Файл: Теории происхождения государства (Общая характеристика теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от восточного пути, который был универсальным, западный путь был уникальным явлением, скорее исключением из общего правила. Однако следует иметь в виду, что именно западное общество стало "локомотивом истории", именно европейские государства в короткий исторический период обогнали восточные, возникшие гораздо раньше и определившие в решающей степени весь ход человеческого прогресса;

Ведущим государствообразующим фактором в Европе было классовое разделение общества. В свою очередь, это было связано с тем, что здесь на стадии протогосударства, формой которого была "военная демократия", происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

В чистом виде это можно видеть на примере древних Афин, где государство развивалось, частично трансформируя органы родового строя,частично заменяя их введением новых органов, постепенно заменяя их государственными органами. Место " вооруженного народа "занимает вооруженная" общественная власть", которая уже не совпадает с обществом, отчуждена от него и готова действовать против народа.

Даже на ранней стадии распада общинного строя существует экономическое неравенство: аристократы (герои, басилеи, которых Гомер называл "толстыми") имеют больше земельных наделов, рабов, скота и орудий труда, чем обычные общинники. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не являлись основной производительной силой, существуют наемный труд, фермерский труд безнадежных коммунистов. С развитием частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль Народного Собрания, басилевса (выступавшего в роли военачальника, первосвященника, верховного судьи) и передать власть своим представителям.

Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие иногда весьма острые формы, усугублялись борьбой за власть другой группы собственников частной собственности, нажитой морским разбоем и торговлей. В итоге наиболее состоятельные собственники стали занимать ответственные государственные посты — господство родового дворянства было ликвидировано.

Поэтому для Генезиса Афинского государства характерно, что оно возникло непосредственно и главным образом из классовых антагонизмов. Постепенно сформировавшаяся частная собственность стала основой, фундаментом для установления экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило нам овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афины часто называют классической формой государственности.


В Древней Спарте возникновение государства было обусловлено рядом других обстоятельств: спартанская община завоевывала соседние территории, население которых становилось общинными (а не личными) рабами-илотами, численность которых во много раз превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать их в узде требовала создания новых органов власти, нового аппарата. В то же время стремление предотвратить имущественное неравенство (а следовательно, и социальную напряженность) среди "коренных" спартанцев, недопущение для этой цели частной собственности на рабов и землю, которая, оставаясь в государственной собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей, постоянная угроза восстания илотов и другие обстоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с очень жесткими, даже террористическими методами управления и значительными пережитками первобытнообщинного строя. Жесткость режима, проводившего линию на уравниловку, способствовала сохранению существующих порядков, не позволяла возникнуть социальной силе, способной ускорить ликвидацию остатков родоплеменной организации.

В Риме процесс формирования классов и государства был замедлен по целому ряду причин, и переход к государству продолжался на протяжении столетий. В 200-летней борьбе между двумя группами свободных членов римского племенного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед социальная организация Рима стала значительно демократичнее. Так, например, было установлено равенство всех свободных граждан, установлен принцип, согласно которому каждый гражданин является одновременно и земледельцем, и воином, а также установлено значительное социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства среди свободных граждан и становление частной собственности как важного фактора классового становления.

Качественно ситуация изменилась только к концу второго века до нашей эры. с началом массового раскулачивания земли общинными крестьянами. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельской местности накапливается такая масса рабов, что римская семья, традиционно выполнявшая децентрализованную функцию подавления, удержания и подчинения несвободных, оказалась неспособной ее выполнить. (Между вторым веком до нашей эры и вторым веком нашей эры. из 60-70-миллионного населения всей Римской Империи свободных граждан было не более 2 миллионов - около 3%. В конце концов, необходимость умерить конфликты различных социальных групп огромной империи и держать подвластные и зависимые эксплуатируемые народы в подчинении привела к созданию мощной государственной машины во втором веке до нашей эры.


Итак, в основном и главном процесс государственного образования в Риме шел так же, как и в Афинах. Распад племенной системы шел по тому же пути, что и в Греции. Так же как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, образовав благоприятные для нее органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители чужеземных племен, лично свободные, не связанные с Римской семьей, они обладали торговыми и промышленными богатствами. Экономическая мощь плебеев возросла. Их длительная борьба против патрициев-исконной римской аристократии-развивалась в связи с усилением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, накладывалась на процесс классового становления в римском обществе, стимулировала разложение родового строя, была своеобразным катализатором формирования государства.

Формирование Франкского государства шло несколько иным путем. Германские племена издавна служили поставщиками рабов своему могущественному соседу Риму. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренному распаду патриархального строя, то эти же природные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках нееврейского общества, тогда как рабство, как оно существовало в Средиземноморье, было даже экономически невыгодно. Обнищавшие члены общины становились зависимыми от богатых, а не порабощенными, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйства. Военные нужды, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы социально-экономической организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение постепенно привели к формированию протофеодального общества.

Завоевание франками значительных территорий Римской Империи, с одной стороны, ясно показало неспособность родового строя обеспечить господство над ними, и это подстегнуло формирование раннефеодального государства. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческий строй и ускорило переход к феодализму на землях некогда могущественной Римской Империи.

Этот пример возникновения феодального государства из первобытнообщинного строя не является исключительным . Таков был путь развития многих других государств на территории Европы (в Древней Руси, Ирландии и др.) (рис. 1).


Рис. 1. Причины возникновения государства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение подведем основные итоги. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, уникальностью отдельных регионов мира, идеологической приверженностью авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным теориям относятся следующие:

1.Богословский (Ф. Аквинский). Она получила широкое распространение при феодализме. Однако эта концепция до сих пор остается официальной доктриной Ватикана.

Согласно этим воззрениям, государство есть результат проявления божественной воли, практическое воплощение силы Бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть происходит от власти Церкви, от власти религиозных организаций. И народ должен беспрекословно подчиняться всем велениям государственной воли, как продолжение Божественной воли.

2. Патриархальный (Аристотель, Фил Мер, Михайловский). Согласно Аристотелю, государство - это наилучшая форма человеческого общения для достижения общего блага. Это своего рода разросшаяся семья. Власть монарха-это естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что государство возникло из права собственника на землю (patrimonium). От права владеть землей власть автоматически распространяется на людей, которые на ней живут. Точно так же оправдан и феодальный сюзеренитет.

4. Договорное (Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А. Н.Радищев), по мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора по правилам совместного проживания. Они отметили, что было время, когда не было ни государства, ни закона. В догосударственном государстве, в условиях "Золотого века" (Ж.-Ж. Руссо) или "войны всех против всех" (Т. Гоббс), люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не было такой силы, которая могла бы защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Чтобы устранить этот социальный "порок", люди объединились и заключили между собой соглашение о том, что они передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечивать права человека. Если условия соглашения нарушаются, народ получает право на революцию .


5. Теория насилия (при Гумпловиче, Каутском). Сторонники этой теории утверждают,что государство возникло в результате насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по словам Л. Гумпловича, " мы можем распознать главные, главные части, реальные краеугольные камни государства — в племенах, которые постепенно превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству."Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации и порабощения одних народов другими.

По мнению представителей этой теории, государство более необходимо слабым племенам, чем сильным. Будучи инструментом организационного и управленческого влияния завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других могущественных племен.

К. Каутский пытался доказать, что с дальнейшим развитием общества государство превращается в инструмент всеобщей гармонии, орган защиты и обеспечения общего блага как сильных, так и слабых. Эта теория была принята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

6. Психологический (Л. И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением искать авторитет, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием командовать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники этой теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, царей и других вождей .

7. Марксист (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, результат возникновения классов и обострения борьбы между ними. Она действует как средство угнетения людей, поддерживая господство одного класса над другими. Однако с уничтожением классов умирает и государство.

Существуют и другие, менее известные теории происхождения государства. Не все из них могут претендовать на абсолютную надежность. Каждый из них является лишь определенным шагом к познанию истины[7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ