Файл: Особенности семейного воспитания ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы работы: беседы, консультации, анкеты, опросники, тренинги, внеклассное мероприятие.

Сроки реализации: 6 недель.

Ожидаемые результаты:

  1. Установление доверительных отношений между родителями и детьми.
  2. Повышение родительского авторитета
  3. Уменьшение конфликтов между родителями и детьми.

1 Этап: подготовительный. Диагностика детско-родительских отношений. Выявление степени удовлетворенности детей детско-родительскими отношениями.

2 Этап: основной. Коррекция детско-родительских отношений, профилактика семейного неблагополучия.

  1. Консультации (по запросам).
  2. Классный час на тему «Семейные ценности».
  3. Оформление стенда на тему «Стили семейного воспитания».
  4. Совместный тренинг родителей и детей «Семейная гостиная».
  5. Разработка методических рекомендаций к проведению классного часа.

Классный час на тему «Семейные ценности»

Цель: Формирование у подростков семейных ценностей (см. Приложение Д).

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «семья», «детство», «семейные ценности»
  2. Развивать чувство ответственности за членов своей семьи
  3. Воспитывать уважение, заботу о членах своей семьи.

Тренинг «Семейная гостиная»

Цель: гармонизация детско-родительских отношений, профилактика неблагополучных отношений.

Задачи:

  • углубление взаимопонимания между родителями и детьми;
  • развитие способности конструктивного взаимодействия;
  • снятие психоэмоционального напряжения во взаимодействии «родитель-ребенок»;
  • развитие сотрудничества родителя с ребенком.

Условия проведения: Занятие рекомендуется проводить в свободном от парт большом помещении, где есть свободное пространство для игр и упражнений. Участники тренинга сидят в кругу.

Оборудование: листочки, ручки, корзина, коробочки от яиц «киндер сюрприз» по количеству участников, карандаши, фломастеры.

Длительность тренинга: 70 минут

Содержание тренинга. Участники тренинга сидят в кругу. Педагог приветствует присутствующих, благодарит за то, что нашли время прийти, сообщает цель и длительность занятия. Педагог дает каждому бейдж, на котором участник пишет свое имя.

Упражнение «Я рад тебя видеть»

Цель упражнения: приветствие участников тренинга, формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Ход упражнения: по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел».


Длительность: 10-15 минут.

Упражнение «Водитель»

Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.

Участники свободно перемещаются в помещении парами, при этом один участник находится за спиной у другого, направляя его за плечи. Глаза направляемого участника закрыты, он должен полностью доверять своему водителю в том, что их пара не столкнется с другой. Через некоторое время ведущий просит пары поменяться местами. Если игра получается, то ведущий просит прибавить скорость.

Длительность: 10 минут.

Корзина грецких орехов

Цель: поиск участниками вариантов решения проблемы.

«Грецкий орех» – зрительный образ трудного вопроса взаимоотношений родителей и детей.

Родители и дети пишут волнующие их вопросы на отдельных листочках бумаги, упаковывают в футляры от игрушек «киндер-сюрпризов» и кладут их в корзину. Затем по очереди достают «орехи» и отвечают на вопросы.

Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов, внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней можно догадываться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины. 

Длительность: 20 минут.

Упражнение «Совместный рисунок»

Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре, релаксация.

Родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними чистый лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Инструкция: «Я попрошу вас нарисовать картинку на любую тему, например: «Наш дом», «Семья», «Праздник» и др. Рисовать нужно молча, не разговаривая друг с другом. Вам дается 30 секунд на обсуждение темы рисунка, далее рисуем без слов».

Длительность: 10 минут

Упражнение «Подарок»

Цель: закрепление полученных положительных эмоций.

Детям и взрослым раздают сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши. Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшнем празднике и подарите друг другу. (упражнение в паре «ребенок-мама»)

Завершающее упражнение «Коллективное рукопожатие»

Ведущий вытягивает вперед руку ладонью вниз и произносит пожелание группе. Участники поочередно кладут ладони на ладонь ведущего с пожеланиями, затем на счет «три» дружно вскидывают руки вверх.

3 Этап: заключительный.

Повторная диагностика, анализ результатов, подведение итогов.

2.3. Результаты исследования их обсуждение


После формирующей работы, была проведена повторная диагностика взаимоотношений между детьми и родителями.

Результаты по методике «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров) представлены в Таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Результаты по методике «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров) контрольный этап

№ п/п

Ф.И. ребенка

Уровень

1

Кирилл Т.

Средний

2

Надя С.

Высокий

3

Даша Н.

Средний

4

Марина К.

Высокий

5

Игорь Б.

Средний

6

Вадим Б.

Высокий

7

Никита Т.

Средний

8

Валя П.

Средний

9

Сережа Ч.

Средний

10

Ира С.

Высокий

Исходя из Таблицы 2.4 следует отметить, что высокий уровень сформированности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье был выявлен у 4 (40%) младших школьников. Средний уровень был выявлен у 6 (60%) детей. Низкого уровня не было выявлено ни у кого (0%) (см. Рисунок 2.4).

Рис. 2.4. Результаты по методике «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров) контрольный этап

Далее необходимо представить результаты исследования по тесту родительского отношения к детям (А.Я. Варга и В.В. Столин) (см. Таблицу 2.5).

Таблица 2.5 - Уровень родительских отношений

№ семьи

Имя Ф.

Тип семейного воспитания

1

Кирилл Т.

симбиоз

2

Надя С.

кооперация

3

Даша Н.

кооперация

4

Марина К.

симбиоз

5

Игорь Б.

принятие-отвержение

6

Вадим Б.

симбиоз

7

Никита Т.

кооперация

8

Валя П.

кооперация

9

Сережа Ч.

симбиоз

10

Ира С.

кооперация

Преобладающие типы родительского воспитания в семьях обследуемых детей приведены в Таблице 2.5 и на Рисунке 2.5.

Таблица 2.5 - Преобладающие типы родительского воспитания

Типы воспитания

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Принятие-отвержение

Маленький неудачник

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Кол-во человек

4

40,0

5

50,0

0

0

1

10,0

0

0


Рис. 2.5. Преобладающие типы родительского воспитания (по методике А.Я. Варга и В.В. Столин)

Исходя,ܖ изܖ результатов,ܖ даннойܖ методикиܖ следуетܖ отметить,ܖ чтоܖ оптимальныеܖ родительскиеܖ отношенияܖ наблюдаютсяܖ вܖ 5 семьяхܖ (50%);ܖ кܖ нейтральномуܖ уровнюܖ отнесеныܖ -ܖ 4 семейܖ (50%);ܖ родительскиеܖ отношения,ܖ которыеܖ носятܖ отрицательныйܖ характер,ܖ проявляютсяܖ вܖ 1ܖ семьеܖ (10%).

Суммируя полученные результаты проведенного исследования, было выявлено, что преобладает оптимальный (высокий) уровень детско-родительских отношений, который характеризуется хорошими взаимоотношениями родителей с детьми.

В таких семьях дети чувствуют себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Таким образом, исходя из полученных результатов исследования необходимо отметить, что разработанный проект направленный на улучшение взаимоотношений между родителями и детьми, является эффективным.

Вывод по Главе 2: В рамках данной главы была проведена диагностика по выявлению особенностей семейного воспитания. На констатирующем этапе было выявлено что преобладает нейтральный (средний) уровень детско-родительских отношений, который характеризуется недостаточными взаимоотношения родителей с детьми, в вязи с чем был разработан проект который направлен на улучшение взаимоотношений между родителями и детьми.

Таким образом, исходя из полученных результатов исследования необходимо отметить, что разработанный проект направленный на улучшение взаимоотношений между родителями и детьми, является эффективным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без нее человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.

Основные задачи семьи состоят в следующем: создать максимальные условия для роста и развития ребенка; стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим; научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».


К основным принципам семейного воспитания относят такие требования к воспитанию ребенка, как целенаправленность, комплексность, последовательность, обязательность.

Особенности семейного воспитания ребенка в том, что это - управляемый процесс взаимоотношений, на который имеют влияние и родители, и сам ребенок. Поэтому родители должны придерживаться принципов равнозначности и уважения к личности ребенка.

Родители могут выбирать разные цели и методы, но только соблюдение основополагающих принципов, персонально адаптированных, позволяет им построить педагогически грамотный процесс воспитания в своей семье.

В рамках Главы 2 была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей семейного воспитания.

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе ГБОУ школа № 179 г. Москва. В исследовании приняли участие 10 учащихся 2-а класса и 10 родителей.

На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что преобладает нейтральный (средний) уровень детско-родительских отношений, который характеризуется недостаточными взаимоотношения родителей с детьми.

Таким образом, исходя из полученных результатов исследования возникла необходимость разработать проект который будет направлен на улучшение взаимоотношений между родителями и детьми.

После того, как был разработан и апробирован проект направленный на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми была проведена повторная диагностика детей и родителей.

Суммируя полученные результаты проведенного исследования на контрольном этапе эксперимента, было выявлено, что преобладает оптимальный (высокий) уровень детско-родительских отношений, который характеризуется хорошими взаимоотношениями родителей с детьми.

В таких семьях дети чувствуют себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Таким образом, исходя из полученных результатов исследования необходимо отметить, что разработанный проект направленный на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми, является эффективным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 2014. 186 с.
  2. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2010. 436 с.
  3. Антонов А.И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи /Отв. ред. А.И. Антонов. М.: ИС РАН, 2012. С. 144-156.
  4. Анцыферова А.Г. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование. Психологические исследования социального развития личности. М.: Институт психологии, 2011. 123с.
  5. Арымбаева К.М. Семья и проблемы социализации ребенка // Актуальные проблемы современной науки, 2012, № 5. С. 99-101.
  6. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 2010. 333 с.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2012. 326 с.
  8. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения // дис. канд. психол. наук. М., 2012. 186 с.
  9. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6-ти томах. Т.2. М., 2011. 356 с.
  10. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2011. 238 с.
  11. Грушева О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте // Наука и современность. 2015. С. 152-155.
  12. Заxаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей /Вопросы психологии. 2013. № 1. С.45-49.
  13. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 2013. 99 с.
  14. Зыкова Е.Н., Плохих Л.А. Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 276-279.
  15. Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. - Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 2012. 128с.
  16. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 2014. 278 с.
  17. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 2014. 335 с.
  18. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 2011. 352 с.
  19. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание //Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 232 с.
  20. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 2011. 264 с.
  21. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 2010. 298 с.
  22. Майдиков И.М. Основы социологии. М., 2011. 268с.
  23. Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. 2012. № 2. С. 121-128.
  24. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 2012. 196 с.
  25. Основы общей психологии: Практикум / Ред. сост. Л.Н. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 656 с.
  26. Памела С. Марр, С.Кеннеди. Воспитание детей в нетипичных семьях. В кн.: Помощь родителям в воспитании детей. Перев. с англ. - М.: Прогресс, 2012. 224 с.
  27. Петрановская Л. В. Если с ребенком трудно. М.: Издательство АСТ, 2016. 142 с.
  28. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета, 2010, №1. С.88-93.
  29. Репринцева Г.И. Детско – родительские отношения в современной семье / Г.И. Репринцева // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010,  № 2. С. 67-75.
  30. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс, 2012. 106 с.
  31. Столин В.В. Самосознание личности. М., 2013. 324 с.
  32. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 2011. 267 с.
  33. Тищенко Н.Д. Семейное воспитание как естественная и социальная адаптация человека / Н.Д. Тищенко // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2011, № 2. С. 110-126.
  34. Филонов Г.Н., Яркина Т.Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России. М.: Педагогика, №6, 2013. С. 77-84.
  35. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 2013. 229 с.
  36. Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. В кн.: Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 2012. 88 с.