Файл: Особенности семейного воспитания ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неблагополучные и неполные семьи, а также благополучные лишь формально, чаще всего испытывают проблемы семейного воспитания, выражающиеся в отсутствии атмосферы любви и взаимопонимания. В таких условиях родители не стремятся понимать ребенка, видеть в нем личность, признавать его право на собственное мнение. В таких семьях дети вырастают с заниженной самооценкой, теряют инициативность, боятся высказывать свои желания и проявлять чувства [34, c.80].

На принципы воспитания в семье часто влияют традиционные для той или иной культуры или религии подходы, независимо от того, насколько они эффективны и полезны в конкретном случае. Но именно они часто определяют методы, в то время как современное воспитание предполагает использование не только опыта предыдущих поколений, но и научных разработок в области психологии и педагогики. Абсолютное незнание педагогических азов приводит к серьезным ошибкам и просчетам в воспитании личности ребенка.

Педагогика в семье в первую очередь основывается на добром и спокойном отношении к ребенку. Родители должны быть милосердны и благожелательны в любой ситуации. В младенчестве дети здорово порт родителям нервы постоянным плачем, однако резкое и негативное отношение сильно влияет на их психику. Очень важно, чтобы мама и папа с первых дней жизни при ребенке всегда были в хорошем и спокойном настроении.

Далее задача ребенка познать мир и сделать максимальное количество ошибок на доступной площади. Ребенок не пытается навредить или взбесить родителей. Ему просто все интересно, и задача окружающих нежно и мягко поправлять его, не кричать и не наказывать за незначительные проступки.

Жажда немедленного воспитания должна выражаться не в агрессии, а в ласке и понимании.

Чем взрослее будет ребенок, тем ему будет нужнее одобрение и поддержка родителей. Если он будет понимать, что семь всегда простит, поддержит и подскажет, он вырастет уверенной в себе и полноценной личностью, легко сможет в будущем бороться с возникающими проблемами, доверять и общаться с людьми.

Так, главное содержание семейного воспитания – сила любви родителей. Они должны прощать и поддерживать ребенка в любой ситуации, быть лояльными к его ошибкам и неудачам.

К принципам воспитания в семье относится (см. Приложение Б) [32, c.170].

Такими образом следует отметить, что главное содержание принципов семейного воспитания – первично любить ребенка, а после воспитывать, а не наоборот.

Вывод по Главе 1:


Таким образом, семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье по социализации ребенка. Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут ребенку безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном и профессиональном пути.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1. Диагностика особенностей семейного воспитания

Цель опытно-экспериментальной работы – выявить особенности взаимоотношений родителей и детей.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Провести диагностику взаимоотношений родителей и детей.

3. Разработать проект направленный на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми.

4. Проанализировать результаты исследования.

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе ГБОУ школа № 179 г. Москва. В исследовании приняли участие 10 учащихся 2-а класса и 10 родителей.

Методики исследования:

1. »Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров) (см. Приложение В).

Цель: выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (см. Приложение Г).

Цель: выявить родительское отношение по вопросам воспитания детей и общения с ними.

В соответствии с поставленными задачами, было спланировано исследование, которое включало в себя следующие этапы:

1 этап – констатирующий. На данном этапе проведена диагностика особенностей взаимоотношений родителей и детей. Перед началом диагностики испытуемые были ознакомлены со стимульным материалом настоящего исследования, им были разъяснены инструкции к диагностическим инструментам.


2 этап - формирующий. На данном этапе был разработан и проведен проект направленный на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми.

3 этап – контрольный. На данном этапе была проведена повторная диагностика взаимоотношений родителей и детей, а также приведен анализ результатов исследования.

Результаты по методике «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров) представлены в Таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Результаты по методике «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров) констатирующий этап

№ п/п

Ф.И. ребенка

Уровень

1

Кирилл Т.

Средний

2

Надя С.

Средний

3

Даша Н.

Низкий

4

Марина К.

Высокий

5

Игорь Б.

Низкий

6

Вадим Б.

Средний

7

Никита Т.

Средний

8

Валя П.

Низкий

9

Сережа Ч.

Низкий

10

Ира С.

Средний

Исходя из Таблицы 2.1 следует отметить, что высокий уровень сформированности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье был выявлен у одного (10%) младшего школьника. Средний уровень был выявлен у 5 (50%) детей.  У этих детей в основном уважительное отношение и чувство принадлежности к семье сформированы, но не в полном объеме. Низкий уровень был выявлен у 4 (40%) младших школьников. В данном случае были выявлены проблемы в воспитании детей (см. Рисунок 2.1).

Рис. 2.1. Результаты по методике «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров) констатирующий этап

Далее необходимо представить результаты исследования по тесту родительского отношения к детям (А.Я. Варга и В.В. Столин) (см. Таблицу 2.2).

Таблица 2.2 - Уровень родительских отношений (констатирующий этап)

№ семьи

Имя Ф.

Тип семейного воспитания

1

Кирилл Т.

симбиоз, принятие-отвержение

2

Надя С.

кооперация, принятие-отвержение

3

Даша Н.

контроль, принятие-отвержение

4

Марина К.

кооперация

5

Игорь Б.

принятие-отвержение, симбиоз

6

Вадим Б.

симбиоз, кооперация

7

Никита Т.

принятие-отвержение

8

Валя П.

кооперация

9

Сережа Ч.

симбиоз, кооперация

10

Ира С.

маленький неудачник, симбиоз


Преобладающие типы родительского воспитания в семьях обследуемых детей приведены в Таблице 2.3 и на Рисунке 2.2.

Таблица 2.3 - Преобладающие типы родительского воспитания (констатирующий этап)

Типы воспитания

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Принятие-отвержение

Маленький неудачник

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Кол-во человек

3

30,0

3

30,0

1

10,0

2

20,0

1

10,0

Рис. 2.2. Преобладающие типы родительского воспитания (по методике А.Я. Варга и В.В. Столин) (констатирующий этап)

Исходя, из результатов данной методики следует отметить, чтооптимальные родительские отношения были выявлены в 3 (30%) семьях; нейтральный уровень был выявлен у 5 (50%) семей; родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 2 (20%) семьях

Исходя,ܖ изܖ результатов,ܖ даннойܖ методикиܖ следуетܖ отметить,ܖ чтоܖ оптимальныеܖ родительскиеܖ отношенияܖ наблюдаютсяܖ вܖ 3ܖ семьяхܖ (30%);ܖ кܖ нейтральномуܖ уровнюܖ отнесеныܖ -ܖ 5ܖ семейܖ (50%);ܖ родительскиеܖ отношения,ܖ которыеܖ носятܖ отрицательныйܖ характер,ܖ проявляютсяܖ вܖ 2ܖ семьяхܖ (20%).

Коопирация является преобладающим типом восптания, «симбиоз» является самым благоприятным типом в семье.

Однако, настораживает, что достаточно большое количество родителей определили свой стиль воспитания как «принятие-отвержение», т.е., с одной стороны, родители любят своего ребенка, а, с другой стороны, он раздражает их своим поведением. Это говорит о том, что многие семьи используют неэффективные отношения с ребенком, что приводит к появлению у детей тревожности.

Результаты данного теста представлены на Рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Уровень родительских отношений (по методике А.Я. Варга и В.В. Столин) (констатирующий этап)

Суммируя полученные результаты проведенного исследования, было выявлено, что преобладает нейтральный (средний) уровень детско-родительских отношений, который характеризуется недостаточными взаимоотношения родителей с детьми.

Родители видят своего ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, стремятся удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.


Также есть семьи с высоким уровнем, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Однако встречаются и такие семьи, где ребенок не удовлетворен своим семейным положением и испытывает постоянную повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

Таким образом, исходя из полученных результатов исследования необходимо разработать проект направленный на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми.

2.2. Разработка проекта, направленного на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми

Проблемы отношений в семье между родителями и детьми накладывают большой отпечаток на развитие личности ребенка. Социально-психологическая депривация, отсутствие необходимого медицинского контроля, плохие, а часто и нечеловеческие условия жизни детей в неблагополучных семьях вызывают у них негативные психические, социальные и физические изменения, приводящие в дальнейшем к тяжелым последствиям.

Условия семейного воспитания в семьях различны. С точки зрения психологического климата семьи могут быть более и менее благополучными и иметь различный педагогический потенциал. Помогать детям из менее благополучных семей в личностном росте и воспитании можно используя педагогический потенциал благополучных семей, через погружение в их позитивный жизненный опыт.

В целях профилактики отрицательного воздействия неблагополучных семей на воспитание детей возникла необходимость создания проекта по гармонизации детско-родительских отношений в семье.

Цель проекта: гармонизация детско-родительских отношений, профилактика и коррекция неблагополучных отношений.

Задачи проекта:

  1. Способствовать установлению эмоционально-доверительных отношений в семье.
  2. Формирование демократического стиля воспитания.
  3. Развитие коммуникативных навыков всех членов семьи.

Субъект: социальный педагог, педагог-психолог.

Объект: школьники и их родители.