Файл: Понятие и признаки правового государства ( Понятие и основные черты правового государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. В последние годы российское правовое государство и гражданское общество стали переживать быстрое и решительное изменение в политико-правовых и социально-нравственных ценностях. Постепенно меняется социально-правовой менталитета личности, трансформируются социальные устои и переоценка принципов, на которых базируется правовое государство и гражданское общество.

Это связано с возникновением и развитием политического плюрализма в России и совершенствованием законодательной базы, и разработкой новых законов.

Таким образом, возникает новая фаза социально-правовой реальности, при которой необходимо рождение новой личности, новой политико-правовой деятельности гражданских отношений – гражданского общества и правового государства.

Так, в Конституции РФ подчеркивается гуманистическая направленность закона, т.к. права и свободы граждан являются главным смыслом, содержанием в деятельности законодательной и исполнительной власти и т.д.

Все же в последнее время можно наблюдать участившиеся грубые нарушения прав и законных интересов граждан. Идет шатание общественной дисциплины. Предоставление свободы многими гражданами стало восприниматься как вседозволенность, а экономический, политический, духовный кризис привел к пренебрежительному отношению к правовым институтам и нормам права.

Цель работы – охарактеризовать правовое государство и гражданское общество.

Согласно цели были поставлены такие задачи:

- рассмотреть понятие и основные черты правового государства;

- охарактеризовать принципы правового государства;

- провести анализ концепций построения правового государства в дореволюционный и послереволюционный период;

- выявить особенности концепций правового государства в 80-90 х гг. и в современный период;

- рассмотреть специфику построения правового российского государства;

- проанализировать специфику формирования гражданского общества в РФ.

Объект исследования – взаимодействие правового государства и гражданского общества на современном этапе.

Предмет исследования - правовое государство и гражданское общество.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В работе были использованы нормативные документы, а также труды таких авторов как В.С. Афанасьева, В.В. Вышкварцева, Н.А. Духно, С.А. Комарова, Г.А. Прокопович, Н.И. Матузова и др.


Глава 1. Понятие и принципы правового государства

1.1 Понятие и основные черты правового государства

Вопрос о правовом государстве интересовал ученых всегда: и в древнее время, и в средневековье, и в современное время. Некоторые идеи и принципы, которые современные правоведы относят к теме правового государства, можно найти в работах Платона, Аристотеля, Цицерона.

Так, значительный вклад в развитие идей правового государства внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Радищев, А. Герцен. Философские основы правового государства были разработаны И. Кантом. Он выявил две формы правления: республику (по существу демократическое, правовое государство) и деспотию, где не имеется место для самостоятельности гражданских объединений.[1]

По мнению Гегеля, государство – это сфера всеобщих интересов, указывающая на более высокую ступень развития, нежели гражданское общество. Государство, при объединении индивидов, групп, сословий, как бы занимает главенство над обществом, решает его проблемы, занимается примирением противоположных интересов, в то время как гражданское общество – это сфера действия частных интересов.[2]

Также можно рассмотреть различные мнения правоведов современности. Так, С.А. Комаров считает, что «правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности»[3].

В своей работе А.В. Черданцев дает свое определение правовому государству. Он считает, что «правовое государство - это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан»[4].

Также нужно учитывать, что принцип главенства закона прямо и косвенно зависит от принципа верховенства права, и всякая попытка подменить им принцип верховенства права является несостоятельной[5].

По мнению Р.З. Лившица, «правовое государство должно быть связано не с законом, это просто самоограничение, притом недостаточное, а с правом, представлениями общества о справедливости».[6]


Необходимо сказать, что правовое государство как правовая форма организации и деятельности публичной политической власти можно назвать институтом гражданского общества. В таком определении государства предполагается более детальное концептуальное разграничение сфер гражданского общества и государства.

Первая - это область свободы, активности граждан, которые могут выступать как самостоятельный, независимый субъект, который преследует свои частные цели и интересы. Граждане в такой сфере формально имеют равные права, и отношения между ними регулирует гражданское право[7].

Вторая сфера - это сфера публично-властных отношений и структур, в которой государство как аппарат управления действует только в общих интересах. Правовое государство – принцип ограничения власти, по которому государственная власть, управленцы всех уровней, все социальные общности и каждый отдельный индивид уважает право и находится в равном отношении к нему. В правовом государстве предполагается иерархия юрисдикции, т.е. среди правовых актов главное место принадлежит Конституции.[8]

Правовым государством на сегодняшний день можно назвать суверенное государство, в котором сконцентрирована независимость народа, наций и народностей, которые населяют государство. Используя приоритет власти, такое государство должно обеспечивать свободу в общественных отношениях, которые основаны на началах справедливости для всех граждан без исключения.

Принуждение в правовом государстве должно осуществляться согласно праву, оно ограничено правом, и исключается любое нарушение права. При этом государство обладает легитимным правом применять силу, а правовое государство может применять ее только в тех моментах, когда идет угроза его суверенитету, законным интересам его граждан. Государство имеет право на ограничение свободы индивида только в тех моментах, когда его свобода может вступать в противоречие со свободой иного индивида.

1.2 Принципы правового государства

В правовом государстве реализация принципов правовой государственности всегда связана с гарантиями прав и свобод человека и гражданина, и здесь присутствует взаимная ответственность государства и гражданина, высокий авторитет закона.

Так, В.Д. Перевалов выделил совокупные принципы, которые определяют такую модель. В их число входит примат права, правовая защита человека и гражданина, принцип разделения властей. Эти принципы должны выражать разные государственные формы реализации единой воли народа. «Так, для правового государства характерен принцип главенства закона как нормативно-правового акта, конституционно-правовой контроль, политический плюрализм и т.д.» - указывает он.[9]


Как известно, эффективность государства зарубежных стран мира ориентирована на правовой механизм реализации определенных задач и принципов, которые связанны с правовой государственностью, куда входит: разделение властей; конкуренция; равноправие; законность; взаимная ответственность государства и индивида; экономическая свобода; социальная справедливость; «открытость» политической системы и т.д. Все же эти ценности, что связаны с правовым государством, в основном, осуществляются через определенную культуру и ментальность.

Принципами правового государства являются значимые идеи, которые определяют в своей совокупности его идеальную модель. Их формирование зависит от определенных условий, например, от уровня развития науки и культуры, нравственно-духовного потенциала и т.д.

На современном этапе, в общественной и государственной практике выделяют такие принципы правового государства, как:

1. Принцип приоритета права. Приоритет права - это рассмотрение всех проблем общества и государства с позиций права, закона. Здесь соединяются общечеловеческие, нравственно-правовые ценности и формально-регулятивные ценности с организационно-территориальным делением общества и легитимной публично-властной силой. Также данному принципу присуще идеологически-правовое обоснование различных решений государственных и общественных органов и наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур[10].

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сущность такого принципа заключается в том, что все взаимоотношения субъектов с государством необходимо строить только на правовой основе. Если такого нет, то со стороны государства можно увидеть произвол, насилие, игнорируются потребности граждан. Для принципа правовой защищенности характерны определенные правовые признаки: равенство сторон и взаимная ответственность государства и граждан; особый тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий реализации.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве различные нормативно-правовые акты должны не только по форме и названию, но и по содержанию иметь правовой смысл. Это говорит о том, что этот принцип отражает естественно-правовые начала, и должен иметь соответствие с международно-правовыми нормами о правах человека и гражданина и т.д.


4. Принцип разделения властей. Традиционно концепция о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную должна рассматриваться как создание системы сдержек и противовесов, что способствует беспрепятственной реализации всеми ветвями власти своих полномочий.

5. Принцип наличия гражданского общества. В социальной основе правового государства должно присутствовать гражданское общество, свободные граждане, равные перед законом, имеющие широкие социальные права, а также создание в обществе условий, которые нужны для реализации каждым индивидом своих творческих и трудовых способностей. Важным также является обеспечение личных прав и свобод субъекта и их гарантия[11].

Необходимо отметить, что в современной юридической науке гражданское общество определяют по-разному:

- как система негосударственных отношений;

- как система общественных связей, которые складываются вне области политики;

- как совокупность производственных отношений со стороны граждан;

- как устойчивая система горизонтальных социальных связей, общественно-политических ориентаций и норм общественного поведения, которые выходят в основном из отношений собственности, но не сводятся к ним[12];

- как система взаимосвязей между субъектами, с одной стороны, и между ними и обществом – с иной[13].

Как бы ни различались между собой определения, для всех них характерны одни и те же признаки гражданского общества: свобода, открытость, плюрализм, правовой характер, самоуправляемость и саморазвитие.

Необходимо сказать, что при изучении данной темы, нужно иметь представление о соотношении государства и гражданского общества, выяснить, в чем их сходство и различие. Нужно понимать, что государство и гражданское общество всегда находятся во взаимодействии друг с другом, и при этом образуют определенное единство. Рассмотрим определенные организационно-правовые формы взаимодействия гражданского общества и государства[14]:

- государственно-правовая регламентация функционирования индивидов гражданского общества, что ведет к закреплению их конституционно-правового статуса;

- участие индивидов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые входят в политическую систему, в организации и органы государственной власти;

- запрет тотального и скрупулезного вмешательства структур государственной власти и их должностных субъектов законную частную и личную жизнь граждан.