Файл: Особенности корпоративного управления в России (Особенности корпоративного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В эпоху, когда доверие к бизнесу ценится на вес золота, а критическое внимание заинтересованных сторон становится все пристальнее, для организаций еще никогда не было так важно осуществлять свою деятельность в соответствии со целями и принципами прежде всего для защиты собственной репутации и поддержания доверия. Корпоративное управление является жизненно важным механизмом, благодаря которому советы директоров могут обеспечить соответствие поведения сотрудников целям и принципам организации, а также воплощение корпоративных целей и ценностей в решениях и действиях людей.

В своей основе оптимальное корпоративное управление создает четкую и видимую причинно-следственную связь между полномочиями совета директоров, их целями и ценностями, культурными нормами и каждодневным поведением, демонстрируемым на всех уровнях организации. Предприятие, способное доказать эту связь, будет хорошо подготовлено, чтобы обойти своих конкурентов и обеспечить продвижение к целям.

Объектом данной работы является ПАО «Мосхимфармпрепараты».

Предметом исследования – роль и функции власти и влияния руководителя в управлении предприятием.

Целью работы является анализ особенностей корпоративного управления в России.

Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:

- изучение понятия корпоративного управления;

- рассмотрение принципы корпоративного управления;

- анализ корпоративного управления в организации;

- рассмотрение путей совершенствования корпоративного управления в организации.

Методологической основой при написании выпускной квалификационной работы являются труды отечественных и зарубежных экономистов и специалистов. В качестве методической базы использованы следующие: приемы горизонтального и вертикального анализа, метод финансовых коэффициентов, методы факторного анализа

Корпоративное управление рассматриваются в отечественной и зарубежной теории управления в таких ученых как В.А. Селезнев, Л.Е. Мошкова, Х.П. Харчилава и многих других.

Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические основы корпоративного управления


1.1. Понятие корпоративного управления

С начала 2000-х годов финансово-экономическое состояние российских компаний не только начало стабилизироваться, но и улучшаться, чему способствовал рост котировок акций компаний и появление существенного числа новых организаций, выпускающих ценные бумаги. Однако, несмотря на рост и стабилизацию экономики страны, российское законодательство об акционерных обществах было далеко от совершенства. Распространенные нарушения прав акционеров, владеющих «неконтрольным» пакетом акций, и инвесторов при подготовке и участии данных лиц в общих собраниях, а также превышение своих полномочий некоторыми акционерами, владеющих контрольными пакетами акций, способствовали снижению интереса не только отечественных, но и зарубежных инвесторов, а также подрывали доверие к успешному будущему российского финансового рынка.

Всё это поспособствовало созданию Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, которая на тот момент являлась регулятором российского финансового рынка (с 1993 г. по 2004 г.), распоряжения «О рекомендации Кодекса корпоративного поведения» от 04 апреля 2002 г., с помощью которого российские акционерные общества смогли получить базовые ориентиры по внедрению основных принципов корпоративного управления с учетом особенностей российского законодательства и специфики взаимоотношений между акционерами, членами совета директоров, исполнительными органами и другими заинтересованными лицами, которые принимают активное участие в экономической деятельности акционерных обществ.

Эффективность управления отражает результативность обеспечения социально-экономического развития предприятия. В связи с этим эффективность управления проявляется в достигнутых показателях результативности всей деятельности предприятия.

Как отмечает А.В. Безденежных с бурным ростом транснациональных компаний, расширением экономического пространства, развитием глобализации и другими всемирными процессами развивается и сфера корпоративного управления, а также повышается интерес к нему[1].

Корпоративное управление – это одна из наиболее часто используемых или, как утверждают некоторые, слишком часто используемых фраз делового лексикона. Но разные люди зачастую имеют разные взгляды на то, что это действительно означает.


Для одних корпоративное управление в первую очередь касается правовых структур. Для других – это в основном бизнес-контроли, а также проверка и решающий фактор того, как люди выполняют свою работу. Для третьих, это более широкое понятие, охватывающее все методы ведения и контроля бизнеса[2].

Тема влияния корпоративного управления на эффективность деятельности компаний не теряет своей актуальности, ее значимость многократно возрастает для достижения стратегических целей компании, усиления ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности[3]. Успех стратегического развития зависит от многих факторов, в числе которых продуктивные, ответственные и доверительные отношения всех субъектов корпоративного управления, в первую очередь - собственников и наемного менеджмента.

Финансовый кризис 2008–2009 гг., который охватил почти весь мир, наглядно продемонстрировал инвесторам всю важность использования корпоративного управления в качестве базового инструмента обеспечения устойчивой и стабильной деятельности российских компаний и их долговременного успешного развития. Так, российские компании столкнулись с необходимостью поиска новых инвесторов и инструментов долгосрочного экономического роста, так как спекулятивные инвесторы утратили интерес к акционерным обществам РФ (рис. 1).

Рисунок 1 - График динамики численности акционерных обществ в период с 2002 по 2018 гг.

Однако для таких инвесторов важно получить информацию о стратегических целях компании, её перспективах, и они должны быть уверены в том, что их права не будут нарушать.

Изменения в нынешней бизнес-среде становятся более динамичными и основательными, чем когда-либо ранее, тем самым обостряя потребность в устойчивости к рискам. Однако устойчивость к внешним изменениям всегда имела жизненно важное значение. Что отличает нынешнюю действительность, так это неизбежность принятия большего риска в условиях стремительно меняющейся и непредсказуемой среды, а также своевременное определение и использование открывающихся возможностей прежде, чем это сделают конкуренты[4]. Эффективность – это непростая категория, которая выражает связи причин и следствия, неизбежных при развитии любого объекта. Дать оценку эффективности довольно сложно, потому что корпоративное управление относится ко всем сферам деятельности предприятия.


По мнению В.Р. Веснина корпоративное управление является элементом организованной системы, которую представляет собой бизнес[5].

На развитых и развивающихся рынках наблюдаются расхождения в оценке приоритетов тех или иных аспектов корпоративного управления. Чумакова Е.В. считает, что корпоративным можно считать такой вид руководства, который строится на основании государственных законов и законов, установленных внутри организации[6].

Исходя из мнения Е.В. Кашина можно сказать, что суть корпоративного управления состоит в процессе уравновешивания интересов всех членов организации путем реализации принятых в деловых кругах и установленных этическими и процедурными нормами стандартов поведения.

Действенная система корпоративного управления в большинстве случаев улучшает финансовые показатели предприятия, качество управленческих решений, снижает стоимость привлеченного капитала и в целом повышает стоимость компании. Потенциальные инвесторы получают ясную картину того, согласно каким управленческим принципам действует предприятие, кто является его владельцем и какова степень эффективности его работы. Инвесторы согласны даже иметь меньший возврат на вложенный капитал, если в компании действует эффективная система корпоративного управления. Все это позволяет компаниям, имеющим эту систему, реализовывать проекты, недоступные конкурентам[7].

Таким образом, о внедрении стандартов корпоративного управления в первую очередь следует задуматься руководителям, которые[8]: стремятся снизить издержки бизнеса; хотят сделать управление предприятием более эффективным, контролируемым и прозрачным; проводят реорганизацию компании и стремятся сделать ее практичной и эффективной (в интересах самой компании, ее руководителей, а также сотрудников, инвесторов, акционеров, партнеров); хотят привлечь для развития предприятия инвестиции со стороны банков, а также частных и юридических лиц; решили вывести свои акции на российские или зарубежные фондовые биржи с целью повышения капитализации компании (провести IPO).

Чтобы корпоративное управление было максимально эффективным, многие зарубежные и российские предприниматели ориентируются на кодексы, в которых приняты нормы и стандарты этого вида менеджмента[9].

Е.В. Кашина выделяет два основных вида показателей, оценивающих эффективность компании[10]:


- операционные показатели;

- показатели стоимости.

Л.Е. Мошкова выделяет три уровня менеджмента:

- Собрание акционеров определяет цели деятельности компании.

- Совет директоров ставит задачи и обозначает пути их решения.

- Менеджеры обеспечивают их реализацию.

С целью повышения эффективности работы на всех трех уровнях в компании внедряют корпоративное управление, функциями которого является регулирование взаимодействия всех внутренних структур. На практике применяют две модели контроля, которые зависят от количества лиц, владеющих собственностью. Если имущество принадлежит всего нескольким лицам (концентрированное), то используется внутренний контроль. Если же собственность рассредоточена между многими владельцами (распыленная), то применяют механизмы внешнего контроля[11].

Хорошим стимулом для качественной работы руководства компании может стать зависимость их зарплаты от прибыли фирмы и стоимости акций предприятия на рынке ценных бумаг[12]. Для этого допускается вручение топ-менеджерам ценных бумаг номинальной стоимостью от 1/3 до 2/3 суммы премиальных или основного дохода. Допустимо, чтобы у руководства находилось до 30% акций. Это может помочь в предотвращении конфликтов с клиентами и будет своеобразной гарантией того, что компанию не поглотят конкуренты. Подобные методы управления способны придать уверенности инвесторам, которые не владеют контрольным пакетом акций[13].

Результаты деятельности компании должны иметь положительную динамику и быть лучше, чем у конкурентов, тогда можно говорить об эффективности менеджмента. Показатели эффективности нужно не только анализировать, но и соотносить их с затратами на корпоративное управление.

Например, для этого можно использовать значения прибыли и финансового результата всего предприятия. Современные нормы отчетности предусматривают включение расходов на управление корпорацией в состав затрат по операционной деятельности субъекта хозяйствования, в том числе административные расходы[14]. Также необходимо проводить учет качественных характеристик предприятия, а не только формальных показателей работы. Стоит учитывать подробности, касающиеся структуры собственников компании, информацию об учредителях и акционерах. Как правило, более высокая эффективность корпоративного управления наблюдается в фирмах, которыми владеют не физические, а юридические лица. Помимо этого, большое значение в оценке эффективности имеет информативность нормативных документов компании: насколько полно и доступно раскрыты состав руководителей, сведения о них (краткая биография и опыт работы), решения собраний акционеров. Соблюдение норм корпоративной этики – важная составляющая и в оценке эффективности работы предприятия, и в процессе прогнозирования будущих показателей[15].