Файл: Теории происхождения государства (Общая характеристика теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В большинстве случаев вышеперечисленные причины работали вместе, в различных комбинациях. В то же время в различных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и других) различные из этих причин могли бы стать главными и решающими. Таким образом, для большинства восточных государств необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ имела самое большое значение. Для возникновения Афинского и Римского государств процессы классового становления и необходимость подавления эксплуатируемых классов в этом отношении играли гораздо большую роль.

Право формировалось одновременно и параллельно с государством (и в известном смысле раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства вел к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

Преобладающая форма собственности на основные средства производства в обществе оказывает существенное влияние на характер и содержание формирующихся государств и правовых систем. Таким образом, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма землевладения при общинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах привела к возникновению деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли морально-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю в сочетании с ее разделением между членами социальной элиты Спарты привела к существованию там аристократической Республики.

Глава 2. Пути возникновения государства

2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства

Эта форма характеризуется: социальной формой собственности, значительным повышением производительности труда, оседанием накопленных богатств в руках родовой знати, быстрым ростом населения, его концентрацией, появлением городов, которые становятся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и прежде, в основном совпадают с интересами всего общества, но постепенно возникает социальное неравенство, которое приводит к все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.


Именно в этот период, не совпадавший со временем разных народов, пути развития человечества были разделены на " восточные» и «западный»[6]. Причины такого разделения заключались в том, что на" Востоке " в силу ряда обстоятельств (главное из них — необходимость проведения крупномасштабных ирригационных работ в большинстве мест, что было не под силу отдельной семье) сохранялась общинная и, соответственно, общественная собственность на землю. На "Западе" такой работы не требовалось, общины распадались, а земля находилась в частной собственности.

Наиболее древние государства появились около 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., то есть в зонах ирригационного земледелия, что позволило резко повысить производительность труда-в десятки раз. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать управленческий аппарат, который ничего не производил, но был необходим для успешного развития общества. Ирригационное земледелие требовало огромного объема работ: строительства каналов, плотин, водоподъемников и других оросительных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии,расширения оросительной сети и др.Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым командованием и централизованным управлением, так как объем общественных работ значительно превышал возможности отдельных племенных образований. Однако все это привело к сохранению сельскохозяйственных общин и, соответственно, социальной формы собственности на главное средство производства-землю.

В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется и затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется лидерами и старейшинами (к которым позже присоединяются служители культа), именно в их руках оседает и накапливается общественное достояние. Существует родовое дворянство и такое социальное явление, как" власть-собственность", суть которого заключается в праве распоряжаться общественным имуществом в силу нахождения в определенном положении (покидая это положение, человек теряет это "имущество"). Наряду с этим, в связи со специализацией хозяйствования и его возрастающей ролью, постепенно увеличивается доля племенной знати в распределении общественного продукта. Управление становится прибыльным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин "по должности "существует и экономическая зависимость, то продолжающаяся" выборность " этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему присвоению должностей определенным лицам, а затем и к появлению наследования должностей.


Таким образом, восточный (или азиатский) способ формирования государства отличался прежде всего тем, что политическое господство возникало на основе осуществления публичной функции, публичной должности. В рамках общины основной целью правительства было также управление специальными резервными фондами, в которых сосредоточивалась большая часть общественного прибавочного продукта. Это привело к появлению особой группы должностных лиц внутри общины, выполняющих функции общинных администраторов, Казначеев, контролеров и т. д. Часто административные функции сочетались с религиозными, что давало им особую власть. Извлекая из своего положения целый ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы были заинтересованы в закреплении этого статуса и стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное "чиновничество" постепенно превращалось в привилегированный замкнутый социальный слой — важнейший элемент формирующегося аппарата государственной власти. Поэтому одной из главных предпосылок как государственной, так и классовой структуры "восточного" типа было использование правящими слоями и группами существующего аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Административные и государственные структуры, возникновение которых было строго обусловлено экономической необходимостью, формируются еще до возникновения частной собственности (преимущественно на землю). На протяжении веков деспотическое государство было не только инструментом классового господства, но и служило источником классового становления, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Экономика базировалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала и частная собственность-верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности и рабов, но она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносил труд "свободных" членов общины. Кроме того," частный " характер этой собственности был весьма условен, так как чиновник обычно терял свое положение вместе с имуществом, а зачастую и с головой.

Частная собственность других групп, таких как купцы и городские ремесленники, не оказывала серьезного влияния на экономику. Во-первых, он, как и его владельцы, находился в абсолютной власти монарха. Во-вторых, она также не играла решающей или даже важной роли: собственность купцов была связана не со сферой производства, а с распределением, в то время как ремесленники, живущие в городах, вносили гораздо меньший вклад в общественное производство, чем общины, тем более что в последние входило много ремесленников.


Постепенно, по мере увеличения масштабов кооперации и коллективной трудовой деятельности," зачатки государственной власти", зародившиеся в племенных коллективах, превращаются в органы управления и господствуют над суммой общин, которые в зависимости от широты экономических целей формируются в микро - или макрогосударства, Объединенные властью централизованной власти. В этих регионах, как уже говорилось, она становится деспотической. Его авторитет был достаточно высок по ряду причин: достижения в экономической деятельности объяснялись исключительно его способностью к организации, желанием и умением действовать в общесоциальных, надгрупповых целях; принуждение также окрашивалось идеологически, и прежде всего в религиозных формах-сакрализация власти:" власть от Бога", правитель является носителем и выразителем" Божьей благодати", посредником между Богом и людьми.

В результате возникает структура, похожая на пирамиду: наверху (вместо вождя) — неограниченный монарх, деспот; внизу (вместо Совета старейшин и вождей) — его ближайшие советники, визири; далее — чиновники более низкого ранга и т. д. а в основании пирамиды-земледельческие общины, постепенно утратившие свой родовой характер. Главное средство производства-земля-формально принадлежит коммунам, и коммуны считаются свободными, но на самом деле, в действительности, все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, оказавшихся в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

Восточные государства существенно отличались друг от друга в некоторых своих чертах. В некоторых странах, как и в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других странах, например в Египте, было много рабов, которые вместе с простолюдинами вносили значительный вклад в экономику страны. Однако в отличие от Европейского, древнего рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы были в подавляющем большинстве собственностью государства (фараона) или храмов.

Однако все восточные государства имели в основном много общего. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями, имели мощный чиновничий аппарат, их экономика базировалась на государственной форме собственности на основные средства производства ("власть-собственность"), а частная собственность имела второстепенное значение.

Восточный путь возникновения государства был плавным переходом, перерастанием первобытного, племенного общества в государство. Основными причинами появления здесь государства были:


— необходимость проведения крупномасштабных ирригационных работ в связи с развитием ирригационного земледелия;

- необходимость объединения для этого больших масс людей и больших территорий;

- необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Государственный аппарат возник из управления РО-доплеменными объединениями. Выделившись из общества, государственный аппарат стал во многом противоположен ему по своим интересам, постепенно отделился от остального общества, превратился в господствующий класс, эксплуатирующий труд коммунистов.

Следует также отметить, что Восточное общество было застойным и застойным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий оно практически не развивалось. Таким образом, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае происходили значительные социальные потрясения (иноземные завоевания, крестьянские восстания, в том числе победоносные и др.).), но они привели лишь к смене царствующих династий, само общество оставалось в значительной степени неизменным вплоть до начала XX века.

Африканские государства формировались в основном по одному и тому же" сценарию", но исследователи указывают на некоторые особенности раннего африканского государства, отличающие его от государства" восточного деспотизма": верховная власть была не наследственной, а выборно-наследственной, система правления строилась по геронтократическому принципу для низших уровней, по аристократическому (меритократическому) — для высших. Кроме того, правители ранних африканских государств были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из идеи их сакральности; при принятии наиболее важных решений, так как существовал определенный противовес их власти в лице Совета представителей родовой знати.

В целом и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции государственного управления общинной элитой, то есть зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основные средства производства и разделении общества на классы был типичным, определяющим становление государства, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации континента.

2.2. Западный путь возникновения государства