Файл: Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 2418

Скачиваний: 61

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что не все граждане и организации могут быть субъектами правоотношений. Государство определяет, кто и при каких условиях может быть субъектом права и участником правоотношений, какими качествами он должен обладать. Возможность участия в правовых отношениях зависит от наличия правосубъектности, объем которой для разных субъектов права различен. Для индивидуальных субъектов он зависит от возраста, гражданства, состояния психического здоровья и др. В теории права выделяется правоспособность общая, отраслевая и специальная (общая одинакова для всех, отраслевая различается в зависимости от конкретных отраслей права; специальная необходима для некоторых правоотношений, субъекты которых должны соответствовать каким-то дополнительным требованиям).

Правосубъектность включает три элемент: правоспособность (способность иметь субъективные права и юридические обязанности); дееспособность (способность своими действиями реализовать права и обязанности) и деликтоспособность (способность нести юридическую ответственность за свои действия). В составе правосубъектности правоспособность является определяющим моментом, а дееспособность и деликтоспособность производная от неё).

В науке права социального обеспечения в отношении субъектов правоотношений, возникающих в связи с предоставление того или иного вида обеспечения в порядке обязательного социального страхования, применяется понятие специальной правоспособности. Согласно такому подходу специальная правоспособность возникает с момента начала уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (фонды социального страхования). Одновременно с возникновением специальной правоспособности возникает и специальная дееспособность[20].

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению застрахованных лиц всегда является физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин) и государственный орган или по поручению государства иной орган (уполномоченное лицо)[21], в компетенцию которого входит обязанность по предоставлению соответствующего вида материального обеспечения.

Понятие специальной правосубъектности в правоотношениях по социальному обеспечению целесообразно использовать в отношении специальных субъектов - лиц, отнесённых законодательством к каким-либо специальным или профессиональным категориям либо нуждающихся по медицинским показаниям в особом характере медицинской помощи.


Действующее законодательство об охране здоровья определяет отдельные категории граждан:

-социальную (беременные женщины и матери; несовершеннолетние лица);

- работники, занятые на отдельных видах работ;

-военнослужащие и лица приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, граждане, подлежащие призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждане, поступающие на военную службу по контракту;

-лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или административного ареста[22].

Особым субъектом в отдельных случаях выступает семья.

Лица с семейными обязанностями являются субъектами права социального обеспечения, в отношении которых дифференциация правового регулирования социально-трудовых отношений обусловлена необходимостью повышенной социальной защиты и в основе которой лежат общие (межотраслевые) социальные риски физиологического и (или) демографического характера (например, рождение, усыновление ребёнка и др.)[23].

Среди учёных продолжается дискуссия о признании в качестве «коллективного субъекта» семьи, которая на основании отдельных норм может вступать в определённые виды социально-обеспечительных правоотношения (пенсионные, по поводу государственной социальной помощи и проч.), если право на тот или иной вид социального обеспечения имеют несколько членов семьи. Это связан с тем, что в законодательной практике нередко законодателем используется термин «семья» при закреплении в нормах круга лиц, имеющих право на тот или иной вид социального обеспечения, и условий их предоставления[24]. По мнению 00000, вряд ли корректно в теоретических исследования рассматривать семью в качестве «коллективного субъекта» поскольку она не может обладать этим качеством индивидуально[25].

При сопоставлении норм Закона о правовом положении иностранных граждан[26] и Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[27] из перечня подкатегорий иностранных граждан выводится круг возможных субъектов отношений по государственному социальному обслуживанию, очерчиваемый понятием «законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин». Законно находящиеся иностранные граждане – это лица, имеющие действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и/или миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Следовательно, для вступления в отношения по социальному обслуживанию иностранный гражданин предъявит один из указанных документов. Любой из этих документов идентифицирует статус иностранного гражданина, его относимость к одной из подкатегорий иностранных граждан[28].


Между тем Федеральный закон об основах социального обслуживания ограничивает круг иностранных граждан, на которых распространяется нормы названного закона, признаком постоянного проживания на территории Российской Федерации. Следовательно, в отношении по социальному обслуживанию могут вступить только законно пребывающие в России иностранные граждане, имеющие вид на жительство.

Специальная правоспособность в праве социального обеспечения «существует не как изъятие из общего правила, а как «обыденный», широко используемый приём, средство фиксации конкретизированного круга субъектов – лиц, обладающих способностью иметь права и обязанности в социально-обеспечительных правоотношениях». Объединённое содержание «всех видовых правоспособностей и составляет содержание отраслевой правоспособности в праве социального обеспечения»[29].

Субъектом социально-обеспечительных правоотношений выступает гражданин, который наделен правосубъектностью. Правосубъектность состоит из правоспособности – признаваемой законом особенности иметь права и нести обязанности по социальному обеспечению; дееспособности – предусмотренный законом способности осуществлять указанные права и обязанности и деликтоспособности – способности нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения.

Наличие у гражданина указанных трех способностей ( в совокупности) свидетельствует о том, что он обладает полной социально-обеспечительной правосубъектностью.

2.2 Государственные органы, как субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Субъектами правоотношений по социальному обслуживанию являются государственные и муниципальные органы социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания (государственные и негосударственные) или предприятия, организации, где трудится гражданин Специализированные учреждения социального обслуживания подразделяются на два вида. Государственные и муниципальные службы финансируются из государственных и местных бюджетов. Частные социальные службы учреждаются либо в форме юридических лиц, либо в форме индивидуальной предпринимательской деятельности. И в том и в другом случае их деятельность осуществляется на основе лицензии, выданной органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации Для социальных служб характерна специализация социального обслуживания по кругу лиц-клиентов (территориальные центры социальной помощи семье и детям, специальные дома для одиноких престарелых и др.), а также видам социальных услуг (социальное обслуживание в стационарах, на дому, центры экстренной психологической помощи по телефону и др.)[30].


Предприятия, организации всех организационно-правовых форм также вправе оказывать социальную, чаще всего материальную помощь своим работникам, в том числе и бывшим пенсионерам, как на основании «коллективного договора «так и «по воле работодателя».

Правительство Российской Федерации в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем вправе принимать федеральные целевые программы на конкретные промежутки времени. Принимая на соответствующий период федеральную целевую программу, преследующую схожие цели с ранее закончившей свое действия программой, Правительство Российской Федерации вправе каждый раз определять порядок и условия ее реализации[31].

Для различных видов социального обеспечения субъектами правоотношений по социальному обеспечению могут быт:

1) государственные, муниципальные (и иные) органы социальной защиты населения:

2) органы службы занятости (по пособиям по безработице);

3) органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;

4) органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);

5) Органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);

6) исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);

7) органы профсоюзов (по путёвкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели – конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурном правоотношении по установлению определённых юридических фактов субъектом является медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, её причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего[32].

Необходимо отметить, что согласно с Конституцией Российской Федерации[33] в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение. Вместе с тем на практике субъектам РФ во многом отдано регулирование социальной помощи и социальное обслуживание, тогда как федеральное регулирование охватывает организацию отношений в сфере обязательного социального страхования. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[34] к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 191-1945 гг., семей, имеющих детей ( в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счёт предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда в общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Даже это положение вышеуказанного закона свидетельствует о перевесе бремени ответственности за социальное обеспечение (социальную поддержку и социальное обслуживание) граждан с федерального уровня на субъекты России, которые в силу своих различных финансовых возможностей по-разному регулируют эти вопросы. В то же время каких-либо стандартов социальной помощи, социального обслуживания хотя бы в минимальном размере не выработано[35].


Субъектом в нормах, закрепляющих круг субъектов социально-обеспечительных отношений, является государство. Правосубъектность государства реализуется конкретными юридическими лицами, обладающими специальной правоспособностью и вступающими в отношения по социальному обеспечению по выполнению функции материального обеспечения граждан в виде оказания им такого обеспечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правоотношения по социальному обеспечению являются урегулированные правовыми нормами общественные отношения, направленные на реализацию субъективных прав граждан на предоставление гражданам в порядке социального обеспечения материальных благ, предусмотренных действующим законодательством.

В жизненных ситуациях не бывает какого-либо единого правоотношения, где бы лицо обладало правомочиями на получение всех видов социального обеспечения. С каждым видом социального обеспечения возникает отдельное, отличающееся от правоотношений по поводу иных видов социального обеспечения, по субъектам, по объекту, по юридическим фактам, по содержанию Возникает столько видов правоотношений, сколько имеется установленных в законодательстве видов социального обеспечения, которые выступают в их конкретном виде.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению, основанная на структурных особенностях данной отрасли и дающая возможность составить наиболее ясное представление об особенностях рассматриваемых норм в зависимости от того, предоставляется ли социальное обеспечение каждому как члену общества или как застрахованному необходимо рассматривать как основные системные критерии. Это прежде всего государственно-служебная деятельность, и замещение гражданами государственных должностей. Так же законодатель устанавливает особенности в предоставлении того или иного вида социального обеспечения, в соответствии со спецификой реальных жизненных обстоятельств, считаемы социально значимыми.

Субъектом социально-обеспечительных правоотношений выступает гражданин, который наделен правосубъектностью. Правосубъектность состоит из правоспособности – признаваемой законом особенности иметь права и нести обязанности по социальному обеспечению; дееспособности – предусмотренный законом способности осуществлять указанные права и обязанности и деликтоспособности – способности нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения.