Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера ( ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
- С подчиненными поначалу не всегда можно найти общий язык вследствие их настороженности. Коллектив не знает, чего можно ожидать от нового руководителя, т. к. в начале работы человек, как правило, демонстрирует свои положительные стороны и тщательно скрывает отрицательные, и должно пройти достаточно времени, прежде чем коллективу удастся составить правильное мнение о руководителе.
- Существует опасность несоответствия уровня руководителя уровню подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, подчиненные не смогут адекватно воспринимать его требования или распоряжения, основанные, например, на нестандартном подходе, и руководитель окажется в положении генерала без войска. Если происходит наоборот, то коллектив оказывается «стадом без пастуха» — этот вариант может привести к эмоциональной напряженности, особенно в случае, когда прежний начальник имел более высокий профессиональный уровень.
- Принятие коллективом нового руководителя связано с сопоставлением его с предшественником и отсутствием эмоциональной связи с ним.
Опыт деятельности предприятия показал, что использование комплекса профессиональной и психологической адаптации нового специалиста оказывается более эффективным и экономичным, чем неудачное завершение испытательного срока и поиск новых и новых кандидатов на освободившуюся вакансию [16, c.11].
В самом начале процесса адаптации у менеджеров могут встречаться низкая лояльность, то есть они не всегда согласны с установленными правилами работы, текущим положением дел, не согласны с проводимой политикой компании. В дальнейшем, в ходе успешной адаптации, происходит рост лояльности у менеджеров.
Следующий этап – это обучение. Обучение напрямую связано с ростом компетенций менеджера.
Обучение и развитие может быть двух видом:
1 вид – формальное обучение и развитие включает в себя:
- тренинги,семинары;
- конференции, форумы;
- курсы, долгосрочные программы обучения;
- стажировки за пределами компании.
2 вид - обучение и развитие на рабочем месте:
- изучение литературы и периодики, интернет-издания;
- дистанционное обучение;
- наставничество/коучинг;
- стажировки в других подразделениях компании;
- участие в проектах.
Основными темами программы обучения и консультирования являются [2, c.93]:
- Постановка целей и планирование их достижения
- Формирование и развитие Корпоративной Культуры
- Принципы построения оргструктуры компании
- Стратегии принятия решений
- Навыки успешных руководителей
- Создание команды и навыки командного взаимодействия
- Как предупреждать и разрешать конфликты в коллективе
- Как использовать кризисные ситуации для развития коллектива
- Как ставить задачи сотрудникам и обеспечивать контроль их выполнения
- Особенности работы в проектах
- Как противостоять стрессу и манипуляциям
- Как проводить эффективные совещания
- Технология формирования системы мотивации
- Как мотивировать персонал на достижение целей Компании
- Навыки переговоров
- Навыки выступления перед группой людей
Формирование управленческих навыков руководителей может осуществляться двумя путями [11, c.48]:
- корпоративное обучение,
- обучение в сборной группе.
Таблица 3
Схема развития навыка
|
|
1. Диагностика навыка |
Оценка может проводиться в индивидуальном или групповом порядке, до тренинга или после него, использоваться для выявления индивидуальных различий или определения разброса в группе, составления планов индивидуального развития |
|
Включает освоение структуры навыка и его специфики, основанное на результатах научных исследований и практики работы руководителей. Участники знакомятся с поведенческими рекомендациями и средствами развития навыка |
3. Анализ навыка |
Анализируются примеры удачного и неудачного применения изучаемого навыка. Из анализа ситуаций использования навыка вычленяются ключевые моменты, способы модификации поведения руководителя и причины успеха |
4. Освоение навыка |
Освоение навыка на практике происходит в процессе выполнения упражнений и участия в ролевых играх. Обратная связь от коллег и тренера позволяет участнику вносить необходимые коррективы в собственные действия |
5.Применение навыка |
Участникам предлагаются задания на использование навыка в реальной жизни. По окончании обучения отделу персонала выдаются рекомендации по обеспечению системы обратных связей для дальнейшего развития навыка |
3 этап – повышение лояльности к компании строиться с помощью следующих методов:
- включение менеджера в работу;
- участие в проектах;
- личностное и профессиональное развитие;
- рост самосознания;
- конформизм как условие лояльности.
Лояльность является собственным выбором менеджера, носит устойчивый характер.
Лояльность напрямую связана с системой мотивации менеджеров.
Мотивация менеджеров является также неотъемлемой частью их профессионального развития.
Основными ошибками в мотивации менеджеров выступают следующие:
- отсутствие прозрачной мотивации;
- единая оплата труда;
-неправильная постановка цели;
- все менеджеры равны;
- нет мотивации на результат;
- неправильная система бонусов.
Для того, чтобы представлять возможности каждого менеджера, нужно иметь представление о том, какие мотивы лежат в основе его профессиональной деятельности. Это можно измерить через следующие характеристики [35, c.132]:
- предмет и цель деятельности менеджера;
- результат деятельности;
- эмоциональная составляющая его деятельности.
Ниже можно выделить перечень основных мотивов менеджеров [32, c.75].
Таблица 4
Основное содержание мотивов
Название мотива |
Его содержание |
Форма проявления мотива в поведении и эмоциях |
Достижения успеха |
Необходимость достижения цели, желание получить положительный результат и пережить успех |
Самостоятельная деятельности, связанная с риском, ответственностью, уверенностью в своих силах, поиск эффективных средств в достижении цели, высокий уровень самооценки. |
Профессиональный |
Необходимость в погружении в профессиональную деятельность, потребность в совершенствовании процессов и результатов деятельности |
Высокий уровень интереса к деятельности, контроль исполнения заданий сотрудниками, высокая степень ответственности за полученные результаты |
Социального признания, статуса, престижа |
Потребность в общественном признании, известности, занятия высокого социального статуса |
В выполнении работы ориентиром служит мнение руководства, потребность быть на виду, повышенное внимание к своим успехам |
Материальный |
Финансовая независимость, желание обладать материальными благами |
Расчет в соотношении затрат на выполнении работы и получаемым материальным результатом, ожидание материального вознаграждения |
Безопасности, избегания неудачи |
Ограничение ответственность и самостоятельности, избегание неудач |
Исполнительская роль, избегание неудач, осторожность в принятии решений, отказа от ответственности |
Соревновательный |
Желание быть лучше всех, получение лучших результатов |
Работа воспринимает как процесс соревнования между своими результатами и результатами коллег. Основным критерием деятельности выступает желание быть лучше других |
Уважения и самоуважения |
Повышение самооценки и собственной высокой значимости |
Находить подтверждение своей уникальности, своих выдающихся достоинств |
Самореализации, самовыражения |
Творческая самореализация на профессиональном поприще, максимально полное развитие своих талантов |
Поиск оригинальных идеи и нестандартных решений в профессиональной деятельности |
Власти или доминирования над другими |
Желание быть лидером, оказывать влияние на других людей, получить широкие полномочия |
Стремление руководить другими людьми, оказывать на них влияние, использование различных приемов и уловок в занятие высокой должности |
Независимости |
Внутренняя, духовная свобода и независимость |
Независимость и самостоятельность в выполнении поставленной задачи, неумение работать в команде |
Ответственности перед другими |
Тщательное выполнение своей деятельности, высокая степень ответственности перед другими людьми |
Высокая степень ответственности, соблюдение интересов других людей |
Существует группа адекватных мотивов, которые целиком и полностью удовлетворяются в виде содержания и результата работы [18, c.75].
Рассмотрим их подробнее.
Таблица 5
Мотивы активизации
Адекватные мотивы |
Относительно адекватные мотивы |
Неадекватные мотивы |
Достижения успеха Материальный Самореализации (в тех случаях, когда человек имеет способности к управленческой деятельности) Социального статуса, престижа Власти, доминирования над другими Ответственности перед другими |
Социального признания Саморазвития, личностного роста Профессиональный Избегания неудачи Межличностного общения Независимости Самоуважения |
Познавательный Самореализации (если реализуемые способности далеки от управленческих) Приключений |
Первая группа мотивов включает в себя мотивы, которые целиком и полностью адекватны по содержанию и результатам проводимой управленческой деятельности. Это такие мотивы, как [31, c.55]:
- наличие материального вознаграждение от работы;
- достижение профессионального успеха;
- самореализация.
Вторая группа мотивов включает в себя такие, как:
- личностное развитие;
- общение;
- социальное признание.
Третья группа мотивов – включает в себя мотивы, которые полностью неадекватны проводимой управленческой деятельности и включают в себя:
- познавательный мотив;
- самореализация, но не на управленческом поприще.
Для управленческой деятельности важное значение имеют мотивы первой группы [5, c.336].
Мотивы подразделяются на внешние и внутренние в зависимости от того, результаты какой деятельности они удовлетворяют.
Так, внешний мотив направлен на удовлетворение в виде материальных благ, обладание властью, наличие статуса и т.д.
Внешний мотивы направлены на эмоционально- психологическое удовлетворение результатами своего труда: самореализация, творческие достижения, уважение, самоуважение, самооценка.
Таким образом, можно выстроить типологию, оценивающую эффективность менеджера.
Высокая эффективность наблюдается у тех менеджеров, которые получают высокое удовлетворение от выполняемой работы, и демонстрирует высокие результаты управленческой деятельности.
Ключевыми факторами мотивации менеджеров выступают:
- возможность проектирования рабочего места: независимость, рамки ответственности;
- вовлечение, участие менеджеров во всем процессе организации и исполнения работы;
- возможность развития на рабочем месте;
- ответственность при возможности реализовывать свои идеи, получать помощь и иметь право на ошибку.
Наиболее высокую эффективность работы демонстрируют те менеджеры, которые имеют адекватные внутренние мотивы [36, c.132].
Выстраивание эффективной работы с коллективом является одной из приоритетных задач менеджера.
Для того, чтобы была эффективно организована работа вверенного менеджеру подразделения или компании необходимо следовать нескольким правилам [6, c85]:
- изучение работы подразделения или организации, знакомство с методами и технологиями, которые используются в работе, и разработка рекомендаций по их усовершенствованию;
- знакомство с каждым сотрудником с целью оценки компетенции, опыта работы, анализ характера, поведения, психотипа сотрудника. Зная эти характеристики, менеджер может спрогнозировать поведение каждого сотрудника в той или иной ситуации, чтобы иметь возможность оптимизировать бизнес процессы;
- необходимо обрисовать работнику его перспективы, а также объяснить важность его работы, чтобы повысить эффективность работы сотрудника;
- объединение всех сотрудников в единый коллектив для того, чтобы каждый имел свою зону ответственности, и понимание важности выполняемой задачи. Для этого необходимо проводить регулярные совещания и планерки, вовлекать персонал в обсуждение различных задач;
- мотивация и поощрение сотрудников. Существует золотое правило, которое гласит, что спокойной, эффективной рабочей обстановке способствует отсутствие фаворитов и любимчиков;
- координация работы подчиненных позволит быстро и качественно добиваться поставленных целей.
Ключевые компетенции менеджера формируются в процессе работы и корпоративного обучения [1, c.36].
Должно быть сформированы 8 наиболее важных ключевых компетенций менеджера (7 основных и 1 дополнительная) [21, c.22] .
Рисунок 3. Ключевые компетенции менеджера
Рассмотрим пример тренинговой программы, направленный на рост компетенций менеджера (см. приложение 1) [20, c.55]
Следующий немаловажный этап — это карьерный рост.
Полноценная карьера – это сбалансированное соотношение, взаимодействие процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства. При этом внутреннее развитие включает профессиональный рост человека как приумножение его знаний и навыков, изменение его влияния (власти, авторитета) в среде, престижа в глазах подчиненных или коллег, повышение уровня благосостояния. Внешнее движение фиксирует достигнутые в развитии результаты и сопровождается освоением человеком определенных ступеней, например, движением по должностным позициям, разрядам квалификационной лестницы, статусным рангам, уровням материального вознаграждения.