Файл: Особенности коммуникаций в организации (Методические основы исследования эффективности межличностных коммуникаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данного исследования заключена в том, что организационная культура управленческого общения сегодня выступает в определенной степени в качестве рычага управленческого воздействия, одним из методов скрытого управления трудовым коллективом, способным ненавязчиво привить персоналу определенные ценности, традиции, нормативные образцы поведения, ведущие к организационному единству.

Степень изученности проблемы. Изучение организации как культурною феномена берет свое начало в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, Ч.Бернарда и Г.Саймона. Ученые сталкивались с тем фактом, что одни и те же управленческие действия в различных организационных средах могли вызвать диаметрально противоположные реакции.

В результате на свет появляются теории организационной культуры, отличительной особенностью которых можно считать отсутствие достаточной ясности и согласованности в понимании основного понятия, а также в определении системы оценок, представлений, образцов поведения, с помощью которых фиксируются отношения организации с окружающей средой.

Проблемам профессиональной и организационной коммуникации посвящены работы Е. В. Вагановой, Э. А. Капитонова, В. В. Козлова, В. Я. Кочергина, И. А. Мазаевой, Т. Н. Персиковой, Г. Г. Почепцова, А. А. Селютина, В. А. Спивака, О. Г. Усановой, Е. В. Харченко, Ф. И. Шаркова, Э. Х. Шейна, О. В. Шефер, Л. А. Шкатовой и др.

Целью данной работы выступает исследование влияния межличностных коммуникаций на эффективность работы организации.

В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:

  • Анализ основных дефиниций, сущности организационной культуры, исследование основных элементов культуры.
  • Оценка современного состояния организационной культуры в учреждениях, анализ технологий и моделей формирования организационной культуры
  • Анализ организационной культуры в организации, на примере учреждения ГБОУ СПО «Бизнес колледж».

Предметом данного исследования являлся изучение влияния межличностных коммуникаций на эффективность работы строительной организации

Объектом исследования являлось изучение межличностных коммуникаций в управленческом общении ГБОУ СПО «Бизнес колледж».

Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и российских специалистов в области менеджмента по изучаемой проблеме, анализ современной практики формирования организационной культуры.


В ходе анализа использовались, диалектический метод, системный подход, методы сравнений, обобщений и аналогий, контент-анализ.

Эмпирической базой работы являются материалы периодической печати и глобальной сети Интернет, данные опубликованные в статьях, монографиях, публикациях, проанализированные и обобщенные в работе.

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния межличностных коммуникаций на эффективность организации

1.1. Понятие, формы и методы коммуникаций в управлении

Поскольку менеджер исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем чтобы выразить цели организации и достичь их, качество обмена информацией может влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы результативные коммуникации.

Хотя общепризнано, что коммуникации имеют большое значение для успеха организаций, опросы показали, что 63% английских, 73% американских и 85% японских руководителей считают коммуникации основным препятствием на пути достижения эффективности их организациями. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, мы должны учиться уменьшать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более результативными менеджерами. Эффективно работающие руководители — это те, кто результативны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, располагают хорошо развитым умением устного и письменного общения и постигают, как среда влияет на обмен.

Коммуникация и информация отличные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передает, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие двух людей.

Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: слышать, видеть, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени понимания.


Термин «коммуникация» проистекает от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается наладить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть обусловлена как передача не просто информации, а значения с помощью символов

К первой группе принадлежат коммуникации, которые представляют собой информационное взаимодействие со средой: это средства массовой информации, потребители, органы государственного регулирования, надзор за качеством продукции, политические группы, комитеты, поставщики и т.п. Возникновение коммуникаций внутри учреждения в виде собранной, телефонных переговорах, обсуждений, отчетов и т.д., как правило, являются реакцией на воздействие среды.

Эффективная межличностная коммуникация очень важна для успеха в управлении.

Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей в рамках различных событий.

Во-вторых, межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью (Рис 1).

Рис. 1.1. Схема информационного процесса

Коммуникации - процесс передачи информации от субъекта к субъекту. Три типа субъектов - а) личность; б) группа; в) организация. Формы передачи: а) письменно; б) устно; в) жестами, позами и т. д.

Уровни коммуникаций:

1. Коммуникации между фирмой и внешней средой: потребители, поставщики, конкуренты.

2. Коммуникации между уровнями власти и подразделениями - вертикальные.

3. Коммуникации по нисходящей: сверху вниз (руководитель - подчиненные) вертикальные.

4. Коммуникации по восходящей: снизу вверх (подчиненные -руководитель) вертикальные.

5. Коммуникации между различными отделами (подразделениями) диагональные.

6. Коммуникации между руководителем и рабочей группой под решение проблемы.

1.2. Понятие коммуникационных технологий в современном управлении

Для использования современных коммуникационных технологий, которые позволяют осуществлять эффективную координацию операций бизнес-процессов территориально распределенных структурных подразделений нефтедобывающего учреждения или предприятий партнеров на основе использования глобальной вычислительной сети, приводящих к созданию виртуальных компонентов организационной структуры, необходимо рассмотреть полную схему информационного обеспечения бизнес-процесса материально-технического обеспечения организации, включая предварительную декомпозицию и содержание


В настоящее время становится все более очевидным, что последние десятилетия XX в. явились переломным рубежом в развитии мировой цивилизации. Глубокой модернизацией охвачены основные сферы жизнедеятельности общества и государства: взаимодействие с природой, общественные отношения, социальная регуляция. Можно говорить о завершении индустриального периода эволюции цивилизации и начале другого — «информационного, специфической особенностью которого является опосредованность деятельности людей в основных сферах общественной жизни развитой информационной инфраструктурой. Доминирующим фактором постиндустриального этапа развития выступает феномен, который в научной литературе определяется как «информационная революция»[1].

Э. Тоффлер в своей концепции «трех волн» указывал на информационную революцию как на последнюю в ряду трех великих технологических революций: аграрной, индустриальной, информационной»[2]. А.И. Ракитов, отмечая перманентный характер информационных революций, выделяет, «что все социальные и технологические революции, имевшие место в процессе развития цивилизации, были в значительной мере детерминированы пятью информационными революциями. Пятая информационно-компьютерная революция связана с появлением и оформлением социальных функций, для осуществления которых на определенном уровне общественного развития необходима новая технология. Это функция управления и контроля над общественным производством и социально значимой деятельностью, функции общения, памяти, совершенствования материального производства, познания»[3].

Феномен современной информационной революции — «результат двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, совершенствования технологии ее накопления и распространения»[4].

В последние 30 лет политологи, экономисты, социологи, философы и государственные деятели стали активно использовать новый термин -«информационное общество». Это явление «отражает объективную тенденцию нового витка эволюции цивилизации, связанного с появлением новых информационных и телекоммуникационных технологий, новых потребностей и нового образа жизни. Мы вошли в этап развития, когда информация стала одной из основных ценностей в жизни людей. Общая сумма знаний в прошлом веке удваивалась за пятьдесят лет, в середине XX века за десять лет, в последние годы каждые пять лет, с 1985 года за двадцать месяцев. По определению Н. Винера «век энергетики» и «техники сильных токов» сменяется «веком информации» и «техники слабых токов», то есть электроникой и связью»[5].


Существует множество определений понятия информации, они сложны и противоречивы, особенно сейчас, когда происходит переосмысление ее роли в жизни человека.

Информация — уникальный ресурс, «создаваемый самим обществом в процессе его жизнедеятельности. Понятие «информация» относится к числу таких общефилософских категорий, как «пространство», «время», «движение», «энергия». Было сделано много попыток дать общее определение информации, но ни одна из них не привела к результату, с которым бы согласились все»[6].

Для экономистов информация — «это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций»[7]. В рамках принятия решений информация - «все те сведения, знания, сообщения, которые помогают решать определенную задачу»[8]. С точки зрения кибернетики информация «уничтожает

Информация имеет значение, если ею можно воспользоваться, поэтому понятие информации неразделимо с понятием информационных процессов.

Ряд ученых утверждает, что информация присуща живым существам и кибернетическим устройствам (кибернетический подход), другие отстаивают такую точку зрения, что информация является всеобщим атрибутом всех видов материи (атрибутивный подход).

Урсул А. Д. придерживается иной точки зрения. Он считает, ч»то, если понятие информации и связанные с ним методы исследования применяются в науках о живой природе, то можно сделать вывод — информация присуща и системам неживой природы»[9].

Эту же точку зрения разделяет и академик В. М. Глушков: «Информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровож даются все протекающие в мире процессы. Информацию несут в себе не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест листвы и т. д.»[10].

Информационный процесс – «процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных.[11]

К информационным процессам относятся: передача информации; получение информации; хранение информации; обработка информации и ее представление для использования; использование информации»[12].