Файл: Особенности семейного воспитания ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни.

Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них.

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н. Леонтьев, С.А. Козлова), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» [5, c.100].

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется тогда, когда родители говорят своему ребенку, что он им дорог, нужен, важен, что он просто хороший.

Семейное воспитание принесет пользу только в том случае, если осуществляется оно в благоприятной атмосфере, в условиях любви, взаимного уважения и понимания [19, c.91].

Огромную роль играет и финансовое благополучие родителей, и их профессиональная самореализация – все это создает условия для нормального, психологически комфортного развития детей.

В наше время задачи семейного воспитания существенно отличаются от периода советских времен. Если раньше главенствующей и общей задачей семьи и школы было воспитание коллективизма, патриотизма, активности, трудолюбия ребенка на благо общества, то сегодня семья и школа воспитывает личность, открывает индивидуальные таланты и способности, никто никого под одну линейку и шаблонно не воспитывает. Сегодня дети знают свои права и нередко цитируют Конвенцию ООН о защите прав ребенка [19, c. 92].

Вместе с тем, раньше дети и граждане страны все время находились под защитой государства, им гарантировалось право на труд, охрану здоровья, бесплатную учебу и стабильные цены, а сегодня, во времена капитализма и демократии, уже с детства ребенок приучается к тому, что за свое право на полноценную жизнь нужно бороться, завоевывая свое место в обществе, отстаивая себя в жесткой конкуренции. И все это ребенок видит и слышит на примере своих родителей. Именно они доходчиво и систематически демонстрируют детям необходимость приспосабливаться к требованиям сегодняшнего времени, а иногда и бороться с его вызовами.


Семейное воспитание - это, прежде всего, система отношений родителей с детьми. Конечно, ведущими в этой системе выступают папа с мамой. Особенность семейного воспитания заключается в эмоциональном окрасе взаимоотношений. Такие отношения должны строиться на любви и уважении. И тут очень важно не переступить ту грань любви, которая отделяет истинную любовь от синдрома избалованного ребенка [1, c.105].

На примере многих семей можно наблюдать, как ребенок в семье становится кумиром, которому ни в чем не отказывают, у которого есть всегда все самое лучшее, и который диктует папе с мамой, что делать и когда. Для таких родителей воспитание становится не формированием личности ребенка, его жизненного опыта, ограничений и соблюдения моральных правил, а скорее показушностью с преобладанием у ребенка материальных ценностей с раннего возраста.

Такой безотказной и слепой любви не хватает для формирования сильной личности. Тогда ребенок привыкнет к тому, что за его спиной всегда есть родители, которые отдадут ему все самое лучшее и сделают все за него. В таких семьях воспитание сводится к тому, что ребенок становится центром всех семейных задач, досуга. По сути, семейное воспитание и любовь заменяются присутствием в жизни ребенка всевозможных материальных ценностей [28, c.90].

Но есть и другая форма семейного воспитания, которую выбирают мудрые и современные родители. Это отношения партнерства с ребенком. Ребенок четко знает, что можно, а что категорически нельзя (при этом для бабушек и дедушек не должно быть исключений); когда можно что-то не делать, а когда выполнение просьб (не приказов) родителей обязательно. В таких семьях ребенок не будет обманывать, потому что его приучили всегда говорить правду, какой бы она ни была. Он не боится быть наказанным, а скорее переживает за то, что расстроит папу с мамой.

Особенности семейного воспитания сегодня - это умение родителей видеть перспективу в жизни своего ребенка. Это обозначает, что с раннего детства нужно распознать его способности, наклонности, уважать его как личность, формировать веру в себя, свою успешность [1, c. 108].

Семейное воспитание в наше время - это умение формировать у ребенка правильные представления о реальной стороне жизни, а не одевать на ребенка «розовые очки» и прятать от проблем за своей широкой спиной.

Воспитание в семье начинается с пеленок. Однако много родителей как раз сменой подгузников и удовлетворением физических потребностей своих детей и ограничивается. Все это начинается с периода младенчества. Затем семейное воспитание протекает хаотично, поскольку родителям мешают следующие обстоятельства [28, c.99]:


1. Дефицит времени и усталость. Сегодня родители настолько заняты, что даже в выходные дни не считают нужным (или просто не имеют на это сил) уделять несколько часов ребенку. Походы в зоопарк бывают лишь по праздникам, когда есть дополнительный выходной, или в отпуске. Вечерние семейные прогулки после ужина заменяются отслеживанием на диване ввиду усталости родителей. 

2. Непонимание важности семейного воспитания, и ориентация на воспитание в детском учреждении. К сожалению, многие молодые родители считают, что воспитывать их ребенка должен профессионал - воспитатель, учитель. Такие папа и мама с удовольствием приходят на детские утренники и рьяно интересуются, почему их дитя не в главной роли. Они «делегируют» свои функции педагогам и поэтому не считают нужным уделять систематически ребенку время для прогулок, игр, чтения книг, складывания пазлов, сочинения сказок, рисования. 

3. Замена родительского воспитания компьютером. Да, сегодня дети прекрасно ориентируются в компьютере, умеют с ним правильно обращаться, и поэтому родители считают, что технические познавательные умения могут дать ребенку знания о мире, развлечь его и вместе с тем не беспокоиться о том, где он, с кем, в какую погоду. Дети проводят время за играми и мультфильмами, при этом испытывая дефицит живого общения и, конечно же, развития речи. 

Таким образом, неумение родителей воспитывать своих детей в семье с дошкольного возраста приводит к конфликтам в подростковом возрасте, в учебе, социальной адаптации детей.

К началу учебы ребенка в школе уже можно четко проследить за стилями взаимоотношений между родителями и детьми [33, c.112]:

1. Генеральский стиль. При таком типе взаимоотношений четко прослеживаются армейские замашки родителей. Альтернатив во взаимоотношениях нет, все сказанное папой и мамой должно четко выполняться. Способы воздействия на ребенка при таком стиле отношений - это указания и угрозы, целью которых является тотальный контроль поведения ребенка. 

2. Психологический стиль. Некоторые родители пытаются анализировать, почему ребенок поступил так, а не иначе. Вопросы и детализация в этом случае направлены на то, чтобы скорректировать поведение ребенка на правильный путь. 

3. Судейский стиль. Это оценочное поведение родителей, когда ребенка дома ждут чтения морали за низкую оценку, опоздания и другие неправильные поступки. К этому стилю близким является и стиль священника, когда все свои разговоры с ребенком родители начинают с фразы «Ты должен… обязан... надо...».


4. Циничный стиль. Это самый опасный стиль взаимоотношений, когда ребенок постоянно слышит насмешки и унижения, даже прозвища. Такие родители всегда демонстрируют свое господство и таким образом не только отчуждают свое дитя, а и формируют в нем комплексы, неуверенность, чувство вины и страх. У таких родителей дети часто грызут ногти, обманывают, боясь быть наказанными. 

5. Дружественный стиль. Быть другом дочке или сыну - означает уметь выслушать, понять, не ругать и помочь решить ребенку свою проблему самостоятельно, но правильно.

Сотрудничество является самым продуктивным типом взаимоотношений между детьми и родителями. Это и самый сложный для родителей тип отношений, когда нужно чувствовать грань, которую переходить нельзя. Как правило, в семье, где царит сотрудничество, ребенок хорошо учится в школе, он всюду успевает, умеет общаться со сверстниками и взрослыми.

Его считают личностью и полноценным членом семьи. Поэтому он и совершает уже в школьном возрасте взрослые и самостоятельные поступки. Обычно при таком стиле взаимоотношений в семье подростковый возраст ребенка проходит более-менее гладко. Ведь понимание и партнерство с родителями не заставляют ребенка искать отдушину не в семье. Уважение и взаимоподдержка, любовь и ответственность всегда присутствуют в семейном воспитании школьника при дружественном типе взаимоотношений [35, c.138]. 

Таким образом, семейное воспитание можно охарактеризовать так: личный пример. Привычки взрослых, пристрастия и особенности поведения дети копируют моментально. Если папа неаккуратен в быту, то не удивляйтесь – рано или поздно ребенок тоже начнет расшвыривать игрушки. А если мама курит, то смысл ругать подростка, если застали его с сигаретой?

В целом, в понятие семейного воспитания входит несколько компонентов. То есть мало только любить ребенка, важно еще и прививать определенные качества: физические (здоровый образ жизни, организация распорядка дня, занятия спортом); нравственные (привитие моральных ценностей – любви, порядочности, совести, долга, достоинства); интеллектуальные (участие родителей в образовательном процессе, формирование потребности приобретения знаний); эстетические (развитие талантов детей, представления о прекрасном); трудовые (объяснение важности приобретения профессии, обучение бытовым навыкам) (см. Приложение А).


1.3. Характеристика основных задач и принципов семейного воспитания

Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье по социализации ребенка. Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку [32, c.102].

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут ребенку безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном и профессиональном пути.

Наиболее значимыми задачами семейного воспитания являются [14, c.278]:

  • сохранение здоровья ребенка, поддержка его природно-естественных сил;
  • забота о развитии и самореализации задатков и склонностей ребенка;
  • помощь в комфортной социализации ребенка, забота о его социальном статусе;
  • формирование опыта эмоционально-нравственных отношений;
  • трудовое воспитание, развитие трудолюбия, помощь в выборе профессии;
  • забота об общекультурном и информационном развитии, обеспечение социальной компетентности ребенка;
  • гендерное воспитание, подготовка детей к самостоятельной семейной жизни (см. Рисунок 1.1).

Рис. 1.1. Главные задачи семейного воспитания

Забота родителей о здоровье, нравственности и развитии способностей детей – основная задача семейного воспитания.

Одновременно родители должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их, то есть иметь здоровую семью с благополучной нравственно-эмоциональной атмосферой.

Система семейного воспитания всегда сугубо индивидуальна, складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

На ее формирование влияет множество факторов, например, такие, как наследственность, физическое и психическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку и т. д. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Обязательное условие семейного воспитания – это равноправное участие в нем родителей. Цели и методы каждого из родителей не должны идти вразрез друг с другом, один не должен разрешать то, что запрещает другой. Нарушение принципа согласованности вызывает у ребенка растерянность и впоследствии игнорирование противоречивых требований.