Файл: Особенности семейного воспитания ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы заключается в недостаточной изученности особенностей семейного воспитания, на что и будет направлено данное исследование. В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.

Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

Семья является одним из наиболее важных аспектов жизни человека, и в равной степени одним из наиболее важных факторов в определении того, как ребенок становится взрослым.

Семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Объект исследования – семейное воспитание.

Предмет исследования – особенности семейного воспитания.

Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении особенностей семейного воспитания.

Задачи:

  1. Изучить социальную природу семьи.
  2. Изучить понятие и дать характеристику стилей семейного воспитания.
  3. Дать характеристику основным задачам и принципам семейного воспитания.
  4. Провести диагностику особенностей семейного воспитания.
  5. Разработать проект, направленный на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми.
  6. Предоставить результаты исследования и х обсуждение.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование.

Данное исследование было основано на концепциях зарубежных и отечественных психологов и педагогов, таких как: Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтьев, Б. Эльконин, В.С. Мухина, М.И. Лисина, С.В. Ковалев, А.И. Захаров, И. Коган, Д. Баумринд, А.А. Кроник, А.Я. Варга, В.В. Столин и т.д.

Структура работы. Курсовая работа состоит из: Введения, 2-х глав, Списка использованной литературы, Приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Социальная природа семьи

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без нее человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры [15, c. 29].

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая дает свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

У каждой ячейки есть несколько составляющих [2, c.28]:

1. Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.

2. Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.

3. Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.


Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков [1, c.33]:

  • официально зарегистрированный брак;
  • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
  • приобретение материальных ценностей;
  • наличие близких, интимных отношений;
  • наличие одного или нескольких детей.

Семья - особая группа лиц, связанных духовными, материальными, кровнородственными отношениями, а также социальная ячейка общества, выполняющая определенные социально-экономические функции.

Под функцией тут подразумевается сфера жизни, в которой удовлетворяются потребности членов семьи – людей, являющихся частью семьи, и состоящих с другими членами семьи в родственных или супружеских отношениях.

Воспитательная функция. Старшее поколение дает первичную социализацию своему потомству, обеспечивая преемственность – передачу личного и общекультурного опыта детям.

Хозяйственно-бытовая функция. Заключается в регуляции расходов семьи – издержек и затрат на удовлетворение материальных и досуговых потребностей членов семьи.

Эмоционально-коммуникативная функция. Определяется тем, какие отношения формируются в семье. Речь идет о глубокой привязанности, формирующаяся на основе положительных эмоциональных контактов и опыте совместных переживаний, которая создает особую безопасную среду. Тесная связь между близкими людьми внутри семьи помогает удовлетворить потребности в принятии, тепле, психологической и эмоциональной поддержке, любви и уважении. Взаимный обмен информацией и чувственными переживаниями, совместный досуг и времяпровождение стимулируют культурно-духовное обогащение членов семьи и их личностный рост [14, c.276].

Функция первичного социального контроля. Семья помогает осуществлять контроль за теми своими членами, которые не способны сделать это сами. В первую очередь речь идет о детях, которые в силу своего возраста еще не усвоили все социальные правила и нормы.

Сексуально-эротическая функция. Подразумевает не только репродуктивный компонент – рождение детей, но также регламентирует сексуальную жизнь партнеров и удовлетворяет соответствующую потребность.

Семьи, которые выполняют все свои функции в полном объеме называются полнофункциональными. Впрочем, значение того, что такое «полный объем» может варьироваться в зависимости от возраста семьи или внешних обстоятельств.

Так, в молодой семье, состоящей из двух членов, на первом месте может стоять сексуальная функция, тогда как пожилой брак, как правило, уделяет ей меньше времени, акцентируя внимание на воспитании нового поколения.


Когда одна или несколько функций не выполняются или нарушены, то мы находим ответ на вопрос что такое «семья социального риска». Определение для данной категории семей раскрывает основную проблему. Разобщенность и отстраненность между членами семьи, отсутствие общих интересов, эмоциональный холод, равнодушие и отсутствие поддержки, взаимное недоверие, жестокость и насилие по отношению к близким - все эти факторы позволяют отнести семью к дисфункциональным [20, c.83].

Редко встречаются случаи, когда нарушение наблюдается только в одной функции, т.к. они связаны. Поэтому социальная работа ведется со всеми компонентами и членами семьи.

Основным критерием для классификации является состав семьи, т.е. количество людей, являющихся членами семьи.

К примеру, в зависимости от количества родителей выделяют: неполные семьи (только отец или только мать с ребенком); полные семьи (членами семьи являются оба родителя и один или несколько детей).

По числу поколений, входящих в состав семьи, выделяют: нуклеарные семьи (состоят из одного или двух поколений – супругов и их несовершеннолетних детей); расширенные семьи (включают также родителей супругов).

В зависимости от количества детей, проводят следующую классификацию: бездетная семья (диада супругов без детей); малодетная семья (от одного до двух детей); среднедетная семья (три или четыре ребенка); многодетная семья (пять детей и более) [20, c.88].

Но, как правило, многодетными признаются семьи, имеющие от трех детей.

Несмотря на преимущество в виде богатства и разнообразия внутренних связей, способствующих более скорой и эффективной социализации подрастающего поколения, многодетные семьи подвержены многим рискам. Прежде всего экономическим. Так, семьи с большим количеством детей часто становятся малоимущими в результате бытовых расходов.

Малоимущей называется семья, имеющая средний доход на человека меньше прожиточного минимума. Учитывается общий доход семьи, который включает: зарплату; доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности; стипендии; пенсии; пособия; доходы от сдачи в аренду имущества и др.

Статус малоимущей присваивается только в том случае, когда семья по объективным причинам имеет низкий уровень доходов. Финансовый вопрос встает остро также и в молодых семьях, которые ввиду, как правило, неопытности членов не всегда могут обеспечить себе выживание, а также рационально контролировать расходы.

Указанные особенности семьи обусловливают некоторую двойственность ее социальной природы. С одной стороны, семья представляет собой интимное, уникальное объединение группы лиц, обладающее известной автономностью от общества.


С другой стороны, ряд социальных функций, присущих семье, прежде всего социализаторская, воспитательная, делают ее зависимой от общества, тесно связанной с ним [29, c.67].

В силу этой двойственности взаимоотношения в семье, хотя и отличаются большим своеобразием, тем не менее, регулируются семейным правом.

Поскольку семья является составной частью общества, при всей ее индивидуальности в ней все же отражаются особенности тех социальных групп, к которым принадлежат ее члены. Поэтому те проблемы, с которыми, так или иначе, сталкивается каждая семья, являются не только ее собственными, но также и проблемами всех семей данной социальной группы (семей безработных, семей беженцев), проблемами всех семей данного общества (например, российского) и, наконец, проблемами всех семей данной цивилизации, например, современной.

1.2. Понятие и характеристика стилей семейного воспитания

В каждой семье, как справедливо говорит известный отечественный психолог А.В. Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, эта система не может быть так же научна, как воспитательная система школы. Зачастую она складывается методом проб и ошибок, апробацией тех или иных способов и путей воспитания. И далеко не в каждой семье эти способы и методы анализируются [29, c.69].

Результат может быть достигнут только там, где четко поставлена определенная цель, где родители ясно представляют и понимают, что они хотят добиться такими методами и способами воспитания. При этом следует учесть, что весь процесс зачастую ярко эмоционально окрашен. В семье нет четкой структурной иерархии по вертикали, ребенок не является подчиненным, а родители - начальниками.

Взаимосвязь субъектов отличается неформальным характером, а степень доверия и налаженного взаимоотношения определяется теснотой контактов между членами семьи, их взаимопониманием, любовью, доверием и стремлением помочь друг другу в различных жизненных ситуациях. Недаром говорят, что семья - это маленькое социальное общество, которое в идеале должно быть добрым и мягким, надежным и спокойным для ребенка.

Некоторые педагоги и психологи отмечают (А.В. Разумова, Т.А. Куликова, Н.Д. Тищенко) что в настоящее время растет ценность ребенка в семье, растет рейтинг эмоциональных внутрисемейных отношений [26, с.91].