Файл: Мода как социально – психологический феномен.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь, часто понимание функций моды определяются самим исследователем, который проводит исследование. Иными словами, преимущественно общая концепция моды в большем количестве случаев является преимущественно функционалистической: через ее функции описывается сама мода как таковая.

В конце 1960 – х годов итогом различных трактовок социальных функций моды стала глобальная работа известного американского социолога и социального психолога Г. Блумера под названием: «Международная энциклопедия социальных наук[11]», в которой этому вопросу было дано подробное и всестороннее изучение. С тех пор, как была издана эта работа, в плане изучения этого вопроса не произошло радикальных изменений. В целом, отмечая, что вопрос о социальной роли моды еще не получил достаточно удовлетворительного ответа, Г. Блумер вывел примерно следующий список наиболие типичных трактовок ее социальных функций. Мода, по Г. Блумеру, обеспечивает возможность:

  1. Безобидной игры фантазии и каприза;
  2. Безболезненного и обоснованного отказа от тирании обычая;
  3. Социально санкционированное вторжение в сферу новизны;
  4. Демонстрации и выставление напоказ своего «Я»;
  5. Замаскированного выражения сексуальных интересов;
  6. Вызывающей зависть демаркации элитарных классов;
  7. Внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низким статусом, с высокостатусными группами[12].

Сам Блюмер считает, что «мода», на различных этапах своего развития служит разнообразным целям, однако сама функция модного процесса не может быть приведена к таким целям. С точки зрения Блумера, в общей форме, социальная роль моды состоит в «способствовании коллективного приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных способностей[13]». В свою очередь, именно в нашем мире может существовать мода, как считает Блюмер. Исходя из этого утверждения, он выделяет три социальные функции, которым придает особый смысл.

Во – первых, мода внедряет определенную меру единодушия и единообразия, которая посредством отбора различных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом, принуждает ее к принятию.

Во – вторых, мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, причем она упорядочивает этот процесс перехода от прошлого к будущему.

В – третьих, модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая «мода» в противовес странности и неминуемости прошлых «мод» понятна и естественна[14].


Нижеследующее описание семи социальных функций моды в целом существенно отличаются от предыдущих описаний, хотя частично воспроизводят их в той форме или же отталкиваются от них[15].

Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах.

В данной функции такие понятия, как «единообразие» и «разнообразие» рассматриваются как стороны одной и той же функции моды.

Как подчеркивал Г. Блумер, функция единообразия проявляется в том явлении, когда один и тот же культурный образец (художественный стиль, модель и форма одежды и т.д.) усваивается и используется в реальной жизни несколькими индивидами и социальными группами. Наивысшей степени единообразие достигает тогда, когда данный культурный образец становится модным, то есть переходит в качество «модного стандарта», который охватывает максимум последователей. Поддерживаемое единообразие моды, как отметил Блумер, играет важную благотворную роль, обеспечивая, таким образом единодушие среди индивидов в тех условиях, когда различные культурные образования находятся в противодействии друг к другу. Так же к этому можно добавить, что модное единообразие так же способствует взаимопониманию между его участниками и развитию контактов между глобальными сообществами.

2.2 Социальные функции моды по Гофману

Однако существует антипод модному единообразию – модное разнообразие, которое часто упускается исследователями из вида. Единообразие – неизбежный спутник любого массового производства. Обновляя производимую продукцию и процессы ее производства и ее распространения, модные инновации развивают свое многообразие. Таким образом, мода выполняет важную функцию компенсацию синхронного (т.е. единообразного) однообразия.

Инновационная функция.

это функция, направленная на внедрение в производства различных товаров новых методов и технологий создания новых товаров и услуг.

Стимулируя инновационность, мода участвует в развитии адаптивных способностей у общества, групп и индивидов к постоянно изменяющимся условиям их жизни, как внутренним, так и внешним. Идея этой функции в том, что мода стимулирует поисковое или экспериментальное начало в обществе и культуре, развивает в социальной сфере не только готовность принятия моды, но и готовность принимать последующие нововведения.


Усиливая внедрение в общества и социальные группы инноваций, мода ослабляет влияние прежних обычаев и подрывает устоявшуюся власть традиций. Притом отторжение ранее принятых культурных образцов взамен новых, не расцениваются как социальная дезинтеграция, поскольку этот отказ произошел путем согласия общества и социальных групп с этими изменениями.

Коммуникативная функция.

Все знаковые системы, функционирующие в обществе, служат средством коммуникации между людьми; мода – одна из таких систем. Коммуникация – одна из важнейших функций, без которой человеческое общество вообще нвозможно[16].

Подобно многим другим средствам, мода так же применяется для общения и передачи информации между индивидами. Если применять это утверждение к коммуникативной функции, то можно отметить, что цель этой функции состоит в передаче между людьми так называемых «модных стандартов», то есть, определенных культурных образцов, наделенных модными значениями. Помимо этих стандартов, происходит передача ценностей моды, обозначенных модными стандартами. К ним относят внутренние (современности, универсальности и демонстративности), а так же разнообразные внешние ценности, выражающие наиболее глубинные потребности и стремления различных социальных групп и индивидов.

Участвуя в моде, индивиды «пересылают» друг другу сообщения о своей преданности ее ценностям, а так же связывают эти ценности с социальной группой, в которой они сосотоят, профессией и т.д. Эти сообщения проявляют образ идеального «Я» индивида, участвующего в моде.

Подобно иным образам культуры, модные стандарты и ценности способны передаваться как вербальными, так и невербальными средствами коммуникации. Помимо этих средств, модные стандарты способны передаваться через средства массовой коммуникации, такие как, телевидение, радиовещание, почтовые переписки, телефонные звонки и прочее.

Функция социальной дифференциации и нивелирования.

Подобно унификации и разнообразию, дифференциацию и нивелирование уместно рассматривать не столько как две отдельные функции моды, сколько как два аспекта, две стороны одной и той же функции[17].

Важным параметром в осуществлении применения данной функции имеет время подключения участников к определенному модному стандарту: на ранних стадиях модного циклы доминирующей характеристикой будет дифференцирующая сторона функции, а при достижении высшей стадии, когда заданный модный стандарт охватывает большую массу людей, она переходит к нивелирующей стороне.


Функция социализации.

Мода – один из инструментов присоединения индивида к социальному и культурному опыту, т.е. она исполняет социализирующую функцию. Участие в моде связанно с усвоением определенных социальных норм и ценностей. Как справедливо утверждает Т. Е. Любимова: «От других видов социализации мода отличается тем, что она обращена на общедоступные образцы[18]». Этим она сильно отличается от таких известных способов социализации, как образование, или участие в профессиональной деятельности.

Причины активного участия молодого поколения в моде частично объясняются социализирующей функцией: именно в молодости происходит наиболее активный процесс усвоения индивидом социальных ролей, норм и ценностей. Собственно, важным является не столь содержание модных стандартов, сколько сам факт следования неким нормативным образцам, участие в социальной жизни общества. Благодаря моде, такое участие в значительной мере выступает в качестве игровой и демонстративной формах, что значительно облегчает процесс социальной адаптации.

Не смотря на то, что следование модным стандартам скорее присуща представителям молодого поколения, некоторые социально – психологические типы личности особенно восприимчивы к модной регуляции. Повышенная тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость психологического и социального статуса и без того усиливают нестабильное положение личности, повышая ее зависимость от модных стандартов. Последние в этом случае воспринимаются в виде жестоких норм поведения, нарушение которых воспринимается «нарушителем» как подлинная трагедия, которая заслуживает сурового осуждения или, в крайнем случае, осуждения. У подобных участников моды подобные методы наказания могут существенно снижать уровень самооценки и самоуважения воздействуемого индивида. В данной ситуации игровая атрибуция моды отступает вместе с модой на второй план, и выходит система норм, меняющихся, но довольно жестоких.

Престижная функция.

Мода – один факторов, влияющих на повышение или понижение значимости тех или иных явлений, культурных образов и т.д. В моде происходит присвоение значений постоянно меняющихся сообщений – модных стандартов. Модные стандарты связываются с атрибутивными ценностями, через которые связывается с денотативными ценностями. В результате этих действий происходит валоризация, т.е. наделение ценностями новомодных культурных образцов, и девалоризация, т.е. лишение ценностных характеристик старомодных образцов. Это означает, что престиж «новомодных» образцов растет, а «старомодных» - снижается. Вхождение в моду или выход из нее соответственно обозначают повышение или понижение престижа определенных культурных образцов и ценностей. Однако образец, вышедший из моды, может долгое время сохранять высокий престиж благодаря другим, внемодным факторам, например традиции.


Функция психофизиологической разрядки.

В современных жизненных условиях эта функция моды наиболее значима, поскольку на индивида влияют такие негативные факторы, как монотонность многих производственных процессов, однообразие городской среды, стандартизированный характер современной продукции и т.д. Утомляемость нервной системы и психики человека в современных условиях его существования чрезвычайно высока. Усугубляет это положение тот факт, что современный житель большого города, в значительной мере отчужденный от природы, не подвергается благоприятному воздействию природного разнообразия.

Мода – одно из решений потребности человека в психофизиологической разрядке, особенно в условиях монотонности, эмоциональной бедности и однообразием повседневной жизни современного гражданина.

Стоит отметить, что социальные функции моды преобладают над дисфункциями (последствия, препятствующие социальной регуляции поведения индивидов и групп). Из этого можно сделать вывод, что мода соответствует глубоким потребностям социального организма в целом и отдельных его подсистем, включая экономику и культуру[19].

Так же существует более общий перечень составных частей моды, которые так же представлены в книге А. Б. Гофмана «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения, где он определил четыре ее основных компонента:

  1. Модные стандарты – это ценности, правила поведения и ценности, которые на данный момент присутствуют в культуре и закреплены в ней. К модным стандартам относятся все существующие на настоящий момент методы и формы получения, хранения и передачи информации, такие как: СМИ, одежда, музыка, литература, интернет – источники и прочее.
  2. Модные объекты – это средства, через которые происходит реализация модных стандартов и их конкретное воплощение в реальный мир. К ним могут относиться такие проявления материального мира, как определенный фасон одежды или модная музыкальная группа.
  3. Модные значения – это процесс осознания человеком или несколькими людьми того факта, что определенная вещь или явление в данный момент являются модными. Так же это качество предмета или явления, которое определяет их модность в данный момент.
  4. Поведение участников моды – это определенный набор действий и реакций, которые направлены на модные стандарты, объекты и значения.

Принятие или непринятие моды объектом ее воздействия зависит от социальных норм и ценностей конкретного индивида. Последние две характеристики Гофман рассматривает в качестве структурообразующих компонентов в моде. В своей системе он выделяет два уровня ценностей в моде: атрибутивные (внутренние) ценности – это основа непрерывного и постоянного функционирования моды, те качества, которыми обладают все модные объекты и характеристики. К ним относят современность, универсальность или диффузность (массовость), демонстративность и игру. Денотативные (внешние) ценности – это способы того, как люди интерпретируют моду и обозначенные ей атрибутивные ценности, тот смысл, который каждый человек вкладывает в подражание той или иной моде. Как пример можно привести ситуацию с отношение людей к курению. Так, один подросток курит, что бы быть не хуже других, а другой подросток курит для того, что бы отличаться от остальных. Денотационные ценности составляют наиболее прочный слой мотивации.