Файл: Выбор стиля руководства организации(Теоретические аспекты стилей руководства в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующими положениями. В управлении персоналом и организационной психологии важным моментом является проблема определения, выявления и формирования стиля руководства. Многие ученые уделяли внимание изучению стилю руководства, подходам к его определению, к классификации стилей, но, не смотря на это, большинство руководителей игнорируют изучение этого вопроса, либо его применение на практике.

Условия управленческой деятельности определяются высокой неопределенностью, динамичностью, высоким уровнем ответственности, и др. Наиболее перспективной идеей, на основе которой можно выстроить целостное представление о сути деятельности руководителя, является стратегический подход. Руководитель осуществляет работу посредством выполнения различных функций управления в системе «человек-человек», что определяет в некоторой степени выбор стиля руководства в рамках организации. Он акцентирует внимание на трех факторах деятельности менеджера, обеспечивающих ее эффективность: ситуация, стратегия и репертуар профессиональных ролей и стратегических приемов.

Специфические особенности личности руководителя проявляются на всех этапах формирования, выбора и реализации стратегии. Преимущественное влияние имеет также наличие навыков формирования стратегии и наличие стратегических приемов управленческого поведения в типичных ситуациях, складывающихся в работе руководителя. Незнание руководителя о стиле руководства или применение не того стиля, в результате может привести к снижению работоспособности коллектива. В настоящее время понятие стиля руководства более широко применяется в коммерческих организациях.

В связи с вышеуказанными причинами актуальность темы не вызывает сомнения.

Целью данной курсовой работы является анализ выбор стиля руководства организации.

Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, были определены следующие задачи:

- раскрыть понятие и привести классификацию стилей руководства;

- рассмотреть стиль руководства, как основной инструмент мотивации в современной организации;

- дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Верт-Строй»;

- провести анализ стиля руководства в организации;

- разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства.

Объектом исследования курсовой работы является ООО «Верт-Строй» (г. Екатеринбург).


Предметом исследования являются стили руководства в организации в данной организации.

При написании курсовой работы были использованы методы сравнительного анализа, научного обобщения, описательный метод, табличный и графический методы, математические методы.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретические аспекты стилей руководства в организации

1.1 Понятие и классификация руководства

Коллектив - это не просто группа людей, находящихся в одном здании для решения поставленных задач, а единомышленники со схожими ценностями, для которых интересы организации воспринимаются не ниже своих, принципы, перешагнуть через которые непозволительно ни при каких обстоятельствах. Любому коллективу необходим руководитель, имеющий свой стиль руководства и собственную модель стиля руководства. Стиль - это регулярно отражающиеся особенные черты взаимодействия руководителя с подчиненными, складывающиеся посредством воздействия условий управления, субъективных психологических особенностей руководителя [16, с. 108].

Классификация стилей руководства исследуется в теории стилей руководства, при этом теории по-разному группируются современными авторами.

Одна из наиболее достоверных в полной мере отражающая полноту всех видов стилей – это американская классификация, которая выделяет подходы к изучению стилей руководства [7, с. 76]:

- качественный подход;

- поведенческий подход;

- ситуативный подход.

Классической теорий лидерства является теория К. Левина. Он создал свою классификацию стилей руководства. Она состоит из трех видов: авторитарный стиль; демократический стиль; либеральный стиль. Эта классификация до сих пор является основной. Остальные стили руководства проистекают из слияний данных основных стилей.

Помимо этого, есть традиционное деление стилей на несколько типов: авторитарный, демократический, либеральный и смешанный. Кроме стилей управления есть несколько стилей руководства [11, с. 30]:

- самостоятельно-авторитарный стиль;


- совещательный стиль;

- административно-бюрократический, командный стиль;

- творческий, гибкий стиль.

Стиль руководства может изменяться в зависимости от ситуации, руководителю необходимо регулярно совершенствоваться и научиться находить для каждой ситуации подходящий стиль руководства и с помощью них воздействовать на коллектив. Помимо этого, руководитель применяет определенные психологические способы с целью воздействия на коллектив для координации в процессе трудовой деятельности.

Руководитель должен основываться на наиболее действенном для данной ситуации сочетании различных стилей руководства. Именно это служит главной характеристикой эффективности руководителя, умение применять наиболее подходящий стиль руководства в конкретной ситуации.

Рассмотрев основные подходы к характеристике стилей руководства, перейдем к характеристике основных методов оценки стилей.

1. Исследование стиля с помощью оценки индивидуальных и групповых характеристик. Факторная система оценки стиля должна быть приближена к системе самих стилеобразующих факторов. В зависимости от целей оценки используется подбор наиболее существенных факторов, определяемый масштабами объекта оценки. При оценке индивидуального стиля прежде всего учитываются профессиональные качества руководителя, при оценке фирменного стиля руководства нельзя обойтись без характеристики коллектива.

2. Анкетирование сотрудников - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета [5, с. 142]. Экспертный метод - процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора), (в роли экспертов могут выступать директор, главные специалисты, а также ведущие работники организации). Анализ принятий решений - это анализ того, как принимаются решения: самостоятельно или коллегиально. С помощью данного метода можно получить информацию о том, какие личные черты присутствуют у руководителя, отношение сотрудников к руководителю, чтобы хотели сотрудники в будущем.

3. Использование специально разработанных методик по оценке стиля руководства. Наиболее популярными являются методики В. П. Захарова (основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива), А. Л. Журавлева «Стиль руководства» (предложено 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой из них указано по 5 вариантов ее проявления, нужно выбрать соответствующие руководителю) [1, с. 102].


В методике А. Л. Журавлева «Стиль руководства» предложено предлагает 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике – по 5 вариантов ее проявления. Нужно выбрать один или несколько вариантов, которые подходят данному руководителю инспекции, и отметить их. Данная анкета являлась анонимной. Данная методика дает возможность увидеть более подробный стиль руководства, так как присутствует стиль руководства смешанный: Д-К-1: директивно-коллегиальный; 1-К-Л: коллегиально-либеральный; Д-1-Л: директивно-либеральный; Д-К-Л: смешанный.

Опросник В. П. Захарова содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует мнению о руководителе. Выбранное утверждение на опросном листе отмечают знаком «+» под соответствующей буквой.

4. Анализ экономической, социальной эффективности. Показатели экономической эффективности руководства такие как, выручка от продажи товаров, работ, услуг; прибыль (убыток) от продаж; рентабельность продаж; фондоотдача, характеризует то, как реализуется деятельность, насколько производительно используются затрачиваемые ресурсы, т. е. насколько «правильно делаются эти вещи» [20, с. 162].

Показатели социальной эффективности такие как: повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации, также могут указывать на эффективность выбранного стиля руководителем. Эффективное управление предполагает, что результаты деятельности должны соответствовать социальным ожиданиям людей.

1.2 Стиль руководства, как основной инструмент мотивации в современной организации

Известные теории мотивации персонала в основе своей рассматривают и классифицируют потребности человека. В то время как на практике востребованными оказываются инструменты побуждения человека к действию, к получению желаемого организацией результата. Исторические особенности развития трудовых отношений в России не позволяют калькировать европейские и американские инструменты мотивации, основанные на применении только материальных благ [3, с. 24].


В ходе теоретического исследования из множества определений понятия «стиль руководства» вычленены следующие составляющие [17, с. 66]:

- личностные характеристики и поведение руководителя, проявляемые в процессе влияния на подчиненных;

- система форм и способов воздействия на персонал для достижения целей организации.

Таким образом, понятие «стиль руководства» включает такое поведение руководителя по отношению к подчиненным, в котором демонстрируются личностные и профессиональные качества направленные влиять на персонал с целью получения ожидаемых результатов экономической деятельности организации.

Общепринятая классификация стилей руководства была введена в 1940х годах Куртом Левиным. На основе способа принятия решений ученый выделил три стиля [17, с. 81].

1. Авторитарный. Руководитель принимает решения единолично. Ответственность замыкает на себе.

2. Демократический. Руководитель при принятии решения учитывает мнения специалистов. Ответственность распределяется между руководителем и специалистами.

3. Попустительский. Руководитель принимает решения коллектива, или отдельных «серых кардиналов». Ответственность за принятое решение отсутствует.

Таким образом, от способа принятия решения зависит набор профессиональных управленческих навыков руководителя.

Наблюдения ученых показали, что 95% кандидатов причиной увольнения называют размер заработной платы. При ответах на дополнительные вопросы 92% процента из них основной причиной увольнения выделяют взаимоотношения с руководителем, несогласие с поставленными задачами, методами управления, применяемыми формами контроля.

Прямая связь между управленческими действиями и отношением работника к работе прослеживается в работах Э.Э. Линчевского и М.Е.Литвака.

Э.Э. Линчевский выделяет в отношениях между работником и руководителем не только стиль руководства, но и стиль исполнения. При этом Эдгар Эмильевич выводит следующую формулу управления [8, с. 9425]:

Стиль управления (СУ) = Стиль руководства (СР) + Стиль исполнения (СИ), где:

СУ – это стиль оптимизации деятельности управляемой системы;

СР – это набор инструментов воздействия на работника;

СИ – это поведенческие реакции исполнителей при выполнении трудовой функции.

Тем самым, формула отражает взаимовлияние стиля руководства руководителя и стиля подчинения работника. Так же автор отмечает, что стиль руководства и стиль исполнения складываются постепенно, и становятся довольно устойчивыми компетенциями.