостоятельной отраслью, которое в настоящее время развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает новые группы отношений, которые ранее не рассматривались.

Социальное обеспечение заключается в предоставлении различных форм помощи гражданам со стороны общества. Тем белее, что в настоящее время, когда экономическое положение в стране ухудшается, финансирование социального обеспечения является первоочередной задачей государства, тем более, что обеспечение за счёт общества осуществляется не для всех граждан, а лишь для определённых их категорий, установленных действующим законодательством. К таким гражданам на сегодняшний день относятся: нетрудоспособные ( по старости, инвалидности, выслуге лет); потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев: ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награждённые орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергавшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения (пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, различные льготы для отдельных категорий граждан.

Проблемой социального обеспечения в Российской Федерации занимаются многие учёные, такие как А.Ю. Гусев, А.А. Лушников, А.В. Малько, А.Д. Зайкин, В.А. Тарасова, В.Н. Толкунова, В.П. Галаганов, В.С. Андреев, Г.Г. Швидтау, З.А. Кондратьева, З.Р. Теттенбор, Е.И. Астрахан, К.Н. Гусов, М.О. Буянова, М.Л. Захаров, М.В. Лушникова, Р.И. Иванова, Э.Г. Тучкова и ряд других.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении субъектов правоотношений социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи.

Дать понятие и определить виды правоотношений по социальному обеспечению.

Рассмотреть классификацию правоотношений по социальному обеспечению

Определить субъекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом исследования курсовой работы являются теоретические вопросы, касающиеся субъектов правоотношений по социальному обеспечению.


Предметом работы являются субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, разработанные философской наукой и апробированные юридической практикой, как формально-логический метод, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция.

В работе были использованы такие специальные методы как сравнительно-правовой анализ, интерпретация научно-теоретических концепций, правовой анализ действующего российского законодательства, теоретико-правовое моделирование, технико-юридический и др.

Теоретическую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации; действующие федеральные законы; иные нормативно-правовые акты Российской Федерации; материалы судебной практики.

В процессе написания исследования автором использовались материалы монографий, научных статей, учебной литературы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1.Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

В своей основе право на социальное обеспечение имеет комплекс мер, которые должны приниматься государством для защиты прав граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда такие граждане не могут использовать свой труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд. При этом реализация данного права осуществляется посредством предоставления гражданами различных видов социального обеспечения.

В настоящее время в отечественной правовой теории и практике, категория «социальное обеспечение» характеризуется как особая форма распределительных отношений. Также отмечается, что «социальное обеспечение» - это функция государства по обеспечению и обслуживанию нетрудоспособной части населения[1].


Многие авторы по разному определяют понятие «социальное обеспечение». Так Е.Е. Мачульской понятие «социальное обеспечение» рассматривается как «система распределительных отношений, где её относят ко всей совокупности общественных отношений, складывающихся по поводу распределения внебюджетных фондов социального страхования и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случае утраты заработка или трудового дохода»[2]. Ряд авторов считают, что «данная категория обозначает один из возможных способов распределительной части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счёт средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного статуса»[3]. М.О. Буянова утверждает, что «социальное обеспечение» это форма выражения социальной политики государства[4]. М.Ю. Федорова к системе социальной защиты относи традиционные виды или формы (пенсии, пособия, натуральные услуги), а сверх того – превентивные компоненты организационного или материального характера[5].

В процессе реализации права социального обеспечения возникают правовые отношения между субъектами этого института.

Согласно теории права правовое отношения – это разновидность общественных отношений. Эти отношения представляют собой социальные связи между людьми. Многие из них возникают по воле конкретных лиц. Большинство имеющихся общественных связей не могут существовать сами по себе. Например, лицо достигло определенного возраста. Имеет документально подтверждённый соответствующий стаж и заработок. Другими словами, у него имеются все юридические факты, предусмотренные пенсионным законом. В этом случае можно считать, что у него возникло право на трудовую пенсию.

Для того, чтобы данное право было реализовано, этому лицу-правообладателю нужно вступить в правоотношения с пенсионным органом – правообязанной стороной. В результате обращения пенсионный орган письменно (с приложением всех требуемых документов) изъявляет свое желание на получение пенсии. Только так он может реализовать свое право на пенсию.

Пенсионный орган принимает все предоставленные правообладателем документы и назначает и выплачивает в дальнейшем пенсию.


Таким образом, связь преобладателя и правообязанного органа действительна. Эта связь урегулирована соответствующими правовыми нормами: пенсионных законах, указах Президента РФ, постановлениями правительства РФ.

Стороны (участники) общественных отношений действуют не сами по себе, а подчиняются требованиям пенсионных норм, выполняют их предписания. Таким образом, правовое отношение - это прежде всего юридическая связь между его участниками.

Правоотношение по социальному обеспечению, утверждает В.П. Галаганов, это юридическая связь между его субъектами – гражданином и органом социального обеспечения – по поводу материального блага (конкретизированного вида социального обеспечения), основным содержанием ее являются субъективные права и юридические обязанности, и которая возникает на основе норм права социального обеспечения в случае наступления предусмотренных правовыми нормами социальных юридических фактов[6]. Другие авторы определяют правоотношения по социальному обеспечению как урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан (семей) с органами, предоставляющими им соответствующие виды социального обеспечения в денежной или натуральной форме, в пределах установленных для них прав и обязанностей[7].

Можно утверждать, что в процессе применения на практике предписаний правовых норм общественные отношения по социальному обеспечению исполняются только в форме правовых отношений. Их ещё называют социально-обеспечительными.

Данные материальные права являются объектом правоотношений. Субъектами этих правоотношений являются, с одной стороны, граждане, имеющие в соответствии с законом право на получение названных благ (правоуполномоченные субъекты), и, с другой стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные и муниципальные организации, на которых законом возложены обязанности по социальному обеспечению граждан (правообязанные субъекты).

Метод правового регулирования социального обеспечения представляет собой совокупность юридических средств и способов, при помощи которых государство достигает необходимого эффекта регулирования[8].

Существует императивный и диспозитивный метод.

Императивный метод характеризуется установлением безальтернативного варианта поведения субъектов. Примером применения императивного метода в праве социального обеспечения может служить регулирование обязанностей государственных и муниципальных органов, которые не могут отказать управомоченному субъекту (при наличии у него соответствующих оснований) в предоставлении ему соответствующего вида социального обеспечения[9].


Диспозитивный метод выражается в закреплении нормой права определенного диапазона вариантов возможного поведения, который может быть выбран субъектом по его усмотрению. Например, некоторым категориям граждан предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), право отказа от социального обслуживания и т. д.

Система отрасли права образуется путем институционального упорядочивания и структуирования соответствующих правовых норм. Нормы и институты, содержащие базовые начала правового регулирования, принципы отрасли права социального обеспечения, образуют в своей совокупности ее общую часть. Особенная часть права социального обеспечения представлена институтами, образующими организационно-правовые формы социального обеспечения. Последние, собственно, содержат нормы, закрепляющие субъективные права и обязанности по социальному обеспечению, механизм их реализации, ответственность[10].

Юридический факт является предпосылкой возникновения правоотношений. Юридическими фактами принято понимать жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий[11]. Они подразделяются на события и действия.

Правоотношения по поводу многих видов социального обеспечения возникают по поводу определённых событий.

Причиной события может быть и действие, например получение увечья в результате действий самого потерпевшего или других лиц, приведших к смерти или временной нетрудоспособности. Для социально-обеспечительных правоотношений имеет значение не причина, а сам факт (само наступившее событие). Действия могут выступать и объектом социально-обеспечительных отношений. Они, будучи урегулированы правовыми нормами, являются объектом процедурных правоотношений и выполняют вспомогательную роль, «обслуживая» материальные правоотношения. В данном случае идёт речь об обязательных действиях, которые должен совершить тот или иной орган социального обеспечения. Например, гражданин обратился в пенсионный орган по поводу назначения пенсии. Этот орган обязан в предусмотренный законом срок рассмотреть его заявление, установить юридические факты и принять соответствующие решения. Именно так процедурные правоотношения дают жизнь материальным социально-обеспечительным правоотношениям, обеспечивают их дальнейшее функционирование.

Следовательно, наступившие события являются основанием возникновения материальных социально-обеспечительных правовых отношений (или материально-правовых отношений).