Файл: Корпоративная культура в организации (Управление проектами).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучение корпоративной культуры
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2 Типы корпоративной культуры
ГЛАВА 2. Методические вопросы исследования корпоративной культуры предприятия
2.1 Методы и подходы к исследования корпоративной культуры организации
2.2 Подходы к исследованию корпоративной культуры
ГЛАВА 3. Анализ корпоративной культуры организации
3.1. Анализ корпоративной культуры на примере ПАО «Сбербанк России»
3.2 Предложения по оптимизации корпоративной культуры в организации
Четвертое, экономико-социологическое направление исследований организационной культуры, не отрицая некоторого искусственно формируемого, направляющего, «программирующего» воздействия корпоративной культуры, предполагает все же более гибкий теоретический подход, основанный на понимании того, что организационная культура представляет собой сложную многоуровневую систему устойчивых социальных коммуникаций в трудовом коллективе, определяемых специфическими внутрикорпоративными нормами, ценностями, знаниями и опытом, опосредуемых специфическими символами, по-разному воспринимаемыми и по-разному воспроизводимыми различными социальными подгруппами в коллективе.
Для всестороннего рассмотрения вопроса обратимся к некоторым подходам исследуемой системы (таблица 2) [2, с. 62].
Таблица 2. - Подходы к изучению корпоративной культуры
Подходы |
Особенности |
Системный |
Данный подход, оказывает возможность рассматривать организацию как систему, тем самым раскрыть целостность объекта. Система и связи между ее единицами заслуживают особого внимания с точки зрения этого подхода. |
Социологический |
Дает возможность выявить, каким образом корпоративная культура зависит от социума, чем с точки зрения социального влияния обусловлены культурные явления, экономические отношения и др. |
Нормативно-ценностный |
Метод ориентирован на создание идеальной корпоративной культуры. Особое внимание уделяется значимости ее явлений для отдельно взятой личности и организации в целом. Подход вносит нравственное начало в корпоративную культуру, придает ей этическое, человеческое измерение. |
Институциональный |
Та или иная культура развивается в рамках какого-либо института. Данный подход ориентирован на изучение этих институтов. |
Антропологический |
В соответствии с подходом, культура организации обусловлена природой человека, потребностями, присущими каждому индивиду. Особое внимание уделяется именно биологическим мотивам поведения (на уровне инстинктов). |
Психологический |
Отличается глубиной анализа аспектов культуры, а соответственно, сложностью и теоретической обоснованностью применяемых методов. Изучает факторы поведения индивида: ценностные ориентации, цели, мотивы и др. |
Деятельностный |
В соответствии с этим подходом корпоративная культура — вид овеществленной деятельности, которая носит цикличный характер. Корпоративную культуру стали понимать как особую форму управления именно в рамках данного подхода. |
Критически-диалектический |
Конкретизирует предыдущий метод. Ориентирован на критический анализ, выявление внутренних противоречий в корпоративной культуре, а конфликт рассматривается как сила, движущая ее к изменениям. |
Компаративистский |
Его также называют сравнительным подходом. Основан на использовании опыта исследователей всего мира. Однако, применяя этот метод, стоит помнить о национальных различиях в культуре. |
Стоит отметить, что для анализа корпоративной культуры организации нами были выделены только наиболее известные и чаще всего применяемые инструменты.
Выводы ко второй главе.
Существует множество методов диагностик корпоративной культуры. Они включают изучение нормативно-методических документов, контент-анализ внутриорганизационной отчетности, изучение системы информирования и коммуникаций, а также различных процедур, связанных с работой персонала. Также качественные методы и количественные методы предполагают проведение опросов сотрудников. Существуют и другие способы получения информации для диагностики корпоративной культуры: опрос клиентов и поставщиков; фотографирование рабочего дня менеджера; групповое интервью; эксперимент и т. д
К подходам исследования корпоративной культуры относят: системный, социологический, психологический, деятельностный, нормативно-ценностный и т.д.
ГЛАВА 3. Анализ корпоративной культуры организации
3.1. Анализ корпоративной культуры на примере ПАО «Сбербанк России»
Сберегательный банк России имеет свою корпоративную культуру, на которой базируется деятельность организации. Культура распространяется на всех сотрудников организации, не смотря на занимаемую ими должность, что делает сотрудников компании едиными. Сбербанк прилагает максимальные усилия к формированию корпоративной культуры, которая соответствовала бы ценностям Банка, с одной стороны, и была бы комфортна для развития профессиональных навыков и реализации амбиций сотрудников, с другой. Важнейшей задачей при этом является формирование у сотрудников всех подразделений чувства единства и причастности к общему делу [26].
Для отражения культуры существует несколько документов.
В ПАО «Сбербанк России» действует такое положение, как «Кодекс корпоративной этики Сбербанка». Данный документ содержит миссию компании, основные ценности, поддерживаемые всеми сотрудниками компании, положения о соблюдении этики на работе и приверженности этичным практикам ведения бизнеса, а также положения о дозволенном раскрытии информации и ответственном лидерстве, и руководстве [10]. Таким образом, Кодекс регламентирует правила поведения, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками банка. Новые сотрудники при приеме на работу, подписывают «Декларацию о согласии с этическими нормами Сбербанка России», чтобы ознакомиться с этими правилами.
Так же существуют следующие положительные черты корпоративной культуры «Сбербанк России», среди которых можно выделить:
- рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы;
- традицию отмечать День Рождения компании;
- наличие униформы (делового стиля одежды);
- символику предприятия, выпуск различной продукции с этой символикой: ручек, календарей больших и малых форматов, папок, бланков и др.;
- комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учёбы, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов);
- проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу, посещение группы здоровья и др.;
- запись на видеопленку основных событий в жизни компании: конференций, семинаров, торжественных мероприятий и др.;
- выпуск рекламных и информационных бюллетеней, общественные связи со средствами массовой информации и др.
Говоря о корпоративной культуре, требуется затронуть такое понятие, как корпоративные ценности. Ниже представлены корпоративные ценности Сбербанка:
- Банк стремится к наивысшим стандартам обслуживания клиентов и совершенствованию банковских продуктов и услуг.
- Банк соблюдает законы, этические нормы и правила честного ведения бизнеса, безусловно выполняет свои обязательства и дорожит своей репутацией.
- Банк придерживается принципа нейтральности в отношении финансово-промышленных групп, политических партий и объединений, осуществляет свою деятельность в интересах клиентов и акционеров. - Банк не финансирует экологически вредные и социально опасные производства, проекты и программы.
- Банк учитывает социальную значимость своей деятельности и рассматривает социальный фактор наряду с экономическим. Банк развивает новые виды операций и направления деятельности, следуя принципам разумного консерватизма. Банк дорожит своими сотрудниками, создает условия, при которых каждый работающий в нем имеет возможность полностью реализовать свои способности, проявляет заботу о своих ветеранах. Банк чтит лучшие традиции российского предпринимательства, способствует их возрождению, сохранению и развитию [26].
Далее рассмотрим корпоративную культуру Банка относительно трёх главных составляющих: клиенты банка, акционеры и сотрудники. Клиенты Банка.
- банк видит своими клиентами всех граждан страны, организации, предприятия любой формы собственности, кредитные организации, другие финансовые учреждения, исполнительные органы власти, индивидуальных предпринимателей;
- банк стремится к установлению долгосрочных партнерских отношений с каждым клиентом;
- банк исключает дискриминацию клиентов по политическим, религиозным, национальным, возрастным или половым признакам;
- банк предлагает широкий спектр банковских продуктов и услуг, добросовестно выполняет взятые на себя обязательства;
- банк стремится к обеспечению высокого качества обслуживания клиентов, соответствующего международным стандартам;
- банк гарантирует конфиденциальность информации о своих клиентах. Эта информация может использоваться только в целях, предусмотренных действующим законодательством и внутренними документами Банка [10].
Акционеры Банка. Практика корпоративного поведения Банка направлена на обеспечение равного отношения к акционерам. Акционеры определяют основные направления развития бизнеса. Банк ответственен перед акционерами за обеспечение роста активов Банка, его прибыльности и внедрение в ежедневную практику норм и традиций корпоративного поведения российского бизнеса, отвечающих международно-признанным стандартам. Акционеры имеют право на регулярное, полное и своевременное получение достоверной информации о Банке и результатах его деятельности. Банк заинтересован видеть в числе акционеров своих стратегических партнеров, клиентов, рассматривающих участие в акционерном капитале как часть программы долговременного сотрудничества. Банк приветствует стремление сотрудников владеть его акциями и таким образом участвовать как в управлении Банком, так и в распределении прибыли [10].
Сотрудники Банка. Банк ценит и уважает своих сотрудников. Сотрудники - главное достояние Банка, поэтому отношения с сотрудниками строятся на принципах долгосрочного сотрудничества, взаимного уважения и безусловного исполнения взаимных обязательств.
Банк стремится к тому, чтобы каждый сотрудник проявлял уважительное отношение к традициям и истории Банка, искренне гордился тем, что он работает в Сбербанке России. Банк ценит в своих сотрудниках честность, порядочность, профессионализм, организованность, внутреннюю культуру и самодисциплину, умение работать на результат.
Банк следует принципу терпимого отношения к любым идеологическим, личностным и физиологическим различиям сотрудников. Индивидуальные особенности человека, не оказывающие негативного влияния на качество выполняемой им работы, не могут быть основанием для каких-либо ограничений в отношении сотрудника.
Банк поддерживает баланс между личными интересами сотрудников и интересами Банка: поощряет профессиональное и личностное развитие, заботится о здоровье и благополучии сотрудников и членов их семей. Банк создает условия, позволяющие каждому сотруднику реализовать свои творческие способности, получить возможность повышения уровня профессиональных знаний, иметь перспективу должностного роста.
Банк рассматривает повышение степени самостоятельности и ответственности сотрудников как существенный фактор улучшения качества персонала. Банк приветствует развитие сотрудниками следующих качеств:
- нацеленность на результат;
- ориентация на клиента;
- соблюдение корпоративных правил;
- профессионализм;
- умение работать в команде.
Банк ориентирован на поддержание стабильности коллективов и преемственности профессионального опыта персонала, поэтому банк организует взаимодействие между всеми сотрудниками на основе общих ценностей, обеспечивает функциональную интеграцию всех подразделений Банка. Каждый сотрудник вносит вклад в работу команды и несет ответственность за ее результат. Не менее важным показателем наличия культуры является высокая репутация и надежность Банка. «Сбербанк России» дорожит своей репутацией, укрепляет ее, обеспечивая выполнение всех обязательств в отношениях с клиентами, сотрудниками и акционерами; несет ответственность за корректность и достоверность своих маркетинговых и рекламных акций [26].
Банк строит отношения со своими конкурентами на принципах честности и взаимного уважения. Деловая репутация характеризуется надежностью, стабильностью и успехом. Надежность - основа репутации самого народного Банка, которая привлекает и удерживает клиентов. Устойчивость Банка, его доходность и эффективность управления ориентиры для клиентов [10].
Конечно, есть и некоторые недостатки действующей корпоративной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижению эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно.
К этим чертам относится отсутствие [26]:
- закреплённых письменно правил поведения;
- легенд и мифов о компании;
- конкурсов профессионального мастерства.
Но в целом, компания «Сбербанк России» обладает основными составляющими корпоративной культуры. Подводя итог, хотелось бы сделать выводы согласно теории Ф. Харриса и Р. Морана, рассматривающей содержание культуры на основе 10 характеристик [27, с. 408]: