Файл: Системный подход при анализе потенциала организации (ПАО «АВТОВАЗ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В настоящее время процесс управление все большей степени несет системный характер, управление предприятием осуществляется как воздействие на единое целое.
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, выполнения функций управления и способов принятия управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Производительность  дает возможность сравнительной количественной оценки эффективности конкретной деятельности предприятий и отраслей. Производительность  отражает комплексную многофакторную производительность (как меру рационального использования ресурсов, навыков и технологии), которая является следствием использования всех видов ресурсов, а не только производительности труда.
Системный подход своими корнями уходит в глубокую древность. Системное управление  предприятием особенно важно, так как для разработки верной успешной стратегии развития, для успешного функционирования необходимо проанализировать множество факторов, влияющих на нее.

Объект исследования - системный подход при анализе потенциала организации.

Предмет исследования  - механизм реализации системного подхода, ПАО «АВТОВАЗ», включающий методические приемы при решении сложных производственных проблем.

Целью исследования  является изучение сущности системного подхода к управлению производительности предприятия. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретическое обоснование системного подхода при анализе потенциала организации;

- определить влияние окружающей среды на формирование стратегии фирмы;

- провести анализ использования потенциала на примере конкретного предприятия ПАО «АВТОВАЗ»;

- оценить потенциал предприятия ПАО «АВТОВАЗ»;

- внедрить предложения, направленные на эффективное использование потенциала предприятия.

Эволюция  научных  представлений и формирование направлений в области  теории и практики системного подхода во многом определяется разработками ученых  Афанасьева В.Г., Гвишиани Д.М., Голубкова Е.П., Валуева С.А., Добкина В.М., Евенко Л.И., Жарикова О.Н., Колесникова Л.А., Мильнера Б.З., Перегудова Ф.И., Пригожина А.И., Райзберга Б.А., Рапопорта Б.С, Спицнаделя В.Н., Тамбовцева В.Л., Тарасенко Ф.П. и другими.


Структура работы. В соответствии с целью, задачами и логикой исследования работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка литературы.

Глава 1. Теоретическое обоснование системного подхода при анализе потенциала организации
 1.1.Системный подход в менеджменте организации

Быстрый рост современных организаций и уровня их сложности, разнообразие выполняемых операций привели к тому, что рациональное осуществление функций руководства стало трудным делом, но более важным для успешной работы предприятия. Чтобы справится с неизбежным ростом числа операций и их усложнением, предприятие должно основывать свою деятельность на системном подходе. В рамках этого подхода руководитель может более эффективно интегрировать свои действия по управлению организацией [4,c.55].

Системный подход способствует  выработке правильного метода мышления о процессе управления. Руководитель должен мыслить в соответствии с системным подходом. При изучении системного подхода прививается такой образ мышления, который способствует устранению излишней усложненности и помогает руководителю уяснять сущность сложных проблем и принимать решения на основе четкого представления об окружающей обстановке [5,c.43].

 Системный подход в менеджменте это быстро развивающаяся совокупность теоретических представлений и созданных на их основе методических рекомендаций для решения организационных проблем. Системный подход не только быстро адаптируется к новым вызовам теории и практики менеджмента, но и служит эвристикой и методологией, оценивающей теоретический и практический потенциал новых подходов в менеджменте [6,c.72].

 Разнообразие системных методов анализа организационных проблем делает актуальной задачу разработки методологии анализа путей развития собственно системного подхода в менеджменте и выделения типов и классов организационных проблем, для которых наиболее эффективно применимы  те или иные конкретные 
системные подходы [3,c.21].

Актуальность  проблемы определяется необходимостью совершенствования и развития теории менеджмента. Существует  реальная проблема адаптации управленческих теорий к российской действительности с учетом специфики этой действительности.  Важная  задача состоит в разработке методов и методик адаптации системных подходов к существующим учебным курсам подготовки специалистов-управленцев.  Необходимо  всемерно развивать усилия по укреплению в культуре в целом системной идеологии, понимания ценности системного анализа проблем и тенденций развития действительности.
Системный подход изначально носит мультидисциплинарный характер, где применяется системный подход, существуют частные методологические проблемы, которые требуют не меньших исследовательских усилий для своего осмысления и анализа[9,c.85].


Значение системного подхода для рационализации управленческой деятельности и проектирования организаций возрастает в связи с необходимостью учитывать в управленческой деятельности новых реалий, вызовов, с которыми приходится сталкиваться организациям в современных условиях [10,c.43].

К таким реалиям относятся:

 - Увеличение динамизма изменчивости среды существования организаций. Современные условия рынка, насыщенного товарами и услугами высокого качества, ведут к усилению конкурентной борьбы, быстрому возникновению новых сегментов рынка товаров и услуг, сокращению жизненных циклов продуктов. Эти обстоятельства требуют от руководителей оперативного принятия решений относительно организационных изменений, возникающих как ответ на текущие и прогнозируемые вызовы внешней конкурентной среды существования организаций. Как показывает практика, лучшие результаты в организационных изменениях достигаются в тех случаях, когда изменения запланированы, когда «просчитаны» последствия изменений в одних частях или функциях организации для других. Такие прогнозы и расчеты наиболее результативны при рассмотрении организаций как системы, каким образом связаны между собой элементы, и как изменения одних из них влияют на изменения других [25,c.52].

Интернационализация бизнеса, размывание национальных, региональных границ, все большее доминирование на мировых рынках транснациональных корпораций порождает множество проблем, тесно связанных с традициями, этническими, социально-психологическими, политическими особенностями населения крупных регионов мира. Такие проблемы носят комплексный, системный характер, где трудно выявить иерархию важности действующих сил и факторов развития. Решение этих проблем возможно на пути использования системного подхода [4,c.13].

Для успешной и эффективной работы организаций необходимы постоянные и глубокие преобразования организационных структур. Традиционные и доминирующие в бизнесе, административном и общественном управлении линейно-функциональные структуры, ориентированные на стабильную внешнюю среду, не могут обеспечить требуемый динамизм организационных изменений. Им на смену приходят сетевые, матричные, «виртуальные» структуры. Использование новых возможностей проектирования организационных структур, структурно-функциональной организации бизнеса и управления с наибольшей полнотой реализуется при системном проектировании организаций [12, c.46].

Для этого современные системные методы в менеджменте предоставляют соответствующий методологический арсенал[18,c.27].  
Успешная работа организаций в современных условиях требует особого внимания к использованию творческого потенциала человеческих ресурсов организации. Формирование культуры партисипативности, соучастия членов организации в программировании организационных целей, путей их достижения, распределения ресурсов. Организации контроля, эффективной коммуникации это новые темы системной аналитики, разрабатывающей специальные методы решения подобных чрезвычайно сложных проблем повышения результативности использования творческого потенциала работающих в организации индивидов [18,c.30].


При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», то есть товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. На «выходе» должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры входа, то есть исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической). Приобретает  исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию [19,c.31].

На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и 
выхода[8,c.14].

1.2 Влияние окружающей среды на формирование стратегии фирмы

Системный подход в деятельности любого предприятия предполагает собой прогнозирование деятельности организации, и ее стратегий реального и потенциального развития. Процесс выбора общей стратегии предприятия состоит из следующих этапов:

· разработка стратегий, позволяющих достичь поставленных целей, при этом желательно предложить и разработать, возможно, большее число альтернативных стратегий;

· анализ и оценка: анализ альтернатив в рамках выбранной общей стратегии и их оценка по степени пригодности для достижения главных целей фирмы;

· корректировка общей стратегии и разработка поддерживающих стратегий [4,c.61].

На выбор стратегии влияют многочисленные факторы:

· ценности, которыми руководствуются при принятии стратегии высшие менеджеры организации;

· характер целей, которые ставит перед собой фирма;


· состояние и предсказуемость внешней среды;

· уровень риска, на который может пойти руководство фирмы при реализации ее стратегии;

· потенциал фирмы, ее внутренняя структура, сильные и слабые стороны;

· опыт реализации прошлых стратегий;

· фактор времени [3,c.46].

Вместе с определением общей, корпоративной стратегии происходит разработка поддерживающих ее стратегий бизнеса и функциональных стратегий. В основе успешной стратегии должно лежать создание и использование конкурентных преимуществ. Это может быть и способность продавать продукцию по низким ценам, и обеспечение высокого качества продукции, и комплекс сервисных услуг, и выгодное местоположение фирмы или ее филиалов. Это означает, что стратегия должна не только поддерживать имеющиеся конкурентные преимущества, но и инициировать новые. По мере перехода отрасли в стадию зрелости фирмы начитают понимать и принимать определенные правила, учитывать пожелания клиентов, касающиеся качества, исполнения товара, в отрасли устанавливаются стандарты [8, c.71].

В период перехода к стадии зрелости конкуренция становится более жесткой, так как быстрый рост фирмы на данном этапе может быть, достигнут лишь путем отвлечения клиентов от фирм-конкурентов. Накопленный опыт не приносит более ощутимых преимуществ, так как к этому моменту практически все фирмы отрасли воспользовались данным источником, получив все возможные преимущества. Специфической особенностью данной стадии является переход к ценовой конкуренции, поскольку предлагаемая продукция постепенно становится однородной, а попытки нововведений быстро копируются [24,c.78].

В отраслях, испытывающих спад, лишь наиболее опытные фирмы могут добиться определенного уровня прибыли -- неудачливые фирмы покидают отрасль. В условиях, когда барьеры выхода из отрасли высоки, что заставляет убыточные фирмы остаться на рынке, степень конкурентной борьбы возрастает, что приводит к хроническому избытку производственных мощностей [8,c.49].

Изменение одной из пяти сил может повлиять на остальные силы. Но обычно прибыльность каждой отрасли определяют всего лишь одна или две силы. Например, в отдельных отраслях - сила покупателей, в других отраслях прибыль могут определять поставщики. Таким образом, при выборе стратегии фирмам необходимо принимать во внимание именно определяющие силы и пытаться занять наиболее выгодную позицию по отношению к конкурентам[5,c.41].

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником его жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации [23,c.81].