Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» ( Сравнительная характеристика понятий, относящихся к учету расходов организации ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы понятий «затраты», «расходы», «издержки»
1.1 Сравнительная характеристика понятий, относящихся к учету расходов организации
1.3 Учетно-аналитическая информация по обеспечению управления затратами
2. Анализ себестоимости продукции на предприятии ООО «БизнесИнтегро Инжиниринг»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ себестоимости продукции
2.2.1 Организация учета затрат себестоимости по переменным расходам
2.3 Анализ затрат по статьям калькуляции
2.4 Анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции
3. Пути совершенствования учета затрат в ООО «БизнесИнтегро Инжиниринг»
Всего в штате организации числятся 22 человека.
Основные экономические показатели, которые характеризуют деятельность ООО «БизнесИнтегро Инжиниринг» можно представить в виде таблицы 1, составленная на основании данных бухгалтерской отчетности по итогам 2016 года и 2017 года.
Таблица 1 - Основные экономические показатели ООО «БизнесИнтегро Инжиниринг», руб.
№ |
Показатели |
2016 г., руб. |
2017 г., руб. |
Абсолютное отклонение |
1 |
Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
9 085 230 |
11 569 269 |
2 484 039 |
2 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (без учета коммерческих и управленческих расходов) |
6 997 653 |
8 950 020 |
1 952 367 |
3 |
Расходы периода: коммерческие управленческие |
256 647 79 000 |
138 850 93 330 |
- 117 797 14 330 |
4 |
Прибыль (убыток) от продаж |
1 751 930 |
2 387 069 |
635 139 |
5 |
Прочие доходы (расходы) |
55 000 |
- |
- 55 000 |
6 |
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности |
1 806 930 |
2 387 069 |
580 139 |
7 |
Налог на прибыль |
361 386 |
477 414 |
116 028 |
8 |
Чистая прибыль |
1 445 544 |
1 909 655 |
464 111 |
Таким образом, анализируя данные выше представленной таблицы, делаем вывод о том, что выручка от реализации продукции и услуг в 2017 году равнялась 11 569 269 рублей, что свидетельствует о том, что по сравнению с 2016 годом она увеличилась на 27 %. Рост объемов продаж был связан с увеличением количества новых клиентов, так как данная компания обладает возможностями поставлять уникальную технику, которую не так просто купить в обычных магазинах.
Что касается себестоимости реализованных товаров, работ, услуг, то она тоже претерпела изменения: было отмечено её увеличение к 2017 году на 1 952 367 рублей.
Налог на прибыль изменился в сторону увеличения, так как прибыль от продаж также выросла. В связи с этим соответствующий налог увеличился на 116 028 рублей, что в свою очередь отразилось на чистой прибыли. Однако не смотря на то, что налог на прибыль вырос, это не привело к уменьшению чистой прибыли по отношению к 2016 году. Напротив, за счет увеличения объемов продаж она выросла на 464 111 рублей.
2.2 Анализ себестоимости продукции
2.2.1 Организация учета затрат себестоимости по переменным расходам
Формирование себестоимости в ООО «БизнесИнтегро Инжиниринг» осуществляется на основе калькуляционного варианта, традиционного для отечественных предприятий. В условиях рыночной экономики особую актуальность приобретает внедрение в отечественную практику система «директ-костинг». При калькулировании себестоимости продукции по системе «директ-костинг» постоянные затраты не распределяются между носителями, то есть видами продукции. Прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и переменные общепроизводственные расходы представляют собой основные элементы себестоимости, участвующие при расчете себестоимости продукции.
Такой вариант калькулирования без специальных дополнительных расчетов представляет нужную, в условиях рынка, информацию о тенденциях изменения затрат в условиях изменения объема.
Проблема учета косвенных затрат с позиций «директ-костинг» рассматривается следующим образом: косвенные расходы подразделяются на общехозяйственные расходы, носящие постоянный характер, и общепроизводственные, включающие в себя как постоянные расходы, так и переменные. При этом бы снизилась трудоемкость учетных работ, связанных с расчетами по распределению накладных расходов. Следовательно, реализуется двухступенчатый принцип учета маржинального дохода. Схема двухступенчатого учета маржинального дохода выглядит следующим образом (см. табл. 2).
Таблица 2 - Схема двухступенчатого учета маржинального дохода на 2017 год, руб.
1 |
Выручка от реализации |
11 569 269 |
2 |
Переменные прямые производственные расходы |
5 574 891 |
3 |
Маржинальный доход I (с. 1 – с.2) |
5 994 378 |
4 |
Постоянные производственные накладные расходы подразделений |
3 375 129 |
5 |
Маржинальный доход II (с. 3 – с. 4) |
2 619 249 |
6 |
Постоянные расходы: общехозяйственные и коммерческие |
138 850 + 93 330 = 232 180 |
7 |
Результат от реализации (с. 5 – с. 6) |
2 387 069 |
Данный учет позволяет определить, на какой ступени выручка от реализации продукции перестает покрывать затраты предприятия. В данном случае, при неполной реализации готовой продукции выручка покрыла бы постоянные расходы предприятия в общем. Так как постоянные расходы не распределялись между реализованной продукцией и остатками готовой продукции, а были списаны общей суммой на реализацию, предприятие получило прибыль в размере 2 387 069 руб. А при исчислении полной себестоимости продукции, когда часть постоянных расходов заключена в остатках готовой продукции и не участвует в расчете результата от реализации, предприятие имело прибыль от реализации гораздо больше, а именно 2 919 005 руб. (см. табл. 3).
Таблица 3 - Анализ учета полных затрат и переменных затрат
Наименование показателя |
Учет полных затрат |
Учет переменных затрат |
Выручка от реализации продукции |
11 569 269 |
11 569 269 |
Себестоимость реализации продукции |
8 650 264 |
5 574 891 |
Коммерческие расходы |
- |
138 850 |
Управленческие расходы |
- |
93 330 |
Прибыль (убыток) от реализации |
2 919 005 |
2 387 069 |
Внедрение системы «директ-костинг» обеспечило бы более точное определение себестоимости, при котором различные распределения косвенных затрат не искажал бы данный показатель.
Для повышения контроля за уровнем себестоимости целесообразно было бы сочетать систему «директ-костинг» с элементами нормативного учета, аналогичного западной системе «стандарт-костинг». При этом формировалась бы фактическая себестоимость с выделением нормативной себестоимости и отклонение от нее [10, c. 151].
Таким образом, применение элементов "директ-костинг" в отечественном учете затрат, внедрение международного опыта по учету затрат и результатов кардинально меняет отечественную концепцию калькулирования, учета и расчета финансовых результатов, в частности основного финансового результата - от реализации продукции.
2.3 Анализ затрат по статьям калькуляции
Теперь проведем анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции, это позволит нам получить более целевое направление затрат и вычислить себестоимость отдельных видов продукции. При этом определяются такие показатели как производственная и полная себестоимость.
Калькуляция себестоимости на каждом предприятии имеет свои особенности и составляется в соответствии со спецификой производства. Для анализа по каждой статье калькуляции определяется абсолютное отклонение. Затем определяют влияние объема и структуры производства на изменение полной себестоимости и выявляют экономию или перерасход по каждой статье [7, c. 202].
При анализе себестоимости по статьям затрат в нашем случае выявляют:
— величину экономии (перерасхода) по каждой статье;
— долю влияния каждой статьи в общем снижении себестоимости продукции.
В таблице 4 приведена схема анализа себестоимости продукции по статьям расходов, где выполняются указанные выше первые два требования относительно оценки затрат.
Таблица 4 - Анализ себестоимости продукции по статьям расходов
Статьи расходов |
Себе-стоимость продукции по плану, руб. |
Фактически изготовленная продукция |
||||
по плановой себе-стоимости |
по фактической себе-стоимости |
экономия (-) перерасход (+) по сравнению с планом |
удельный вес расходов, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 (гр. 4-гр.3) |
6 (гр. 5/гр.3) * 100 |
7 |
Сырье и материалы за вычетом отходов |
5 900 030 |
5 980 126 |
6 160 258 |
180 132 |
2,58 |
67,09 |
Покупные изделия, полуфабрикаты, услуги кооперированных предприятий |
968 001 |
970 154 |
997 056 |
26 902 |
2,77 |
10,86 |
Топливо и энергия на технологические цели |
901 250 |
900 540 |
894 561 |
- 5 979 |
- 0,67 |
9,75 |
Основная зарплата производственных рабочих |
650 000 |
658 000 |
660 000 |
2 000 |
0,31 |
7,19 |
Общепроизводственные расходы |
196 500 |
197 025 |
200 000 |
2 975 |
1,51 |
2,18 |
Другие расходы |
37 991 |
38 105 |
38 145 |
40 |
0,11 |
0,42 |
Производственная себестоимость |
8 653 772 |
8 743 950 |
8 950 020 |
206 070 |
2,36 |
97,48 |
Внепроизводственные расходы |
220 879 |
221 225 |
232 180 |
10 955 |
4,96 |
2,52 |
Полная себестоимость |
8 874 651 |
8 965 175 |
9 182 200 |
217 025 |
2,42 |
100 |
Для проведения анализа использованы данные материалоемкости производства в отличие от трудоемкого, по которым приводился анализ затрат на производство по элементам затрат.
Как свидетельствуют данные таблицы 4, полная себестоимость продукции в сравнении с плановым уровнем выросла на 2,42 %, что составляет 217 025 рублей.
Росту затрат на изготовленную продукцию способствовали все статьи расходов за исключением топлива и энергии на технологические цели.
2.4 Анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции
Важным объектом анализа себестоимости является анализ затрат на 1 рубль выпускаемой продукции. Чем меньше затрат приходится на каждый рубль выпущенной продукции, тем больше с каждого рубля организация получит прибыли [23, c. 309].
Затраты на 1 рубль выпущенной продукции определяют делением всей суммы затрат на стоимость выпущенной продукции.
При анализе фактический показатель затрат на 1 рубль выпущенной продукции сравнивают с планом и ли прошлым годом, выявляют экономию или перерасход и рассматривают влияние цепными подстановками:
1.Общей суммы затрат на производство.
2.Стоимости выпущенной продукции.
В таблице 5 представлен данный анализ.
Таблица 5 - Оценка затрат на 1 рубль выпущенной продукции
№ |
Показатели |
План |
Факт |
Изменение (отклонение) |
1 |
Всего затрат |
8 790 250 |
9 182 200 |
+ 391 950 |
2 |
Выпуск продукции |
10 540 990 |
11 569 269 |
+1 028 279 |
3 |
Затраты на 1 рубль выпущенной продукции |
0,75 |
0,79 |
0,04 |
Затраты на 1 рубль выпущенной продукции за прошлый год:
8 790 250/10 540 990 = 0,75 руб.
Влияние обшей суммы затрат:
9 182 200/10 540 990 = 0,79 руб.
0,79-0,75=0,04руб.
Влияние стоимости выпущенной продукции:
9 182 200/11 569 269=0,79 руб.
0,79-0,79= 0 руб.
Проверка:
0,04-0=0,04 руб.
Таким образом, анализ показал, что затраты на 1 рубль выпущенной продукции возросли на 0,04 рубля. За счет увеличения общей суммы затрат эти затраты возросли на 0,04 руб., но увеличение выпуска продукции никак не отразилось на затратах на 1 рубль выпущенной продукции.
Вывод по II главе: