Файл: Игра как метод воспитания (Педагог дошкольного образования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применительно к воспитательному процессу говорят о коллективных играх (организационно - деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентирующих и др.), которые в большей мере ориентированы на формирование личности ребенка, поскольку, во-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений, во-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, и в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.

Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры имеют место:

- активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;

- преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;

- замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;

- совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений (игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут находиться в конфликте друг с другом.

Методика организации коллективной игры, как правило, включает несколько этапов.

1. Работа педагога по разработке стратегии игры, способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры.

2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей и определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.


3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре.

4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.

5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.

6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива. [6]

Таким образом, в процессе игры создаются условия благоприятные для формирования, развития и совершенствования процессов психики ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс воспитания, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

1. Функциональные игры.

В них находят разные развивающие органы игры, движение тела, головы, такие игры заключаются в том, что ребенок делает какие то движения(например лежат,прыгают,хлопают в ладоши). Эти игры характерны для годовалых детей, затем они постепенно прекращаются.

2. Рецептивные игры.

Основным в этом виде игр является восприятие внешних импульсов. Здесь в максимальной мере действуют органы чувств, слух,зрение . Рассматривание картинок, книг, различение звуков – содержание этих игр. Такие игры проводятся с детьми от одного года, наиболее подходящий возраст 5 лет.

З. Ролевые игры.

В этих играх дети берут на себя определенную роль и вживаются в изображаемую ситуацию. Они вводят в свою игру типичную ролевую формулировку «как будто я космонавт (мама, пожарный, спасатель) ». В ролевых играх, как правило, большое число участников. 0ни требуют от детей более зрелых и самостоятельных действий, поэтому их можно проводить тогда, когда мыщление и речь ребенка достаточно развиты, примерно с двух лет, более всего они соответствуют старшему дошкольному возрасту.

4. Конструктивные игры.

В их основе заложено стремление что-либо создать, причем основное внимание уделяется результату. В этих играх необходимо обеспечить детей конструктивным материалом, строительными наборами, песком, бумагой, кусками материи. Содержание конструктивных игр - строительство, вырезание, складывание. Эти игры являются основой трудовых навыков и начинают привлекать детей примерно в два года. Наиболее подходящий возраст - 6 лет.


Психологи оценивают игру как деятельность ребенка дошкольного возраста, педагоги же используют её как метод воспитания. Поэтому они направляют и те игры, которые возникают по желанию детей, то есть содержание которых заранее невозможно предвидеть, чтобы и они оказывали воспитательное содействие. Кроме того, они вовлекают детей в заранее выбранные игры, чтобы развить стороны личности ребенка.

5. Творческие игры.

Составляют, самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольного периода. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры. Характерным для этих игр является жизнь детей, деятельности человека и отношение между людьми. Каждая творческая игра это как бы отображение мира в уменьшенном масштабе.

Значение творческих игр нужно видеть и в их глубоком воспитательном воздействии. Характер ребенка в большей мере формируется в игре и при помощи тех же игр. Поэтому очень важно уделять внимание детской игре, уметь понимать её смысл, характер и особенности, так как это имеет большое значение для использования её в воспитании.

В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает начала в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности.

В ролевой игре дети изображают людей, животных, работу и т.д.. Дети отличают игру от реальности, они осознают, например, что они не настоящие машинисты, что их поезд построен из бумаги. Доказательством тому служат слова «как будто бы, только так». Но, хотя дети сознают, что игра не настоящая жизнь, они по настоящему переживают свою роль, искренне выражая своё отношение к жизни, свои мысли, чувства. Они относятся к игре как к настоящему делу, И именно потому, что ролевая игра богата различными эмоциональными переживаниями, она оставляет в сознании ребенка глубокий след, который влияет на его отношение к окружающей действительности.

Одной из разновидностей творческих игр являются игры – драматизации. В этих играх дети изображают события на тему рассказа, сказки,повести, театрального представления.В них дети осваивают идею произведения развития действий, ход событий и их обусловленность. Творчество детей проявляется в том, что они правдиво изображают какой-либо персонаж художественного произведения. Так как в игре переживания героев часто сливаются с личными переживаниями ребенка и при этом ребенок прилагает большие усилия, чтобы изобразить героя как можно более правдиво и искренне, мы придаем играм-драматизациям большое воспитательное значение.


Следующим подвидом творческих игр являются конструктивные игры. Они направляют внимание ребенка на разные виды строительства, воспитывают конструктивные навыки, организуют и сближают детей, приобщают их к трудовой деятельности взрослых. В конструктивных играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и стремление научится с ним обращаться. Материалом для конструктивных игр могут служить конструкторы различных видов и размеров, естественный материал: песок, глина, камень, шишки. Из этого материала дети строят или по собственному замыслу, или по заданию воспитателя. Конструктивные игры имеют преимущественно творческий характер однако важно чтобы воспитатель облегчил детям переход от бесцельного нагромождения материала к продуманной постройке.

Все виды творческих игр представляют широкое поле для детской фантазии, создают благоприятные условия для развития наблюдательности, памяти, мышления и речи.

Игры с правилами. Эта группа игр дает возможность систематически упражняться в определенных навыках, что очень важно для физического и умственного развития, для воспитания характера и воли. Без них в детском саду трудно было бы проводить воспитательную работу.

Игры с правилами дети усваивают или друг от друга, или от взрослых. Многие из них переходят из поколения в поколение как на родные игры Они детям очень близки и интересны, потому что отражают детскую жизнь и труд взрослых. Однако в целом ряде народных игр отражается идеология и отношения старых формаций.

Игры с правилами по содержанию, способам осуществления можно разделить на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактически игры         развивают главным образом умственные способности детей. В них развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Игра увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие.

В младших группах важное значение имеют дидактические игры с игрушками. Хотя они не имеют богатого познавательного содержания, они положительно влияют на формирование представлений о качествах предметов и способствуют развитию направленного внимания, мышления и речи. Такие игры как например, «Что изменилось?», дидактическая задача которой заключается в упражнении детей в правильном назывании предметов и их действий, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. Или же игра "Найди предмет по описанию», задача которой заключается в воспитании и умения находить предмет по его наиболее характерным признакам; развитии наблюдательности, находчивости; в обучении детей описывать предмет не называя его; в воспитании выдержки.


Очень важны игры способствующие развитию слухового зрительного, вкусового, обонятельного, осязательного восприятия. Узнавание и определение предметов при помощи органов чувств не является самоцелью, но это ступень для дальнейшего ознакомления ребенка с окружающей действительностью. Например такие игры как «Узнай на вкус», упражняя детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький ), активизирует речь, развивает память, сосредоточенность, выдержку. Игра «Сова» приучает детей слушать стихотворение, понимать его смысл, действовать по сигналу.

Дидактические игры в старшей группе более сложны, например они помогают знакомить детей с различными видами труда. Так в игре «Кому что нужно для работы?» дети узнают о том, что людям помогают разные вещи, орудия труда; в ней воспитывается интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. В играх "Лото и домино" дети учатся сравнивать тождественные, сходные или противоположные предметы, классифицировать предметы или картинки по общим признакам ( игрушки; фрукты, посуда, цветы)

Широко используются словесные дидактические игры. Например, игра «Мыши» развивает речевую и двигательную активность детей; вырабатывает реакцию на словесный сигнал. Игры «Так бывает или нет?», «Радио» развивают логическое мышление, умение замечать не последовательность суждения.

Подвижные игры основаны на различных движениях. Содержанием подвижных игр является отображение окружающей действительности и энергичное движение. Например, в игре «Кошка и мышка» основное содержание составляет бег и увертывание, а в игре «Мыши в кладовой» еще и подлазание под веревку.

Однако необходимо учитывать, что продолжительность самих компьютерных игр – должна быть не более 10 минут. Это максимальное время в течение которого дети способны концентрировать внимание. При увеличении продолжительности игры могут проявляться признаки утомления, в результате чего дети начинают делать ошибки, которых не было в начале игры. Поэтому соблюдение временных рамок обязательно для достижения желаемых результатов.

Игра как метод воспитания детей в детском саду опирается на это общественное начало и использует его. Именно в этих условиях возникают и настоятельно осуществления широкие воспитательные задачи, связанные с повседневной деятельностью детского коллектива, такие как воспитание норм общественного поведения, привычек жизни в коллективе, формирование индивидуальности.