Файл: Игра как метод воспитания (Педагог дошкольного образования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Понятие о «методе воспитания»
1.2 Исторические предпосылки возникновения игры
1.3 Роль игры в жизни для ребенка
1.4 Игра как средство воспитания
1.5 Условия эффективности игры как воспитательного средства
2. Характеристика основных видов игр и их классификация
2.4 Планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Методика проведения игры
При планировании игровой деятельности необходимо учитывать следующие условия:
- обеспечить безопасность детей в период двигательной и игровой деятельности;
- соблюдать особый санитарно-гигиенический режим в помещениях;
- поддерживать эмоционально благоприятную обстановку;
-организовать сопровождение педагогического взаимодействия с детьми педагогом, психологом и другими специалистами
- распределить по дням недели виды игр.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель практической части: изучить отношение детей к игре и выявить их активность, а также предложить набор игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.
Анализ анкет учащихся
Для выявления отношения детей к игре было проведено анкетирование (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
Анализ выявления отношения к игре:
На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 19 человек, выбрали ответ да.
На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»
16 человек выбрали ответ «С другом»,
2 человека «С одноклассниками»
1 выбрал ответ «С родителями».
На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?»
10 выбрали ответ «Больше часа»,
4 человека выбрали ответ «Меньше часа»
5 ответили «Один час».
На четвертый вопрос «В какие игры тебе нравиться играть?»
15 человек ответили «Подвижные»,
3 выбрали ответ «Познавательные»
1 ученик выбрал ответ «Сюжетно – ролевые».
И на пятый, последний вопрос «Зачастую кто является инициатором игр?»
8 человек выбрали ответ «Твои друзья»,
10 человек выбрали ответ «Ты»
1 ученик не мог выбрать ответ, который больше всего подходит и выбрал два ответа «Ты – Твои друзья».
В конце проведения анкетирования и изучим все ответы учащихся, можно сделать такой вывод, что всему красу нравиться играть в игры. Большая часть класса чувствуют себе уверенней в игре, когда играют с другом, игра у детей занимает больше часа, популярны больше подвижные игры и инициатором игр являются они сами. Эти дети являются активными и раскрепощенными. Меньшей части класса больше нравиться играть с одноклассниками или с родителями, это говорит о том, что они застенчивы, трудно привыкают к другим людям и уверенней себя чувствуют с родными и близкими людьми. Они не являются инициаторами игр, не так активны.
1. Сборник игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.
Игр для проведения на динамических паузах на улице или в спортивном зале: «Самый ловкий», «Пингвины», «Канатоходец», «Замени предмет», «Пробеги с мячом».
Самый ловкий
По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60—70 см один от другого. По одной стороне площадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по другой — прыгают попеременно на правой и левой ноге. Дети с небольшим интервалом выполняют задание в колонне по одному. При увеличении количества пособий упражнение проводят в две колонны.
Канатоходец
Дети встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с песком. По сигналу учителя они быстрым шагом, держа руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задания
Замени предмет
Играющие распределяются на 2—3 команды. Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Пробеги с мячом
У каждого играющего мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передвигаются на другую сторону площадки.
Игры для проведения на больших переменах: «Смена номеров», «Волк и ягненок», «Перебежки», «Кто подходил?»,
Смена номеров
Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.
«Волк» и «ягненок»
Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.
Перебежки
Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место – небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.
По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центе, все участники меняют свои места, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.
Кто подходил?
Подготовка. Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.
Содержание игры. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.
Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры: 1. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.
Игры для проведения в ГПД: «Салочки», «День и ночь», «Золотые ворота», «Успей занять место», «Белые медведи».
Салочки
Все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.
День и ночь
Делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.
«Золотые ворота»
Два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за дружку так, что получается веревочка. Игроки-ворота говорят стишок, а веревочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй –запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
«Белые медведи»
Задача игроков забираться на горку в необычных позах, на корточках, боком, ползком, сидя и т. п. Кто быстрее и смешнее выполнит все возвышенности, тот и выигрывает. Так же можно проводить и спуски, но задача игроков не съехать и не сбежать, а именно спуститься с горы в интересных и смешных позах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что дети гораздо лучше усваивают информацию, преподнесенную в игровой форме. Так, в настоящее время именно в игровой форме воспитатели обучают детей учебе счету, грамоте, письму. Но не только для школьников игра важна. Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста также велика. Ведь именно благодаря играм ребенок показывает различные стороны своего характера, возмещает свои интеллектуальные и эмоциональные пожелания, формирует личность. В игре проявляются особенности полной и порой неожиданные способности ребенка.
Таким образом, игры происходят из желания ребенка узнать окружающий мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания реальности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Игры для детей дошкольного возраста – любимая форма занятости. Прежде всего – увлекательные занятия. В игре, осваиваются игровые роли, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Игровой метод включения ребенка в занятие предполагает личностный подход, когда педагог сосредоточен на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит изучить ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая осознание полезности растить маленьких деток.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитических сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических вещей, является в этой связи одной из главных задач педагогического коллектива. Рекомендации начинающим специалистам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2009.
3. Влияние игры на психическое развитие дошкольника [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://psychologymsk.ru/p/psiho-4830.html
4. Ермолаева М. Теория игры, или что есть игра? [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.ukrdeti.com/2007/2_16_a2_2007.html
5. Жуков М. Н. Подвижные игры. – М.: Издательский центр Академия, 2005. — 160 с.
6. Игра как средство воспитания [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-reading.link/chapter.php/99153/51/Sedova,_Tolstoluckih__Teoriya_i_metodika_vospitaniya__kkkonspe_lekciii.html
Приложения
Приложение А
Подвижные игры проведенные в группе продленного дня
Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.
Ведущий предлагает ребятам за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:
— чтобы все имена расположились по алфавиту;
— чтобы все встали по цвету волос (слева — брюнеты, справа — блондины);
— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).
Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координацию движений.
Количество игроков: 5 и более
Место игры: помещение
С этой игрой можно весело провести время в коллективе.
В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей.
По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч.
Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, реакция
Количество игроков: 2
Место игры: улица
Необходимы вещи: мячи
Приложение Б
Сюжетно – ролевые игры
«У медведя на бору»