Файл: Основные функции в системе менеджмента (Сущность системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной экономической ситуации в России с усложнением хозяйственной практики и возрастанием конкуренции на многих рынках все более востребованным становится умение принимать менеджерами организаций эффективные управленческие решения, активно внедрять инструменты выполнения управленческих задач и реализации функций менеджмента.

Изучение функций менеджмента и методов управления, разрабатываемых учеными и практиками должно проводиться сквозь призму настоящих экономических условий и требований с целью выявления актуальных методов и технологий. Только знание исторического опыта развития управления позволяет осознать структуру и специфику современного российского управления, усвоить необходимые умения и навыки современного менеджера.

Как известно, в практике менеджмента постоянно возникают новые идеи, адаптация которых не всегда имеет положительный результат для предприятий, поскольку достаточно часто менеджеры не имеют четкого и глубинного понимания всех деталей и аспектов функций менеджмента.

Несмотря на то, что проблемы различных аспектов методологических основ менеджмента уже длительное время являются предметом повышенного внимания экономистов, управленцев, сложный и противоречивый процесс экономического развития бизнеса в мире и России требует углубления исследований по различным аспектам его функционирования.

Данные обстоятельства вызывают повышенный интерес к исследованию методологических основ менеджмента и, прежде всего, функций менеджмента и методов решения управленческих задач в практике предприятий и обусловливают актуальность этой курсовой работы.

Цель курсовой работы – исследование основных функций менеджмента в управленческой деятельности. Достижение поставленной цели требует выполнения ряда задач:

  • изучить понятие и виды функций менеджмента;
  • рассмотреть место и роль функций менеджмента.

Объект исследования: менеджмент. Предмет исследования: функции менеджмента и принципы администрирования.

Методологической базой и теоретической основой проведения исследования послужили концептуальные положения, методические разработки и рекомендации классиков экономической науки, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам менеджмента и разработки управленческих решений.


Структура курсовой работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и включает, помимо введения, две главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1 Теоретические аспекты системы менеджмента

1.1. Сущность системы менеджмента

Менеджмент организации является особой формой управленческой деятельности. Организационные отношения, а именно противодействие, воздействие или взаимодействие между элементами предприятия при развитии, создании, функционировании и разрушении, выступают неотъемлемым элементом системы менеджмента. От построения системы управления организацией, которая регламентирует в системе менеджмента организационные отношения, зависит коммерческий успех и его функционирование предприятия.

Сокращение расходов, повышение производительности труда, и как следствие, рост доходов организации является показателем наличия оптимального уровня управления.

Без наличия организационных отношений на предприятии невозможно достижение перечисленных критериев. На основе их анализа становится возможным определение способов совершенствования организационной структуры предприятия, предотвращение и выявление среди персонала конфликтных ситуаций.

В управлении организацией называется устойчивая группа лиц, которые для достижения поставленных целей взаимодействуют с помощью правовых, экономических, материальных и иных условий. В этом и состоит ее главная функция, благодаря которой организация преобразует с помощью различных технологий имеющиеся ресурсы в конечные результаты.

Важнейшей составляющей системы управления являются организационные отношения, которые складываются в процессах организации труда, производства на предприятии, а также создания, реструктуризации, реорганизации и ликвидации предприятия. Организационные отношения могут быть горизонтальными (по выполняемым функциям) и вертикальными (по уровням управления). Возможно существование нескольких типов отношений в рамках одной и той же организации.

На начальной стадии сущность понятия «менеджмент» сводилась к управлению сугубо социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании. Управление государством, административно-территориальными единицами, организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, называлось администрированием.


Несмотря на то, что понимание менеджмента было достаточно узким, оно представляло собой систему знаний об управлении людьми, способах общения руководства с подчиненными и оказания влияния на последних, конкретных навыках решения проблем упорядочения совместной деятельности, а также организационных структурах фирм, корпораций.

В современной учебной и научной литературе общепринятая трактовка термина «менеджмент» отсутствует, при этом основные признаки, положенные в основу того или иного определения, у разных авторов являются общими. В качестве основного признака выделяют связь менеджмента с управлением, а также с ориентацией деятельности на социально-экономических объектах. Исходя из того, что существование и развитие любой организации происходит в соответствии с определенными целями, можно заключить, что менеджменту присуща целенаправленность. Таким образом, «менеджмент – это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности.»1

Фундаментальным базисом менеджмента является управление. Единство менеджмента и управления проявляется в многогранности данных понятий. Менеджмент как система содержит три ключевых аспекта:

_____________________________________________

1Песоцкая Е.В., Русецкая О.В. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Менеджмент: учебник для бакалавров / Под ред. А.Н. Петрова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт. 2016. С. 18.

1) отношения между людьми в процессе их совместной деятельности;

2) воздействие субъекта на объект управления;

3) механизм достижения целей.

Управление также содержит ряд аспектов, созвучных менеджменту:

1) является одним из видов человеческой деятельности;

2) способен эффективно применять накопленный опыт на практике (как искусство);

3) выделяет деятельность по управлению в особую трудовую функцию (как функция);

4) создает специальный аппарат (орган) по воздействию на исполнителей для достижения намеченных целей (как процесс).

Менеджмент и управление имеют общие принципы (координация, системность, целенаправленность), а также объект (организация, которая заключается в единстве средств производства и людей, приводящих их в действие).

В то же время менеджмент и управление имеют определенные отличия. Так, основной задачей руководителя в традиционном управлении является соединение факторов производства в едином процессе. При этом наблюдаются признаки механистического подхода, хотя, разумеется, внимание обращается и на то, чтобы работники и средства производства соответствовали друг другу. В отличие от управления, менеджмент ставит на первый план организацию как сложную социальную систему, то есть систему отношений между людьми, что влечет за собой выдвижение новых задач: определение социальных групп в составе организации, формирование отношений между ними, формирование организационной культуры и т.д.


Вероятно, в основе методологического подхода, согласно которому менеджмент соотносится только с организациями бизнеса, лежат исторические корни менеджмента, который зародился и первоначально развивался сугубо в предпринимательских структурах. Лишь недавно в зарубежной теории и практике отмечается тенденция расширения применения менеджмента – от достаточно узкого круга организаций, которые нацелены на получение прибыли, до социально-экономических систем в целом. Следовательно, менеджмент – профессиональная деятельность специалистов, позволяющая реализовать цели организации при помощи труда и интеллекта других людей с учетом приемлемого для организации соотношения затрат и результатов.

С этой точки зрения, специалистов, осуществляющих деятельность по управлению в социально-экономических системах с соблюдением принципов эффективности, то есть соотношения результатов и затрат, следует называть менеджерами.

​​​​​​​1.2. Классификация функций в системе менеджмента

Функцииᅠ управленияᅠ –ᅠ этоᅠ теᅠ относительноᅠ самостоятельныеᅠ (специализированные)ᅠ участки,ᅠ которыеᅠ обособляютсяᅠ вᅠ управленииᅠ вᅠ процессеᅠ егоᅠ специализации.ᅠ

Функцииᅠ управленияᅠ –ᅠ этоᅠ особыйᅠ видᅠ управленияᅠ дляᅠ решенияᅠ задач,ᅠ выработкеᅠ системыᅠ связейᅠ иᅠ отношений.

Существуетᅠ множествоᅠ классификацийᅠ функцийᅠ управленияᅠ средиᅠ нихᅠ есть:ᅠ Единыеᅠ функцииᅠ –ᅠ общие,ᅠ сквозныеᅠ функцииᅠ управленияᅠ дляᅠ всейᅠ системы;ᅠ Специфическиеᅠ функцииᅠ –ᅠ конкретныеᅠ функцииᅠ применительноᅠ кᅠ отдельнымᅠ подсистемамᅠ управления.

Вᅠ общемᅠ видеᅠ выделяютᅠ дваᅠ наиболееᅠ важныхᅠ типаᅠ классификацииᅠ функцийᅠ управления:

  • сᅠ позицииᅠ субъектаᅠ управленияᅠ (самогоᅠ управления);
  • сᅠ позицииᅠ объектаᅠ управления.

Внутриᅠ каждогоᅠ типаᅠ классификацииᅠ имеютсяᅠ видыᅠ иᅠ группыᅠ (рис.ᅠ 1).ᅠ

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

ФУНКЦИИ ОБЪЕКТА

УПРАВЛЕНИЯ

ФУНКЦИИ СУБЪЕКТА

УПРАВЛЕНИЯ

Функции структуры управления

Функции уровня управления

Функции стадии управления (субъекта)

Функции структуры субъекта управления

Функции стадии параметров управления


Функции параметров процесса управления

­

Функции составных элементов процесса управления

Рис.1.ᅠ Классификацияᅠ функцийᅠ управления

Классификацияᅠ функцийᅠ управления,ᅠ отражающихᅠ субъектᅠ управления,ᅠ включаетᅠ дваᅠ основныхᅠ видаᅠ функций:

  1. Функции,ᅠ отражающиеᅠ стадииᅠ управления.
  2. Функции,ᅠ отражающиеᅠ структуруᅠ субъектаᅠ управленияᅠ (см.ᅠ рис.ᅠ 1).ᅠ

Классификацияᅠ функцийᅠ управления,ᅠ отражающихᅠ объектᅠ управления,ᅠ включаетᅠ пятьᅠ основныхᅠ видовᅠ функций:

  1. Функции,ᅠ отражающиеᅠ структуруᅠ управления.
  2. Функции,ᅠ отражающиеᅠ уровниᅠ управления.
  3. Функции,ᅠ отражающиеᅠ стадииᅠ процессаᅠ управления.
  4. Функции,ᅠ отражающиеᅠ составныеᅠ элементыᅠ процессаᅠ управления.
  5. Функции,ᅠ отражающиеᅠ параметрыᅠ процессаᅠ управленияᅠ (см.ᅠ рис.ᅠ 1).ᅠ

Отдельныеᅠ подсистемыᅠ иᅠ субъектыᅠ управляющей системыᅠ имеютᅠ своиᅠ специфическиеᅠ (толькоᅠ имᅠ присущие)ᅠ функции,ᅠ наᅠ которыеᅠ идутᅠ основныеᅠ усилияᅠ иᅠ затраты,ᅠ ноᅠ ониᅠ носятᅠ вторичныйᅠ характер.ᅠ Вᅠ управленииᅠ специфическиеᅠ задачиᅠ должныᅠ решатьсяᅠ сᅠ помощьюᅠ основныхᅠ единыхᅠ функций.

Главныйᅠ критерийᅠ классификацииᅠ функцийᅠ управленияᅠ –ᅠ факторᅠ времени.

Авторомᅠ первойᅠ развернутойᅠ классификацииᅠ функцийᅠ управленияᅠ сᅠ позицийᅠ самогоᅠ управленияᅠ былᅠ Анриᅠ Файоль.ᅠ Главнымᅠ критериемᅠ классификацииᅠ онᅠ выбралᅠ факторᅠ времениᅠ иᅠ функцииᅠ вᅠ егоᅠ классификацииᅠ представленыᅠ вᅠ качествеᅠ последовательныхᅠ этапов:ᅠ предвидение,ᅠ организация,ᅠ распорядительство,ᅠ согласие,ᅠ контроль.ᅠ Вᅠ дальнейшемᅠ этиᅠ стадииᅠ уточнялись,ᅠ ноᅠ ихᅠ основойᅠ оставалосьᅠ трехзвенноеᅠ деление:ᅠ предварительноеᅠ управлениеᅠ (целеполагание,ᅠ прогнозирование,ᅠ планирование,ᅠ моделированиеᅠ иᅠ программирование),ᅠ оперативноеᅠ управлениеᅠ (организация,ᅠ координация,ᅠ распорядительство,ᅠ мотивация)ᅠ иᅠ заключительноеᅠ управлениеᅠ (учет,ᅠ анализ,ᅠ контроль)ᅠ (рис.ᅠ 2).ᅠ

Функции предварительного управления

Функции оперативного управления

Функции заключительного управления

Целе-пола-гание

Пла-ниро-вание

Орга-низа-ция

Учет

Распо-ряди-тельст-во

Прог-нози-рова-ние