Файл: Мода как социально – психологический феномен.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, внутренние и внешние ценности определяют поведение участников моды по отношению к стандартам и объектам моды (см. рис. 1)

Модные значения

Модные стандарты

Модные обьекты

Денотативные (внешние) ценности

Модные значения

Атрибутивные (внутренние) ценности

Поведение участников моды

Рисунок 1. Структура моды

В данном случае внимание акцентировано на социальной стороне моды , а так же подробно не рассматривается влияние личностных черт на принятие решения, диктуемого модой. В то же время важно иметь понимание, почему конкретный человек легко принимает модные стандарты и объекты, а другой – наоборот, отторгает их. Как она согласуется с его личностными убеждениями и чертами характера.

2.3 Социальные функции моды по М. Килошенко

По Килошенко, жизненные цели не возникают сами по себе. В них находят отражения основные жизненные противоречия. В основе образования такой цели, как «следование моде» лежит, с психологической точки зрения, противоречие, порождаемое фактом существования моды, как на индивидуальном, так и на социальном уровне жизни человека. Полное или частичное несовпадение этих двух систем и становиться причиной постоянной смены моды, изменению стиля одежды, приспособления моды под текущий уровень потребностей человека.

Утверждение, что последовательность удовлетворения потребностей определяет очередность причин, из-за которых человек начал использовать одежду, звучит довольно категорично. Но тем временем, большинство исследователей моды(Б. Адлер, Дж. С. Флюгель, Л. Лангнер, К. Белл), пытающихся ответить на вопрос: «Для человек начал использовать одежду?», часто приходят к единому выводу: люди одеваются для того, что бы быть защищенными от воздействия, прежде всего климатических условий, что бы продемонстрировать свою нравственность и выглядеть эстетически привлекательно. Разногласия во взглядах встречаются только при расстановке иерархии целей следования моде.

Этнограф Б. Адлер приписывал одежде функцию отражения процесса духовного, культурного развития человека, указывал на первоочередную роль одежды в адаптации человека к климатическим условиям: «Одежда есть выражение постепенного, долгого, начавшегося, быть может, при первом появлении человеческого существа на земле, развития духовного склада самого человека. При этом климат, конечно, был главною направляющею и воздействующею на человека силою[20].


М. И. Килошенко в своей книге «Психология моды» утверждает: «Механизмы освоения моды могут быть сугубо индивидуальными, так как могут быть детерминированы не только потребностями, но и всей личностной структурой, включающей и способности, и волю, и сознание[21]». Следование или не следование моде во многом зависит от социальной активности личности. Активность предшествует и движется синхронно с последователями моды. То есть в начале у человека должно возникнуть желание следовать моде, затем он выбирает для себя тот объект, который является для него наиболее привлекательным. Последним этапом данных действий является поиск способов, с помощью которых человек сможет достигнуть желаемых для него предметов и деятельность, направленная на выполнение целей, связанных с модными объектами. В свою очередь, социальная активность зависит от таких психологических качеств, как потребности и мотивы личности, ее направленность, способности, ценностно – смысловые ориентации и тому подобное. В качестве основных причин следования моде можно выделить следующее: прихоть, стремление к приобретению нового опыта, стремление к риску, стремление к прогрессивному изменению, стремление к приобретению более высокого статуса, демонстрация своей принадлежности к определенной социальной группе и отличиях тебя от людей с более низким социальным статусом, потребность в эмоциональной разрядке и самоутверждении.

Так же, помимо вышеперечисленного, мода является специфическим видом коммуникации. Следуя или не следуя моде, человек предоставляет окружающему его миру определенную информацию о себе. То есть мода играет важную роль в восприятии человеком как самого себя, так и окружающих его людей.

Основываясь на исследованиях других ученых, развивающих теории социальных функций моды, М. Килошенко вывела три основные, по ее мнению функции моды. Эти функции можно рассматривать как отражение отношений индивида к себе, другим людям и к миру в целом, проведенные через моду.

Функция регуляции сознания и поведения.

Эта функция предлагает удовлетворение потребностей человека в социальной адаптации, когда окружающая его действительность нестабильна, или в случае, когда личностные оценки и ценности индивида неустойчивы.

Функция демонстрации социального положения и престижа.

Эта функция предполагает следование моде с целью демонстрации окружающим своего социального статуса, либо для завоевания и закрепления личностью в обществе определенного положения.


Функция демонстрации эстетической ценности объектов.

Поскольку моду чаще всего воспринимают как эстетическую норму, к которой должна стремиться личность, то отсюда исходит, что мода является прообразом прекрасного и способствует повышению личностной меры совершенства.

Заключение

Основными функциями моды, если рассматривать их по А.Б. Гофману, являются: Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах; инновационная функция; коммуникативная функция; функция социальной дифференциации и нивелирования; функция социализации; престижная функция; функция психофизиологической разрядки.

Если рассматривать функции моды, разработанные и обобщенные М. Килошенко то к ним можно отнести: функцию регулирования сознания и поведения; функция демонстрации социального положения и престижа; функция демонстрации эстетической ценности объектов внешней и внутренней (духовной) культуры.

Если провезти анализ и сравнить данные функции моды между собой, то можно с уверенностью заявить, что между ними существуют характерные черты, указывающие на их сходство. Для подтверждения это утверждения достаточно рассмотреть престижную функцию, Которую в своей книге «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» рассматривает А.Ю. Гофман, и сравнить ее с функцией демонстрации социального положения и престижа, представленной в книге «Психология моды» М.И. Килошенко. Как можно заметить, по внешнему содержанию эти две функции практически одинаковы. Если обратиться к внутреннему содержанию этих функций, то у Гофмана престижная функция объясняется так: «Мода – один факторов, влияющих на повышение или понижение значимости тех или иных явлений, культурных образов и т.д. В моде происходит присвоение значений постоянно меняющихся сообщений – модных стандартов. Модные стандарты связываются с атрибутивными ценностями, через которые связывается с денотативными ценностями. В результате этих действий происходит валоризация, т.е. наделение ценностями новомодных культурных образцов, и девалоризация, т.е. лишение ценностных характеристик старомодных образцов». В тоже время у Килошенко дается следующее определение престижной функции: «Мода часто ассоциируется с высоким социальным статусом, поэтому следование моде является одним из способов завоевания и закрепления положения личности в обществе.

По моему личному мнению, в учебном пособии М.И. Килошенко наиболее кратко и точно даны определения основным терминам, которые связаны с психологией моды, даны исторические факты, более подробно раскрывающие мотивационные причины появления и последующего развития моды. Однако в тоже время стоит отметить отход автора именно от психологии и попытка рассмотреть моду через ее историю. Автор старается рассказать по возможности подробную историю моды от начала существования человека на нашей планете и до настоящего времени, раскрыть причины возникновения моды, и того, как она способна воздействовать на индивидов и социальные группы.


В тоже время, В книге А.Б. Гофмана в большей степени рассматривается не история возникновения и развития моды, а то, как мода способна влиять на людей, причины возникновения «массовой» моды и способы ее распространения, социальные функции моды и многое другое.

По моему мнению, эти две книги отлично дополняют другу друга и являлись незаменимым подспорьем при создании этой курсовой работы. Так же стоит учесть , что помимо этих двух книг в данной работе были использованы иные источники информации, как то: словари, научные статьи, учебные пособия, статьи в научных изданиях, интернет – ресурсы и прочее.

Стоит сделать вывод, что тема моей курсовой работы до сих пор актуальна, так как люди в своем большинстве продолжают следовать моде и модному поведению. Меняются времена, нравы, государства меняю свои названия, но пройдя через все эти события, мода так же остается довольно популярна. Сменилось только ее внешнее выражение и то, какие сферы социальной жизни индивидов она охватывает. Отсюда и возникает потребность в изучении моды, точного определения терминологии моды, рассмотрении методов ее воздействия, структур и функций.

Список использованной литературы

Основная литература

  1. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320

Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Артия, 1987. – С. 1007.

Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – С. 228

Любимова Т. Б. Мода и ценность. Мода: за и против. М.: Искусство., 1973. С. 72

Учебники зарубежных авторов

Смит Л. Теория нравственных чувств. — СПб., 1895. — С. 254.

Blumer H. Fashion. От классовой дифференциации к коллективному отбору: социологический отчет. Том 10. 1969. С. 289

Справочники, словари

Grand Dictionnaire universcl du XIX siccle / Par Pierre Laroussc. — Paris, 1874. -T. XI. -P. 358.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. — СПб: М., 1881. - Т. 2. - С. 344.

Словарь русского языка: В 4 т. — М, 1982. — Т. 2. — С. 285.

Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. — М., 1974. — Т. 16. — С. 389.

Дэвид Л. Силлс., Роберт К. Мертон. Международная энциклопедия социальных наук. - Macmillan Reference USA., 1968. – с. 16 000

Blumer H. Fashion. международная энциклопедия общественных наук. том 5. N. Y., 1968. С. 343


Интернет - ресурсы

Наименование портала (издания, курса, документа)

Ссылка

Мая килошенко психология моды 2 изд 2006 год

https://issuu.com

Гофман «мода и люди. Новая теория моды и модного поведения

http://nashaucheba.ru

Интевью с Гофманом А.Б.

https://postnauka.ru

Приложение 1

Рисунок 1. Структура моды

Поведение участников моды

Денотативные (внешние) ценности

Модные значения

Модные значения

Атрибутивные (внутренние) ценности

Модные стандарты

Модные обьекты

  1. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Артия, 1987. – С. 1007.

  2. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320

  3. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320

  4. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320

  5. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – С. 228

  6. Смит Л. Теория нравственных чувств. — СПб., 1895. — С. 254.

  7. Grand Dictionnaire universcl du XIX siccle / Par Pierre Laroussc. — Paris, 1874. -T. XI. -P. 358.

  8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. — СПб: М., 1881. - Т. 2. - С. 344.

  9. Словарь русского языка: В 4 т. — М, 1982. — Т. 2. — С. 285.

  10. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. — М., 1974. — Т. 16. — С. 389.

  11. Дэвид Л. Силлс., Роберт К. Мертон. Международная энциклопедия социальных наук. - Macmillan Reference USA., 1968. – с. 16 000

  12. Blumer H. Fashion. международная энциклопедия общественных наук. том 5. N. Y., 1968. С. 343

  13. Blumer H. Fashion. От классовой дифференциации к коллективному отбору: социологический отчет. Том 10. 1969. С. 289

  14. Blumer H. Fashion. Международаня энциклопедия общественных наук. Том 5. N. Y., 1968. С. 289-290; 343-344

  15. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – С. 208

  16. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – 208 с. 228

  17. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – 208 с. 228

  18. Любимова Т. Б. Мода и ценность. Мода: за и против. М.: Искусство., 1973. С. 72

  19. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – 208 с. 196-197

  20. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320

  21. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320