Файл: Теории происхождения государства (Общая характеристика теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерно, что в работах многих представителей этой школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, нарушающее естественные права (Руссо, Радищев и др.). Это положение также нашло отражение в Декларации независимости Украины.

Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которые противопоставлялись феодально-сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует отметить, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можете ли вы представить себе возможность того, что десятки тысяч людей могли бы договориться друг с другом при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии существующих властных структур? Эта теория также игнорирует необходимость экономических и материальных предпосылок для возникновения государства.

В то же время мы должны иметь в виду тот факт, что объединение людей требует их взаимного согласия, и это определяет ту положительную ценность, которую имеет эта теория.

Историко-материалистическая теория. Появление этой теории обычно связывают с именами Карла Маркса и Ф. Энгельса, часто забывая их предшественников, таких как Л. Морган. Смысл этой теории состоит в том, что государство возникает в результате естественного развития первобытного общества, прежде всего экономического развития, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения в обществе, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает в себя два подхода. В одной из них, господствующей в советской науке, решающая роль отводится возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие угнетения господствующим классом других классов. Второй подход основан на том, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сферы, его "общие дела". Это требует совершенствования управления, что приводит к возникновению государства.

Именно историко-материалистическая теория имеет строго научную основу. В то же время, как будет показано ниже, оба его направления правомерны, поскольку в различных исторических условиях классовые антагонизмы, а также необходимость решать общие дела, совершенствовать управление обществом и специализировать это управление как форму разделения труда могут стать решающими причинами возникновения государства труда[4].


1.2. Общие закономерности возникновения государства

Государственность приходит на смену родовому строю, когда первобытное равенство и историческая первичная социальная форма собственности изжили себя и общество разделилось. Как мы выяснили, эта система характеризовалась социальной властью и социальными нормами, регулировавшими поведение людей, но при отсутствии власти отдельного и как бы стоящего над обществом специального аппарата принудительного воздействия. Все взрослые члены семьи участвуют в управлении делами семьи на основе равенства. Все жизненно важные вопросы решались на Общем собрании семьи. Это был также Высший суд.

Постепенно примитивные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три основных социальных разделения труда (отделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, отделение слоя людей, занятых меновой торговлей), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, что стал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующихся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, непосредственно не участвующей в материальном производстве.

Прогрессивное общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и племенных общинах, во фратриях, курии и племенах. Родовая структура становится все более сложной, и постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах и ходили на народные собрания. Позднее, к V—VI векам нашей эры, когда немецкие завоеватели обосновались на обширных территориях, ситуация изменилась. Войны теперь велись где-то далеко, и многие из общин не хотели участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост отряда, занимавшегося в первую очередь войной. Число приближенных царя росло, и среди них видное место занимало духовенство. Таким образом, члены общины, которые раньше занимались всеми делами общества, вынуждены в силу обстоятельств делать что-то одно. Совмещение военных и экономических функций становилось все менее возможным. В результате такой специализации появилась значительная группа людей, которые не участвовали в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, то есть все то, что присуще государству как воплощению не Общественной, а государственной власти.


Все большее удаление родовых структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накопления в узком привилегированном слое, что в конечном итоге привело к возникновению частной собственности (на Западе) или "власти-собственности" (на Востоке), а на их основе — к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытнообщинного строя к государственно-организованному обществу сопровождался формированием территориальной общности и развитием центров племенной жизни — укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности и соседстве. С.с тех пор территория стала важным фактором формирования государственности.

Чем государство отличается от органов управления первобытного общества? Вы можете указать следующие атрибуты состояния.

1. Существование отдельной государственной власти от общества. Общественная власть также существовала в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него.

В его реализации принимали участие все желающие. В любом государстве власть фактически осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, это особая группа людей, которые занимаются исключительно управлением и не участвуют непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает прежде всего интересы определенной части общества (класса, социальной группы и т. д.), а часто и сам по себе.

2. Сбор налогов и сборов, так как средства нужны для поддержания государственного аппарата.

3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены были разделены в зависимости от их принадлежности к роду или племени, в условиях государства население делится по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью собирать налоги, так и с лучшими условиями для хозяйствования, так как разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным изменениям людей[5].

Необходимо также выявить те особенности государства, которые отличают его от других организаций, существующих в обществе.

1. Государство - это единственная организация власти во всей стране. Никакой другой организации (политической, социальной и т. д.) охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и приобретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властному диктату, а с другой — право на покровительство и защиту государства.


2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т. е. не зависящим от других государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от любой другой власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

3. Наличие специального исполнительного устройства. Только государство включает в себя такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.д., а также материальные придатки (армия, тюрьмы и др.), которые обеспечивают выполнение государственных решений, в том числе с помощью необходимых и обязательных средств.

4. Только государство имеет право издавать обязательные нормативные акты: законы, декреты, постановления и т. д.

Имея в виду эти особенности государства, мы должны также рассмотреть основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для любой исторической эпохи.

Государство предстает как естественный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, прежде всего, совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, консолидацией организационных структур общества, специализацией управления, а также изменениями в нормативном регулировании, отражающих объективные процессы. Эти предприятия взаимосвязаны и взаимозависимы: экономическое развитие определяет возможность расширения государственных структур и специализации управления, а они, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное регулирование отражает происходящие изменения и способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех из них, которые выгодны обществу или правящей элите.

Параллельно этим процессам идет классовое образование, которое принимает различные формы в зависимости от формирующегося способа производства, от господствующих форм собственности на землю — государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигнет определенного уровня экономического развития, позволяющего поддерживать государственный аппарат. Поэтому не случайно первые государства появились в бронзовом веке, а в Южной Европе — позже, в железном веке.

Пути возникновения государства (западного или Восточного) в решающей степени зависят от того, распадалась или сохранялась сельская община, что, в свою очередь, определяется специфическими условиями, в которых находилось общественное производство. Таким образом, необходимость проведения ирригационных работ обусловила сохранение общинных и общественных форм землевладения. Это в конечном итоге привело к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникло восточное (азиатское) государство. Распад общин определялся возможностью успешного возделывания земли одной семьей и приводил к возникновению частной собственности. Существовало Западное (рабовладельческое или феодальное) государство.


Государственный аппарат был сформирован из административного аппарата первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках племенной знати, которая образовывала либо отдельную социальную группу, клан, чиновно-бюрократическую структуру, эксплуатировавшую остальную часть общества, либо верхушку правящего класса, которая вместе с этим классом эксплуатировала и остальную часть общества.

Основными причинами возникновения государства были следующие:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его сложностью. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их консолидацией, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т. д. старый административный аппарат не мог обеспечить успешного управления этими процессами;

- необходимость организации масштабных общественных работ, объединения для этого больших масс людей. Особенно это проявилось в тех регионах, где основой производства было ирригационное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т. д.;

- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Процессы, происходившие в период распада первобытного общества, неизбежно вели к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем-к возникновению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая эксплуатировалась;

- необходимость поддержания порядка в обществе, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную стабильность общества, его устойчивость, в том числе и по отношению к внешнему влиянию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка и применением различных мер, в том числе принудительных, для обеспечения соблюдения всеми членами общества норм зарождающегося права, в том числе тех, которые они воспринимали как не отвечающие их интересам, несправедливые;

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и агрессивных. В результате накопление общественного богатства привело к тому, что стало выгодно жить за счет грабежа соседей, захвата ценностей, скота, рабов, обложения соседей данью, порабощения их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает гораздо большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому возникновение государства неизбежно вело к тому, что его соседи были порабощены или, в свою очередь, организованы как государства.