Файл: Теории происхождения государства (Общая характеристика теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование государства у разных народов шло разными путями. Это привело к различным точкам зрения при объяснении причин возникновения государства.

Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она предполагает, что возникновение и существование государства есть результат воли Бога. Согласно богословским учениям, государство есть воплощение божественного промысла, а потому государственная власть вечна, неприкосновенна и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени Бога, их власть божественна, и законы, которые они создают, соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая Богословская теория нашла свое ясное выражение.

Эта теория была наиболее широко распространена в Средние века и имела своей главной целью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX-X веков была сформулирована так называемая теория двух мечей, согласно которой два меча были даны Богом для защиты христианства-церковного и светского. И то и другое передается церкви, которая, сохранив духовный меч для себя, отдала светский монарху. Поэтому он должен подчиниться Церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получали свой меч напрямую от бога[1].

Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных черт не завершено и не исчерпано. Точно так же, как процессы исчезновения одних государств и появления других продолжают менять политические режимы. Например, такие памятные события, как объединение Германии, распад СССР, Югославии, Чехословакии, "революция роз" в Грузии, "Оранжевая революция" в Украине и Киргизии, еще не получили никаких оценок, характеристик с точки зрения происхождения государства и права, то есть дают новую почву для размышлений.

Изучение возникновения государства носит не только чисто познавательный, академический, но и политический и практический характер. Она позволяет лучше понять социальную природу государства, его особенности и особенности, а также позволяет проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Она позволяет четко определить все его функции-Основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и государства в целом. Среди теоретиков права никогда раньше не было и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов относительно процесса возникновения государства.


В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления государства. Это вполне естественно и понятно, поскольку каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, Наций и других социальных общностей на этот процесс. Или-взгляды и суждения одной и той же социальной общности по различным аспектам этого процесса возникновения и становления права.

Изучением данного вопроса занимались такие ученые как: Ф. Аквинский, Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Л.И. Петражицкий, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, О.Ф.Скакун, В.В. Лазарева, А.Б. Венгеров, Л.С. Васильев, Н.И. Матузов, А.В. Малько.

Целью курсовой работы является осуществление теоретико-методологического анализа сущности основных теорий происхождения государства.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:

– провести всесторонний анализ теории происхождения государства;

– определить общие закономерности возникновения государства;

– рассмотреть основные пути возникновения государства, в частности восточный и западный.

Объектом исследования являются существующие в юридической литературе теории происхождения государства.

Предметом курсовой работы является комплексный анализ основных теорий происхождения государства, их особенности и значение.

Методы исследования. В процессе выполнения курсовой работы использовались следующие методы исследования: общетеоретические и специальные. Основу составил диалектический метод познания правовых явлений.

Глава 1. Теории происхождения государства

1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства

На протяжении тысячелетий люди живут в условиях государственно-правовой реальности: они являются гражданами (или субъектами) определенного государства, подчиняются государственной власти, подчиняют свои действия правовым нормам и требованиям. Естественно, еще в глубокой древности они стали задумываться о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано много различных теорий, которые по-разному отвечают на подобные вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями в исторических и социальных условиях, в которых жили их авторы, а также разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.


По-видимому, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также понятия, отождествляющие государство и общество, полагая, что государство и право являются вечными явлениями, присущими любому обществу, поскольку они возникают вместе с ним. Давайте рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права как специфическую проблему.

Теологическая теория. Одна из первых теорий происхождения государства и права была теологической, объяснявшей их происхождение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский-XIII век), идеологи Ислама и современной Католической Церкви (неотомисты— Жак Маритен и др.).). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (и она может вписаться в любое из следующих понятий). В то же время она отстаивает идею неприкосновенности, вечности государства, необходимость всеобщего подчинения государственной воле как силе от Бога, но в то же время зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через Церковь и другие религиозные организации.

Теологическая теория не может быть ни доказана, ни прямо опровергнута: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т. д. то есть речь идет в конечном счете о том, чтобы веры[2].

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в глубокой древности: ее основателем был Аристотель (III век до н. э.), но подобные идеи были высказаны и в сравнительно недавнее время (Филмер, Михайловский и др.).).

Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из семьи, растущей из поколения в поколение. Глава этой семьи становится главой государства-монархом. Таким образом, его власть является продолжением власти отца; монарх является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (равно как и из богословской) естественно вытекает вывод о необходимости подчинения всех людей государственной власти и ее законам.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет никаких исторических свидетельств такого способа создания государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья возникла вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Кроме того, в обществе, где существует такая семья, родственные связи быстро теряются.


Однако эта теория обращает внимание на семью. Семья - это самая малая часть общества, и само ее существование и форма влияют на развитие общества и создают определенные предпосылки для возникновения государства.

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX веке в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи были высказаны гораздо раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (1-2 вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы и социологи стали распространять биологические законы (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т. д.).) к социальным процессам. Представителями этой теории были Блантшли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и другие.

Согласно органической теории, само человечество возникает в результате эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие ведет к объединению людей в процессе естественного отбора (борьбы с соседями) в единый организм — государство, в котором власть выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, закон в качестве передаваемых мозгом импульсов. Низшие классы осуществляют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Ошибочность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все существующее имеет различные уровни проявления, существования и деятельности. Развитие каждого уровня определяется его собственными законами (квантовая и классическая механика, химия, биология и др.). И точно так же, как невозможно объяснить эволюцию животного мира, основываясь только на законах физики или химии, так же невозможно распространить биологические законы и на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы как аналоги для понимания процессов, связанных с возникновением государства.

Теория насилия. Эта теория также появилась в XIX веке. ее представителями были л. Гумплович, К. Каутский, Э. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одного племени (союза племен) другим. Для подавления порабощенного племени был создан государственный аппарат и приняты необходимые законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закона подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на общеизвестные исторические факты, когда многие государства возникали в результате завоевания одной нации другой (раннегерманские, венгерские и другие государства).


Оценивая эту теорию, следует отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того, чтобы создать государство, необходимо иметь такой уровень экономического развития общества, который позволял бы поддерживать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. А для того, чтобы государство возникло в результате завоевания, внутренние условия должны были уже созреть к этому времени, как это было в случае возникновения германских или венгерских государств.

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX веке, были г. Тардэ,Л. И. Петражицкий и др. Они объясняли возникновение государства и закономерность проявления свойств человеческой психики: необходимость подчинения, подражания, сознательность элиты зависит от первобытного общества, осознание определенных равноправных вариантов действий и отношений и т. д.

Естественно, что социальные законы реализуются через поведение и деятельность человека. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих законов. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — сама психика человека формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и других внешних условий. Вот почему эти условия должны быть приняты во внимание в первую очередь[3].

Теория общественного договора (естественное право). Эта теория была сформулирована в трудах ранних буржуазных мыслителей: г. Грека, Т. Гоббса, Ж. Локка, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, А. Н.Радищева и др., то есть в хап-хаш веках. Согласно этой теории, до появления государства люди находились в "естественном состоянии", которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее процветание - "Золотой век" и т. д.).). Большинство концепций включает в себя идею "естественного закона", то есть закона природы. существование у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей вступают в конфликт с правами других, нарушается порядок, происходит насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли свое выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости Соединенных Штатов (1776 г.) говорится: "Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, включая право на жизнь, свободу и стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основана на согласии управляемых...".