Файл: Мода как социально – психологический феномен.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Темой данной курсовой работы является «Мода как социально – психологический феномен». В своем узком понимании мода (от латинского «Modus» - мера, образ, способ, правило, предписание) – это временное господство определенного стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т.д., который популярен в обществе в определенный период времени. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. В понятие моды так же включается предпочитаемый в данную эпоху тип человеческого тела[1].

Так же иное определение этому термину в своей книге «Психология моды» дала доцент, кандидат психологических наук М. И. Килошенко. В своей книге она ссылается на высказывание известного французского модельера Пьера Кардена, который утверждал, что мода – это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах[2].

Цель работы – изучить историю становления и развития моды, рассмотреть причины ее массового распространения, а так же рассмотреть влияние моды на личность.

Предмет работы – история развития моды и ее влияние на личность.

Объект исследования – мода как социально – психологический феномен.

Актуальность темы работы – актуальность темы данной работы заключается в том, что в мире до сих пор популярно массовое увлечение и следование модным тенденциям, которые просматриваются не только в такой сфере, как мода на определенную одежду. Помимо этого существует мода на привычки, увлечения, стиль поведения и общения, методы и способы мышления и так далее. Таким образом, мода охватывает большое количество различных предметов и качеств личности, таким образом, покрывая большую аудиторию, что вполне заслуженно делает моду массовым явлением.

Теоретическая и практическая значимость – Теоретическая значимость данной работы характеризуется необходимостью в четком и ясном осмыслении того, как мода и то, что скрывается за этим словом, способны влиять на человеческое сознание, определяя таким образом его поведение, мысли, стили общения и взаимодействия с окружающими его людьми.

Практическая значимость данной работы заключается в объединении и систематизации имеющихся в моем распоряжении данных, связанных с модой, ее развитием и влиянием на личность в целом.


Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех абзацев и трех приложений.

Глава 1 Основные понятия и определения, связанные с модой

1.1 Понятие моды как социально – психологического феномена. Определение моды по М. Килошенко

В наше время мода имеет достаточно большое влияние на людей. Это влияние, имея массовый характер, воздействует как на одного отдельного человека, так и на большую группу людей. К ней относится не только такая всем известная часть повседневной жизни человека как одежда. Мода так же охватывает такие сферы, как: культуру, виды спорта, определенные виды профессий, музыку, фильмы и так далее. Часто за выбором того, какую одежду одевать, следуют так же выборы образа жизни, стиля поведения, манеры общения. Эта тенденция часто пересекается со многими областями жизнедеятельности человека: экономической, социальной, психологической. По этой причине исследования моды имеют междисциплинарный характер. Такие научные дисциплины, как история и теория культуры, экономика, эстетика, психология, социология, этнография – все эти науки теми или иными сторонами контактируют с модой и имеют возможности и способы для ее изучения. Наибольшую роль в изучении моды занимаю социология и социальная психология.

Следует так же сообщить то, как в каких источниках дается определение термина «Мода» и что понимается под ней. Так, например, в учебном пособии Майи Килошенко «Психология моды» дается следующее определение моды: «Мода, по Кардену (известный французский модельер) – это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах»[3]. Сам модельер связывает будущее моды с исследованиями в области математики, экономики, социологии, психологии и философии, что может сказать о том, что психологические исследования моды могут стать приоритетными.

Так же следует отметить, что в этом же учебном пособии приводится возможная теория возникновения понятия «мода» в историческом плане. Здесь указано, что по свидетельствам историков явление, обозначенное с середины XIV столетия понятием «мода», вероятнее всего, возникло в западноевропейских странах спонтанно, с появлением все большего количества новых одежд различной формы и разных названий. С этого времени европейский костюм перестает быть сочетанием строго определенных одежд. Появление разнообразных одежд помогло сложиться объединяющему понятию «костюм»[4].


Правила того, как сочетать различные виды одежды в единый костюм закрепились за понятием «мода», которое произошло от латинского слова «modus» - мера, образ, способ, правило, норма. Первыми исполнителями этих правил стали представители высшего сословия.

В рамках социально – психологического подхода моде можно дать определение как отношению к некоторым внешним и внутренним факторам культуры, существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе, а так же зависящее от личностных особенностей человека, на которого она воздействует. Мода формируется под влиянием многочисленных социальных факторов и проявляется при взаимодействии человека с окружающим его миром, то есть в его социальном поведении. В тоже время сам человек способен оценивать существующую моду, и принимать на основании этой оценки решение, следовать ей или нет. Это решение зависит от таких психологических характеристик, как: потребность в самовыражении, уверенность в себе, стремление к получению нового опыта или боязни изменений и тому подобное.

1.2 Определение термина «мода» по Гофману

Так же следует отметить определение моды, которое дано в книге А. Б. Гофмана «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения[5]». В данной книге мода рассматривается именно как социально – психологическое явление и определение дается более в плане исторического развития термина. В этой книге указано, что слово «мода» произошло от латинского слова «Modus», что в переводе означает – мера, правило, предписание, способ, образ. Именно в значениях «способ» и «образ» оно и использовалось веками во французском языке и продолжает использоваться до сих пор.

В русский язык слово «мода» пришло в XVII веке и распространилось в XVIII веке. В эпоху Петра I оно так же обозначало «образец» и «манер». Во второй половине XVIII века это слово утвердилось настолько, что даже появилась пословица, содержащая в себе это слово:»Не все то грешно, что в моду вошло». С 1779 года в России начался выпуск журнала под названием «Модное ежемесячное издание». В дальнейшем слово «мода» а так же различные производные от него слова, на подобие «модник», «модничать», «Молена» (щеголиха), «модничать» и прочие настолько плотно вошли в язык простых крестьян, что стали употребляться наравне с обычными повседневными словами и оборотами.


Так же в иностранных языках есть слова, связанные с модой. Например, в английском языке существует слово mode, но в значении «мода» оно употребляется значительно реже, чем это происходит в немецком и французском языках. Основным словом для обозначения моды в английском языке служит выражение Fashion (русское слово «фешенебельный»).

В XVII – XIX веках в разных языках слово «мода» было близко связанно с таким словом, как «обычай». Часто оба эти слова использовались как взаимозаменяемые, имеющие одинаковое смысловое значение. Еще Адам Смит в своем сочинении «Теория нравственных чувств[6]», изданном в 1759 году, рассматривал моду как разновидность обычая. Впоследствии такое толкование этих двух слов плотно укоренилось в языках других стран. Так, например в многотомном французском «Большом универсальном словаре XIX века» Пьера Ларусса есть следующая статья, раскрывающая соотношение друг с другом слов «мода» и «обычай». Так, в этой статье написано, что: «Мода отличается от обычая, как вид от рода. Мода – это преходящий обычай[7]». Так же в толковом словаре Даля мода определяется как «ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и нарядах»[8].

В этой первоначальной привязке моды к обычаю явно отразился тот факт, что слово «обычай» значительно старше самого слова «мода» и изначально долгое время был доминирующем понятием. В дальнейшем, кода мода из синонима обычая перешла в самостоятельное социальное явление, значения слов «мода» и «обычай» отделились друг от друга, в следствие чего их стали употреблять в качестве антонимов, то есть слов, различных и противоположных по значению. Это ясно отражено в современных толковых словарях, где, как правило, моду уже не связывают с обычаем, что указывает на изменение правила употребления данного слова в повседневном языке. Тем временем, в современном языке частично сохранилось прежнее применение слова «мода» в качестве синонима к слову «обычай». Выражение «взять в моду» иногда используемое в повседневной речи, так же означает «взять в привычку».

Нередко слово «мода» так же употребляется в значении некого события или явления, популярность которого быстро появляется, и так же быстро угасает. Когда это слово употребляется во множественном числе, как правило, оно означает образцы одежды и костюма, которые наиболее популярны в определенный промежуток времени, например в таких словосочетаниях, как «моды сезона» или «журнал мод».


Примеры современных базовых значений слова «мода» можно найти в таких двух авторитетных изданиях, как четырехтомный «Словарь русского языка» и «Большая советская энциклопедия». В первом из этих двух изданий мода определяется в таком понятии, как «господство в определенной общественной среде в определенное время тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности в одежде[9]». В «Большой советской энциклопедии» мода определяется в первую очередь как «непродолжи­тельное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры», но так же существует более узкое определение этого слова. Звучит оно следующим образом «смена «форм и образцов одеж­ды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежут­ков времени[10]». Подобные этим определения так же встречаются во многих других справочно – энциклопедических издания.

Глава 2 Социальные функции моды

2.1 Теоретическая модель моды. Социальные функции моды

Под социальной функцией в социологии понимается чаще всего воздействие того или и иного явления на социальную систему, последствия его воздействия и последствия для социальной системы в целом. Собственно, из этого утверждения вытекает следующий вопрос: «Что она делает» для социальной системы, и какова ее роль в ней?»

Если попытаться ответить на этот вопрос в самом общем виде, то ответ будет примерно следующим образом: «Мода регулирует поведение как отдельно взятого индивида, так и целых социальных групп, которые составляют своей совокупностью социальную систему, и способствуют адаптации моды к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям ее существования». Но столь общего ответа не достаточно для полного понимания вышеуказанного термина. Стоит учитывать, что ту же, или подобную функцию выполняет любое социокультурное явление, продолжающееся достаточно долгое время и существующее в любом масштабе. Названная ранее общая функция выполняется при помощи ряда частных функций, которые так же упомянуты в данной курсовой работе.

Для более полного понимания того, что представляют собой функции моды и каково их более обширное понимание, стоит обратиться к уже существующим трактовкам. Так, например, понимание моды исключительно как социально – статусного явления, выводит на первый план функцию выражения социально – статусных различий индивидов между собой. В тоже время, эгалитаристская концепция моды подчеркивает особенно ее уравнительную функцию. Понимание моды как явления эстетического порождает мнения о том, что основная задача моды – удовлетворение потребностей индивидов в самовыражении. Различные трактовки моды с психологической точки зрения порождают за собой различное понимание моды и ее функций, от чего складываются как положительное, так и отрицательное мнение касаемо моды.