Файл: Особенности коммуникаций в организации (Методические основы исследования эффективности межличностных коммуникаций).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие, формы и методы коммуникаций в управлении
1.2. Понятие коммуникационных технологий в современном управлении
1.3. Методические основы исследования эффективности межличностных коммуникаций
2.1. Анализ организационной культуры и её влияние на деловое общения в ГБОУ СПО «Бизнес колледж»
2.2. Анализ особенностей межличностных коммуникаций в организации
Так, рассмотрены самые надежные тесты, проверенные многими исследователями: тесты, позволяющие изучить ценности: терминальные и инструментальные сотрудников ГБОУ СПО «Бизнес колледж» и реализованность их в жизни людей, степень групповой сплоченности, благоприятность психологического климата в коллективе и климат деловой, творческий и нравственный в ГБОУ СПО «Бизнес колледж».
Эффективное взаимодействие сотрудников ГБОУ СПО «Бизнес колледж» в коллективе может быть обусловлено рядом психологических особенностей, личностных качеств сотрудников и благоприятностью психологического климата в коллективе, т.е. совокупность как внешних, социально-психологических факторов, и внутренних, т.е. индивидуально-психологических параметров.
В исследовании рассматривалась взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и межличностного взаимодействия в коллективе, которые могут активно использоваться в успешной деятельности организации.
Данные представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Коэффициенты корреляции между показателями по тестам, определяющим психологический климат и рангом терминальных ценностей
Терминальные ценности/ тесты |
ТЦ1 |
ТЦ3 |
ТЦ4 |
ТЦ6 |
ТЦ7 |
ТЦ13 |
ТЦ18 |
Групповая сплоченность Сишор |
-0,5 |
-0,743 |
0,477 |
||||
Диагностика делового климата |
0,445 |
0,516 |
|||||
Диагностика творческого климата |
|||||||
Диагностика нравствен. климата |
|||||||
Психологич.климат по Шелесту |
-0,614 |
0,498 |
Анализ данных позволяет сравнить показатели психологического климата в плане нравственном, творческом и моральном относительно терминальных ценностей для сотрудников.
Ранг ценности интересная работа (ТЦ4) повышается при увеличение групповой сплоченности (по Сишору), а значимость ценности развлечения
(ТЦ 13) снижается при увеличение групповой сплоченности (по Сишору). Ранг ценности активная деятельная жизнь (ТЦ1) повышается при снижении делового климата в трудовом коллективе, такое явление происходит во время перерыва, праздников когда люди на некоторое время отвлекаются от работы, занимаясь эмоционально-насыщенными мероприятиями. Чем лучше психологический климат в организации, тем выше ранг ценности здоровье (ТЦ 3), это говорит о том, что сотрудники направляют свою энергию на успешную деятельность организации, не подрывая при этом собственного здоровья. Значимость ценности любовь (ТЦ6) снижается при повышение благоприятности психологического климата. Ранг ценности материально обеспеченная жизнь (ТЦ 7) повышается при увеличении групповой сплоченности. Ранг ценности уверенность в себе (ТЦ 18) снижается при повышении делового климата в коллективе, что говорит о недостаточном опыте в данной сфере деятельности у некоторых сотрудников.
Исследования инструментальных ценностей сотрудников организации выявили данные, представленные в таблице 2.8.
Ранг ценности независимость (ИЦ 6) повышается при большей благоприятности психологического климата в коллективе (по Шелесту). Значимость ценности ответственность (ИЦ 9) повышается при неблагоприятном психологическом климате в коллективе. Ранг ценности эффективность в делах (ИЦ 18) повышается при увеличении групповой сплоченности, творческого и делового климата в коллективе, что улучшает деятельность организации в целом.
Таблица 2.8
Коэффициенты корреляции между показателями по тестам определяющим психологический климат и рангами инструментальных ценностей.
Инструментальные ценности/тесты |
ИЦ6 |
ИЦ9 |
ИЦ18 |
Групповая сплоченность Сишор |
0,531 |
-0,446 |
|
Диагностика делового климата |
-0,544 |
||
Диагностика творческого климата |
-0,466 |
||
Диагностика нравственного климата |
|||
Психологический климат по Шелесту |
-0,452 |
Анализ коэффициента корреляции между показателями по тестам определяющим психологический климат и реализованностью терминальных ценностей сотрудников организации, показывает, что чем выше групповая сплоченность (Сишор), тем ниже реализованность ценности здоровья (ТЦ3%) в данном коллективе, это говорит о том, что сотрудники жертвуют здоровьем для успешности межличностного взаимодействия. С увеличением групповой сплоченности (Сишор) и делового климата, увеличивается и реализованность ценности интересная работа (ТЦ 4%), это происходит при правильно поставленной и верно контролируемой задачи руководством.
При благоприятном психологическом климате в коллективе, возрастает реализованность ценности красота природы и искусства (ТЦ 5%), так как люди чувствуют себя социально защищенными в организации, видят внимание и поддержку руководства и успешно работают на благо организации. Реализованность ценности материально обеспеченная жизнь (ТЦ 7%) развивается и становится более значимой при повышении сплоченности группы. При повышении реализованности в творчестве (ТЦ17%) повышаются деловой и творческий климат в коллективе, т.к. люди концентрируются, используя, креативность успешно выполняют поставленные задачи.
Таблица 2.9
Коэффициенты корреляции между показателями по тестам определяющим психологический климат и реализованностью терминальных ценностей сотрудниками организации.
Реализованность т.ценностей/ тесты |
ТЦ3% |
ТЦ4% |
ТЦ5% |
ТЦ7% |
ТЦ17% |
Групповая сплоченность Сишор |
-0,564 |
0,623 |
0,582 |
||
Диагностика делового климата |
0,573 |
0,473 |
|||
Диагностика творческого климата |
0,49 |
||||
Диагностика нравственного климата |
|||||
Диагностика п.климата по Шелесту |
0,594 |
Анализ коэффициента корреляции между показателями по тестам определяющим психологический климат, групповую сплоченность и реализованность инструментальных ценностей сотрудниками организации, показывает, что чем выше уровень творческого климата в группе, тем выше реализованность ценности аккуратность, чистоплотность (ИЦ 1%), желание сотрудников совершенствоваться даже в мелочах, играет не последнюю роль в организации деятельность.
Реализованность ценности жизнерадостность (ИЦ 4%) успешно развивается при увеличении групповой сплоченности и при развитом деловом и творческом климате в организации. Реализованность ценности ответственность (ИЦ 9%) повышается при благоприятности психологического климата, т.е. и делового и творческого и нравственного климата в коллективе. Реализованность ценности самоконтроль (ИЦ 11%) увеличивается, в благополучном творческом климата в фирме. При снижении реализованности ценности терпимость (ИЦ 14%) снижается благоприятность психологического климата в фирме, данная ситуация приводит к конфликтам, усложнению межличностных отношений, что неблагоприятно сказывается на успешности трудовой деятельности. Реализованность ценности честность (ИЦ 15%) снижается при увеличении групповой сплоченности, что говорит о принудительных действиях со стороны руководства, неточно сформировавших данную группу, или неверно поощряющих ее, что ведет к искусственной групповой сплоченности.
Таблица 2.10
Коэффициенты корреляции между показателями по тестам определяющим психологический климат, групповую сплоченность и реализованностью инструментальных ценностей сотрудниками организации.
Реализованность инструментальных ценностей |
ИЦ 1% |
ИЦ4% |
ИЦ9% |
ИЦ11% |
ИЦ14% |
ИЦ15% |
Групповая сплоченность Сишор |
0,583 |
-0,488 |
||||
Диагностика делового климата |
0,497 |
0,587 |
||||
Диагностика творческого климата |
0,47 |
0,454 |
0,502 |
0,514 |
||
Диагностика нравственного климата |
0,495 |
|||||
Диагностика п. климата Шелеста |
0,445 |
Благоприятный психологический, деловой и творческий климаты в организации могут объясняться уровнем образования, мотивацией и отношением к выбранной профессии. Так, испытуемые в группе сотрудники в большинстве своем имеют, высшее или незаконченное высшее образование. Основная мотивация испытуемых группы при выборе своей профессии и желании работать в данной фирме: были работа в крупной, стабильной организации, с развитым уровнем корпоративной культуры и благоприятным психологическим климатом в фирме. Сотрудники группы в основном уверены в том, что сделали правильный выбор сферы деятельности.
Подводя итог, отметим, что были рассмотрены общие характеристики развития теоретических представлений ценностей, ценностно-смысловых ориентаций личности и межличностных взаимодействий, исследовали особенности межличностного взаимодействия в коллективе ГБОУ СПО «Бизнес колледж». Изучили ценностно-смысловые ориентации сотрудников организации, групповую сплоченность данного коллектива и степень психологического климата, делового, творческого и нравственного в данной организации. Так же изучили данные реализованности личных ценностей испытуемых в жизни.
Выявили взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций с эффективностью межличностного взаимодействия сотрудников.
В ходе корреляционного анализа сотрудников организации были выявлены статистически значимые взаимосвязи рангов значимости профессиональных ценностей с качествами личности, определяющими профессионализм сотрудника: независимость, самоконтроль, осмысленность жизни и эффективность в делах.
Положительная корреляция была выявлена при групповой сплоченности, благоприятном деловом климате в коллективе, с такой реализованной ценностью как интересная работа.
Так же положительная корреляция просматривается при реализованности ценности материально обеспеченная жизнь, которая взаимосвязана в хорошо сплоченном коллективе. И ещё положительная корреляция прослеживается при реализации инструментальной ценности жизнерадостность, которая развивается в хорошо сплоченной группе, где деловой и творческий климат способствует совершенствованию сотрудников.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведя анализ данной темы можно отметить следующее. Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.
Коммуникация представляет собой обмен значениями (информацией) путем передачи сообщений через различные средства (слова, знаки, поведение, материальные артефакты).
Коммуникационный процесс — обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникации — достичь понимания обмениваемой информации, т.е. сообщения. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.
В ходе проведенного исследования рассматривалось влияние ценностно-смысловых ориентаций сотрудников ГБОУ СПО «Бизнес колледж» на эффективность их межличностного взаимодействия.