Файл: Особенности коммуникаций в организации (Методические основы исследования эффективности межличностных коммуникаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Методические основы исследования эффективности межличностных коммуникаций

Целью проведенного исследования являлось выявление проблемы культуры делового общения в процессе общения. Для этого был проведен такой вид опроса как анкетирование, предполагающий выборку-30 респондентов. Анкета - опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. Составление, распространение, изучение анкеты называется анкетированием. Оно применяется в общественных науках, при переписях населения, изучении общественного мнения.

По собранным анкетам был проведен анализ, который представлен во втором разделе.

Чтобы раскрыть тему моей курсовой работы я использовала анкету, которые предназначалась руководству организации и рабочим.

Анкеты состоят из 30 вопросов и «паспортички», которые позволяют узнать есть ли культуры делового общения у организации, какая она и как сформирована корпоративная культура в этой организации.

Предметом исследования является проблемы культуры делового общения.

Объектом исследование является весь персонал работающий в ГБОУ СПО «Бизнес колледж»

Все вопросы анкет поделены на три блока:

Часть 1 Анализ организационной культуры и её влияние на деловое общения в ГБОУ СПО «Бизнес колледж»

Часть 2. Анализ культуры делового общения в организации

Часть 3. Анализ использования элементов культуры в деловом общении

Чтобы полученная социологическая информация начала активно служить, её необходимо проанализировать. Существуют специальные формы отображения данных. В целях наглядности в своей курсовой работе я применю графический способ отображения социологических данных.

После анализа будут предложены рекомендации по устранению выявленных в ходе исследования проблем в организации.

Для комплексного изучения вышеперечисленных аспектов в программу исследования вошли следующие методики:

1. Тест коммуникативных умений Михельсона

Цель: Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Стпень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирвать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике.


2. Методика измерения межличностных отношений (Методика Т.Лири).

Процедура служит для многоаспектного измерения межличностных отношений в группе и для самооценки личности по свойствам, имеющим значение в процессе взаимодействия. Методика позволяет выявить уровень и направленность межличностных притязаний, зоны сильных конфликтов.

3. Методика определения стратегии поведения в конфликтной ситуации (методика К.Н.Томаса)

Назначение: с помощью методики можно выявить типичные для индивида способы реагирования в конфликтных ситуациях, в какой мере он склонен к сотрудничеству или соперничеству, избегает ли конфликтных ситуаций или способен идти на компромисс, приспосабливаться. Можно в какой-то мере оценить степень адаптации подчиненного в коллективе, выявить тех, кто старается обострить обстановку.

4. Математическая обработка результатов производилась с помощью t- критерия Стьюдента для несвязных выборок. Критерий позволяет найти вероятность того, что оба средних значения в выборке относятся к одной и той же совокупности. Данный критерий наиболее часто используется для проверки гипотезы: «Средние двух выборок относятся к одной и той же совокупности».

ГЛАВА 2. Анализ коммуникаций и эффективности системы делового общения в организации ГБОУ СПО «Бизнес колледж»

2.1. Анализ организационной культуры и её влияние на деловое общения в ГБОУ СПО «Бизнес колледж»

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Профессионально-Бизнес колледж - одно из старейших средне-профессиональных образовательных учреждений области.

Приоритетным направлением работы колледжа является формирование духовно-нравственных начал личности студентов, создание условий для их самоопределения и самореализации, повышения конкурентоспособности и социально-экономической защищенности выпускника в будущем. Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и среди широкой общественности.


Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования ГБОУ СПО «Бизнес колледж» создано на основании постановления Правительства области от 19.10.2004 г. № 724-ПП «Об участии органов исполнительной власти города, объединений профсоюзов и работодателей в развитии учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом потребности экономики города в квалифицированных рабочих кадрах».

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования ГБОУ СПО «Бизнес колледж» является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.

Учредителем Колледжа от имени правительства является Департамент образования города. Он же является вышестоящим органом управления.

В своей деятельности Колледж руководствуется Конвенцией о правах ребёнка (1989г., ООН), Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Законом города «О развитии образования в городе», Городской целевой программой развития начального и среднего профессионального образования «Рабочие кадры» (2008-2010гг.), Типовыми Положениями об образовательном учреждении СПО и НПО, федеральным законодательством и законодательством города Москвы, нормативно-правовыми актами Департамента образования, договором между Учредителем и Колледжем, Уставом и локальными актами Колледжа. Колледж является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс и лицевой счет. Колледж финансируется из бюджета города Москвы в соответствии с ежегодно утверждаемыми нормативами бюджетного финансирования.

Полное наименование Колледжа: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования ГБОУ СПО «Бизнес колледж».

Сокращенное наименование Колледжа:

ГБОУ СПО «Бизнес колледж»

Организационно-правовая форма:

Государственное учреждение

В своей деятельности Колледж осуществляет следующие задачи:

  • интеграция общего и профессионального образования;
  • формирование у обучающихся реального опыта трудовых и производственных отношений путем реализации комплексных программ, профессионального образования, социальной адаптации и трудоустройства на учебно-производственных участках Колледжа;
  • формирование модели и практических механизмов непрерывного профессионального образования;
  • разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки, обеспечивающих: трудоустройство, формирование интеллектуальных и предпринимательских способностей;
  • подготовка квалифицированных специалистов, сочетающих профессиональную компетентность с высокой культурой;
  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
  • удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;
  • формирование у студентов гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

В Колледже реализуются основные профессиональные образовательные программы НПО, СПО (базового и повышенного уровня), дополнительного профессионального образования в соответствии с Типовыми положениями и четко просматривается принцип непрерывности образования:

Основное общее и среднее (полное)

общее образование

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Рис. 2.1 Структура образовательного процесса

Образовательная деятельность ГОУ СПО «Бизнес колледж» осуществляется на основе Лицензии (№ 289686, Серия «А», регистрационный номер 023582 от 20.02.2008 г. Департамента образования) и приложения № 001 к данной Лицензии на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам, направлениям и специальностям.

Управление Колледжем осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уставными требованиями и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Высший орган самоуправления – Совет Колледжа. Непосредственное управление Колледжем осуществляет прошедший аттестацию директор. Управление образовательным процессом осуществляется администрацией и Педагогическим Советом через преподавателей, мастеров производственного обучения, классных руководителей и руководителей дополнительного образования.

Одним из главных направлений деятельности Колледжа является совершенствование собственной нормативно-правовой базы.

В настоящее время разработано и действуют 54 локальных актов, среди которых такие важные, как Положения: «Об учётной политике», «О работе комитетов по охране труда», «О стипендиальном фонде», «О производственном обучении и производственной практике», «Об учебной практике», «О технологической практике», «О практике преддипломной (стажировке)». Разработана новая номенклатура дел, составлен Коллективный договор, обновлены и доработаны 104 инструкции по охране труда, полностью разработаны должностные инструкции всех работников Колледжа (84). Все локальные нормативно-правовые документы и организационно-распорядительная документация полностью соответствуют действующему законодательству и Уставу учебного учреждения.

Изучение первой части анкеты позволило получить информацию о отношении работников фирмы к вопросам управления и манипулирование собеседником в процессе общения.


Так ответы на первый вопрос «Лгать и обманывать нельзя ни при каких обстоятельствах?» (Рис. 2.2. Все диаграммы по опросу даны в приложении 2) позволило однозначно определить, что работники фирмы допускают использование лжи при определённых условиях (50%), а также считают использование обмана вполне приемлемым поведением при общении.

Только меньшая часть опрошенный не приемлет использование лжи в своей жизни.

Среди опрошенный сотрудников 47% полагают, что если кто-то ради выгоды говорит то, что желает услышать собеседник, а совсем не то, что действительно думает, то в ряде случаев это можно допустить. Ещё 20% считают это нормальным поведением.

Только 33% полагают что это не лучший способ прийти к цели, и это может привести в дальнейшем к ухудшению нормальных отношений с человеком.

Большинство опрошенных работников можно отнести к реалистам (Рис. 2.4) (70%), поскольку они здраво оценивают сложившейся порядок вещей и готовы использовать приёмы манипулирования при необходимости. Только для 17% предпочитают видеть в людях «Хорошее». Зачастую именно они становятся жертвами манипулирования.

Изучение вопроса 4 «Нормальный человек никогда не будет добросовестно работать, если он не будет получать приличное вознаграждение и при отсутствии контроля?» позволило определить что большинство работников ориентировано на теорию «Х» Дугласа МакГрегора.

Соответственно по отношению к ним вполне применимы приёмы манипулирования и «запугивания» при достижении цели подразделения или организации. 39% вполне это допускают по отношению к определённым работникам. Можно заключить что в организации будет наиболее оптимальным использование автократического стиля управления, который допускает использования приёмов «управления собеседником».

Также исследование показало, что практически половина работников полагают что самостоятельно сделать карьеру в организации чрезвычайно трудно и для этого нужны значительные усилия (Рис. 2.6.).

Также 47% опрошенных считают что только через связи можно сделать карьеру на фирме. Всё это негативно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе и приводит г развитию благоприятной среды для различных форм манипулирования работниками. В дальнейшем это может сказаться на значительном снижении удовлетворённости работников и понижению производительности их труда.

Таким образом, для дальнейшей работы остаются только положительные ценности, которые нужно поддерживать и которые нужно сформировать.