Файл: Понятие и признаки правового государства ( Понятие и основные черты правового государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-третьих, правовое государство обязано признавать права и законные интересы человека и гражданина, которые являются непосредственно действующими. А это может означать «производность» от них других прав граждан в экономической, социальной, политической и иных сферах, а также, что конституционные права и свободы первичны. Ориентация государственных органов на обеспечение и охраны прав и свобод граждан должна быть целевой и функциональной.

В-четвертых, от правового государства зависит такое устройство власти, которое должно давать гарантии в справедливости решений и действия и одновременно права личности. Исторически этой цели служит известная концепция разделения властей, которая все больше получает в последнее время признание и в России.

Можно сказать, что более современной и полной трактовкой правового государства можно назвать тезис о «управлении государственными делами на основе права». Он позволяет более точно показать различные структуры, органы и их строго правовую компетенцию для исполнения функций, которые присущи для государства.

В-пятых, для правового государства характерно правильное сочетание норм национального и международного права. Оно обязано обеспечивать свой суверенитет и признавать приоритет международно-правовых принципов и норм. А это указывает на легальный путь для того, чтобы Россия могла активно принимать участие в делах международных организаций и межгосударственных объединений, развивать сотрудничество с большинства государствами. Договорные, модельные и другие нормы предоставляют возможность регулировать «правовое пространство» в областях, которые представляют интерес для некоторых или многих государств.

В-шестых, глубокое проникновение идей правового государства в жизнь личности, общества и государства должно означать признание и использование определенных принципов. Здесь говорится о согласованности публичных и частных интересов, правовых границах деятельности, об ответственности за принятые решения и действия и т.д.

Конечно, выше перечисленные условия построения правового государства отражают как его концепцию, так и нормативную модель.

В практической деятельности России, равно как и иных государств, все больше можно увидеть нарушение конституционных и других правовых норм, проявление коррупции, а это ведет к «теневому» праву и заметным отклонениям от нормативно-ценностных ориентиров, идет разрыв между словесным и письменным признанием и реальными делами. Степень отклонения не должна менять концепции и модели. Так, Россия как правовое государство имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой характер. Оно оптимизирует виды деятельности в обществе и условия жизни в нем. Но, к сожалению, не все элементы правового государства развиты в равной степени, «нагромождение» актов не сопровождается иными процессами. Идет отставание практики от правовых моделей, и пока органы власти и все граждане не освоят их в полной степени, государство нельзя признать правовым и фактически адекватным его принципам. Путь к этому очень сложный и продолжительный.


На современном этапе, под формированием правового государства понимают взаимодействие правовых отношений между обществом и государством, между государственными структурами власти должно быть взаимодействие социальной, правовой и политической области. Поэтому для того, чтобы построить и развить настоящее, эффективное правовое государства, как в России, так и за рубежом нужно:

- повысить правовую культуру граждан;

- заниматься правовой культурой индивида, а это ведет к преодолению и искоренению правового нигилизма;

- необходимо уметь формировать и поддерживать экономический потенциал, и материально-техническую базу государства с высокоэффективными технологиями, которые могут обеспечить достойный уровень материального благосостояния граждан;

- обеспечивать ответственность и профессионализм в работе правоохранительных органов и судебной власти;

- необходимо уметь преодолеть возникшие преграды между органами гражданского общества и государственным институтом.

Когда коэволюция и синергетика связи человек – общество – государство, будут связаны и ведомы правом, и будут превращены в реально действующий механизм, тогда можно говорить об обеспечении целей и интересов определенного субъекта, о развитии общества в подлинно демократический политический режим

«Человек для государства и государство для человека под эгидой права» - это важнейший лозунг и нужный правовой девиз для современной России.

3.2 Специфика формирования гражданского общества в РФ

На современном этапе построение гражданского общества в России осложнено многообразием проблем, процесс ускорения строительства гражданского общества не может происходить только за счет усилий власти (через создание законов и иных правовых механизмов).

Повышенное внимание общества в поиске своего пути развития страны - основной признак несформированности политической нации или глубочайшего кризиса национально-гражданской идентичности. Эти два признака характерны и для современной России. Так, советского общества уже нет, а обновленное, российское, еще не сформировалось. В результате преобразований, которые произошли на современном этапе в российском обществе, все социально-политические отношения были подвергнуты глубочайшим изменениям.


Повышенное внимание к теме гражданского общества не является случайным, так как его формирование - одна из самых главных задач современной российской политической и общественной жизни.

Понятие о гражданском обществе более четко дал В. Ю.Сморгунов. По его мнению, «…гражданское общество - это комплексный социальный организм, который пребывает в состоянии постоянного изменения. Гражданское общество всегда может влиять на жизнь каждого российского гражданина и является сложно организованным феноменом общественных связей и организаций, с помощью которых идет взаимоотношение индивидов, их социализация и самореализация».[34]

С таким определением можно согласиться, так как в нем рассмотрены основные черты гражданского общества: самоорганизация, инициативность и объединение граждан в разных сообществах.

Но все же специфика российского государства заключается в том, что развитие самого гражданского общества осложнено разными проблемами. Так, можно выделить несколько проблем, которые характерны для современного российского государства.

Во-первых, наличие формально-правовых норм в современном российском обществе пока не отвечает требованию системности. Они являются неполными и противоречат друг другу.

Во-вторых, большая часть неолиберальных реформ конфликтует с социальным представлением и ожиданием русского народа.

В-третьих, государство не в полной мере как нужно контролирует выполнение законов.

В-четвертых, социологи указывают на недостаточную правовую культуру россиян, как части культуры политической.[35]

Если провести анализ приведенные фактов, то можно точно сказать, что три фактора из четырех, являются препятствием для создания гражданского общества и три из них порождены самим государством, и только одно – со стороны общества, выражается в низком уровне правовой культуры. Исходя из этого, видна диспропорция, и не в пользу государства.

Хотелось бы отметить, что российский народ просто утратили веру, которая возникла у него в связи с принятием Конституции 1993 г. Конечно, тяжело вернуть эту веру людям в возможность преобразований в отношении прав и свобод человека, которые закреплены нормативно.

К выделенным проблемам можно отнести и пятую проблему, которую обозначил ученый-правовед С.С. Худяков. Он указывал на достаточно свежий отпечаток советского прошлого, которое, к сожалению, нелегко убрать из головы россиян и практики управления.[36]


Конечно, можно согласиться с этим тезисом и отметить следующее: сложным в этой проблеме является особое понимание российского народа государства, о его силе и покровительстве. В этом в основном можно увидеть неспособность к самостоятельности граждан, которая предусматривает, прежде всего, ответственность.

В-шестых, нельзя обойти такой момент, как особая ментальность русского народа, которая присуща только ему. Государство, и вместе с ним все институты управления со времен веков, обществом воспринималось как силовой аппарат, механизм давления и воздействия, но не наоборот. Не было достаточно твердых исторически сложившихся способов реализации интересов широких масс.

Из шестой проблемы выходит и седьмая - это особенности бюрократического российского аппарата, который имеет глубокие исторические корни.

Необходимо сказать, что аппарат управления в российском государстве был особым институтом, который достаточно независим от того общества, интересы которого, как казалось бы, должен защищать.

Чиновники независимо от «ранга и чина» живут особой жизнью, и подчиняются особым своим определенным нормам и законам: «в себе и для себя».[37]

В процессе взаимоотношений индивида, общества и государства в российских условиях приоритет всегда отдавался государству. Именно оно являлось источником социальных инициатив.

Параллельно с этим в русском обществе существовали и развивались формы общественного самоуправления, как сословные, так и общегражданские.

Россия упорно хочет соответствовать правовым нормам, которые выработаны в Европе. Государственные деятели предпринимали и предпринимают попытки по созданию правовых нормативных актов, которые прямо или косвенно могли бы помочь построить гражданское общество в России, которое бы соответствовало европейским демократическим стандартам. Государство старается решать эту проблему за счет законов. Так, некоторые зарубежные нормативные акты, могут браться за основу для того, чтобы создать законы в России в надежде на то, что юридический механизм сможет преодолеть правовое равнодушие населения.

Иногда речь идет о бездумном копировании европейских законов на российское законодательство. Все же нужно отметить, что Россия – это страна, которая отвергает все стандартные схемы, в российской практике часто не действуют закономерности, которые используются зарубежными учеными-правоведами. Поэтому категорию «гражданское общество», которая используется за рубежом, нельзя без критики применять по отношению к российскому обществу.


Можно иметь надежду, что в русле политических, социально-экономических реформ будет идти постепенная трансформация самосознания, культуры личности в российском государстве. Но все же нужно всегда помнить, что это не быстрый процесс, в будущем ждет долгий и сложный труд, который требует общих усилий власти и народа.

Таким образом, можно сказать, что необходимы общественные изменения, изменения не только в правовом сознании и культуре, но и в нравственном отношении. Только определенных изменений можно говорить о построении гражданского общества в России.

Заключение

Создание правового государства и значимой роли закона всегда имело большое значение для общества. Все же нормативные модели и правила и степень их практической реализации всегда имели дистанцию.

Отклонения могли то увеличиваться, то уменьшаться, но никогда не исчезали. Большее количество отклонений можно увидеть в коррупции.

По отдельности ни даже само «правовое государство», ни негосударственные организации не смогут воплотить верховенство права, превратить идею «правового государства» в социальную реальность, и конечно трансформировать общество в гражданское общество.

Возможным путем в формировании правового государства является: правовое давление негосударственных общественных организаций на государственные органы, на власть для того, чтобы установить взаимопонимание и партнерские отношения в создании гражданского общества.

Так, до начала ХХI века из участия в создании гражданского общества государство самоустранялось, да и сейчас не ускоряется, хотя и не сторонится. Только при осознании своей ответственности, государство, негосударственные организации и граждане могут построить гражданское общество в правовом государстве.

Необходимо отметить, что правовое государство как правовая форма организации и деятельности публичной политической власти можно назвать институтом гражданского общества.

Для правового государства характерны такие принципы:

- принцип приоритета прав;

- приоритет права;

- принцип правовой защищенности человека и гражданина;

- принцип единства права и закона;

- принцип разделения властей;

- принцип наличия гражданского общества.

На современном этапе, под формированием правового государства понимают взаимодействие правовых отношений между обществом и государством, между государственными структурами власти, должно быть взаимодействие социальной, правовой и политической области. Поэтому для того, чтобы построить и правовое российское государство нужно: повысить правовую культуру граждан; необходимо уметь формировать и поддерживать экономический потенциал, и материально-техническую базу государства с высокоэффективными технологиями, которые могут обеспечить достойный уровень материального благосостояния граждан; необходимо уметь преодолеть возникшие преграды между органами гражданского общества и государственным институтом.