Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» ( Сравнительная характеристика понятий, относящихся к учету расходов организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Абсолютно любое предприятие помимо извлечения дохода несет различного рода расходы. И этому имеется логическое объяснение, так как предприятие необходимо обеспечивать: его сотрудники должны получать заработную плату, для производства какого бы то ни было продукты требуются материалы и пр., - данный список является открытым в силу того, что у каждого предприятия свои расходы. И независимо от того временные они или постоянные, в любом случае они будут учтены в бухгалтерском учете компании.

Учет расходов важен для множества субъектов. Так, например, собственник предприятия может оценить их уровень, сравнив с предыдущими показателями или более того провести комплексный анализ с учетом других показателей по компании. Кроме того, их учет важен для бухгалтерии, которая будет формировать бухгалтерскую и финансовую отчетность, не только исходя из собственных интересов, но и для сдачи отчетности в налоговые органы Российской Федерации.

Данная тема привлекла своей актуальностью особенно в современности, когда учет расходов контролируется и со стороны государства в силу электронного отражения операций компании. Правильное отражение их в отчетности – важная составляющая нормального функционирования предприятия в целом.

Целью настоящей работы служит отражение сущности понятий «затраты», «расходы», «издержки».

В связи с этим необходимо в ходе работы решить следующие поставленные задачи:

  • представить сравнительную характеристику понятий, относящихся к учету расходов организации;
  • классифицировать расходы;
  • изучить учетно-аналитическую информацию по обеспечению управления затратами;
  • проанализировать себестоимость продукции на предприятии ООО «БизнесИнтегро Инжиниринг»;
  • исследовать резервы снижения себестоимости продукции предприятия.

В ходе исследования применяются следующие методы: метод синтеза, метод обобщения, метод системного и логического анализа, а также метод сравнения.

Методологическая база включает в себя такие источники как нормативно-правовая база РФ, учебные пособия, данные по статистике, периодические издания – журналы, статистические сборники, электронные ресурсы, а также финансовая отчетность ООО «БизнесИнтегро Инжиниринг».

Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


1. Теоретические основы понятий «затраты», «расходы», «издержки»

1.1 Сравнительная характеристика понятий, относящихся к учету расходов организации

Некоторые специалисты употребляют термины «затраты» и «издержки» как синонимы, в то время как другие полагают, что между ними имеются принципиальные различия. В многочисленных литературных источниках даны всевозможные, иногда весьма расплывчатые, определения этих экономических категорий, отражающие обе точки зрения. Кроме того, как на практике, так и в теории вышеуказанные термины иногда заменяют словом «расходы».

Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях дано следующее определение издержек:

«Издержки – совокупность все затрат экономических ресурсов в денежной форме в процессе кругооборота хозяйственных средств» [9, c. 21]. Кроме того, в данном документе представлена классификация издержек:

  • Издержки производства - издержки, включающие в себя стоимостное (денежное) выражение потребленных ресурсов в производственном цикле кругооборота средств [9, c. 22].
  • Издержки обращения - издержки, связанные с приобретением (покупкой) материально-производственных ресурсов и сбытом (продажей) готовой продукции и их продвижением в сфере обращения [10, c. 58].
  • Экономические издержки - суммарные издержки, включающие, кроме калькулируемых (бухгалтерских), и альтернативные (вмененные) издержки [10, c. 59].
  • Альтернативные (вмененные) издержки - упущенная выгода от альтернативного использования на связанный в оборотных средствах капитал организации [10, c. 62].
  • Бухгалтерские издержки - денежное выражение затрат по использованию производственных факторов, в результате которых осуществляется производство (индивидуальные производственные издержки) и продажа (реализация) продукции (издержки обращения) [10, c.63].

Обратим внимание, что, во-первых, издержки возникают в результате приобретения ресурсов. Так что если, например, в компанию поступили ресурсы в виде вагона арматуры, выигранной генеральным директором в карты во время традиционного пятничного преферанса, то стоимость этих ресурсов издержками не будет. Равно как и стоимость автомобиля, поступившего в компанию в виде вклада учредителя в уставной капитал, к издержкам не относится.


Во-вторых, издержки возникают в результате приобретения ресурсов за денежные средства (или их эквиваленты). Так что если мы, например, рассчиталась за приобретенные ресурсы векселем, а не денежными средствами, все равно у нас возникают издержки.

Далее рассмотрим понятие «затраты». Затраты – это стоимостная оценка использованных компанией производственных ресурсов [22, c. 39].

Необходимо прокомментировать данное определение, чтобы подчеркнуть следующие ключевые характеристики затрат:

  • Затраты отражают использование производственных ресурсов — материалов, труда персонала, оборудования, собственных и покупных услуг и т.д.
  • Затраты отражают использование производственных ресурсов, т.е. применение ресурсов по их целевому назначению.

Данная характеристика затрат имеет два важных последствия.

Во-первых, целевым назначением произведенных затрат, т.е. использования ресурсов, является получение какого-то результата [5, c. 119]. Поэтому само по себе возникновение затрат не является негативным фактом, поскольку взамен мы рассчитываем получить определенный результат. Другое дело — удалось ли нам этот результат получить, и какова будет «цена» этого результата.

Во-вторых, под понятие «затраты» не попадают ситуации, когда производственные ресурсы были утеряны, например, в результате пожара или наводнения [21, c. 137]. Такие потери будут расходами, но не будут затратами.

Таким образом, получается, что издержки и затраты могут соответствовать друг другу [10, c. 82]. Например, компания приобрела материалы в январе и в том же месяце использовала их в производстве.

Далее рассмотрим понятие «расходы».

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [10, c. 97]. Таким образом, расходы возникают в 3-х случаях.

Вариант первый: ресурсы покидают компанию.

Самый характерный случай — это когда покидающим компанию ресурсом является готовая продукция (выполненная работа, оказанная услуга). Компания продает готовую продукцию (работу, услугу) какому-либо покупателю, т.е. расстается с ней. Ресурс покидает организацию.

Другим, примером ухода из компании ресурсов может быть исчезновение со склада товарно-материальных ценностей.

Вариант второй: ресурсы в компании остаются, но уменьшается их стоимость. Причиной может являться утрата ресурсом своих первоначальных характеристик, проведение переоценки [15, c. 113].


Вариант третий: возникновение обязательств. Например, компания реализовала продукцию, все права на нее уже перешли к покупателю. Вот только продукции еще, как таковой, нет, она сейчас находится в виде незавершенной продукции и превратится в готовую продукцию только в следующем месяце. Таким образом, ресурс (незавершенная продукция) «физически» еще присутствует в компании, а юридически этот ресурс компании уже обременен обязательством перед покупателем.

Факт использования ресурсов сам по себе еще совсем не говорит о том, что ресурсы из компании ушли. Действительно, в некоторых случаях использование ресурсов означает практически одновременный уход этих ресурсов из компании. Таким образом, затраты, едва возникнув, тут же становятся расходами. Но бывает и обратная ситуация: ресурсы использовали, но до их ухода из компании еще очень далеко, т.е. затраты возникли, а о расходах говорить еще крайне преждевременно. Все, в конечном итоге, определяется тем, какие ресурсы и для чего мы использовали. Иными словами, возможны два сценария развития событий:

  • использование ресурсов привело к созданию другого ресурса;
  • использование ресурсов не привело к появлению какого-либо другого ресурса [20, c. 344].

1.2 Классификация расходов

В результате производственной, хозяйственной, финансовой деятельности организации несут соответствующие расходы.

Расходы предприятия - это снижение экономических выгод за счет выбытия денежных средств или прочего имущества, или возникновения обязательств, приводящих к снижению уровня капитала [1, с. 110].

Для эффективного управления затратами используются классификаторы по различным признакам. Денежные расходы компании группируются по трем основным признакам:

  • расходы, обусловленные получением прибыли;
  • расходы, не связанные с получением прибыли;
  • расходы принудительные [9, c. 23].

Расходы, которые обусловлены извлечением прибыли, состоят из затрат на производство и продажу продукции, работ, услуг и инвестиции. Затраты на производство и продажу продукции, работ, услуг представляют собой расходы, связанные с созданием товара, работ или услуги, в результате реализации которых организация получит финансовую прибыль или убыток. Инвестиции — это капитальные вложения, которые предназначены для расширения объемов производства, и получение доходов на фондовых или финансовых рынках [15, c. 299].


Расходы, которые не связаны с извлечением дохода, - это расходы на социальную поддержку сотрудников, потребление, благотворительные цели. Такие расходы направлены на поддержку репутации организации, на создание положительного социального климата в производственном коллективе и тем самым, повышают производительность и качество труда сотрудников [16, c. 368].

Принудительные расходы включают налоги, отчисления на социальное страхование, расходы на обязательное личное и имущественное страхование, обязательные резервы.

В «Отчете о прибылях и убытках» расходы делятся на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • операционные расходы;
  • внереализационные расходы;
  • чрезвычайные расходы.

Расходы по обычным видам деятельности связаны с изготовлением и реализацией продукции, приобретением и реализацией товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. В эту же группу входят коммерческие и управленческие расходы [16, c. 371].

К операционным расходам относятся: расходы, которые связаны с предоставлением за определенную плату во временное пользование активов предприятия; расходы, которые связаны с предоставлением за определенную плату прав, возникающих из различных видов интеллектуальной собственности; расходы от участия в уставных капиталах других предприятий; расходы, обусловленные продажей, выбытием, списанием основных средств и прочих активов, кроме денежных средств (за исключением иностранной валюты), товаров и продукции; проценты за предоставление организации в пользование денежных средств, кредитов и займов; расходы, обусловленные оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; иные операционные расходы [16, c. 374].

Внереализационные расходы включают:

  • пени, штрафы, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение убытков причиненных организацией;
  • признанные в отчетном году, убытки прошлых лет;
  • дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности и прочие долги, нереальные для взыскания; курсовые разницы;
  • расходы от уценки активов;
  • прочие внереализационные расходы [15, c. 305].

В состав чрезвычайных расходов входят расходы, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственно-производственной деятельности.

Состав затрат на производство и продажу продукции выглядит следующим образом:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • расходы, возникшие в результате управления производственным процессом;
  • стоимость внеоборотных активов, использованных в процессе производства [22, c. 401].