Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Сущность и основные методы проведения стратегического анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной работы определена тем, что рынок и растущая конкуренция заставляют организации вести поиск новых, более эффективных методов разработки стратегии организации, которые должны давать гарантию приемлемого уровня обоснованности принятой стратегии, и для собственников организации и вероятных инвесторов, которые обеспечивают достаточность финансов и материалов, и для руководителей всех звеньев, от которых находится в зависимости эффективность их применения.

Ключевая задача системного анализа, а также оценки конкурентоспособности организации – рассмотрение всех частных и общих факторов, обеспечивающих более высокий уровень исследования конкурентоспособности организации.

Методология системного подхода относительно экономических исследований излагается в работах российских и зарубежных ученых.

Целью написания работы является анализ внешней и внутренней среды ООО «Каравай».

Задачи исследования:

  • определить методы анализа внешней и внутренней среды организации;
  • провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Каравай»;
  • проанализировать эффективность коммерческой деятельности на предприятии ООО «Каравай»
  • на основании проведенного анализа предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности коммерческой деятельности ООО «Каравай».

Объектом изучения служит стратегический анализ рыночных позиций компании ООО «Каравай».

Предмет исследования – внутренняя и внешняя среда деятельности ООО «Каравай».

В работе использованы следующие методы исследования: анализа; синтеза; сравнения; табличный; графический.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

1. Теоретические аспекты проведения анализа внешней и внутренней среды предприятия

1.1 Сущность и основные методы проведения стратегического анализа


В нынешних быстроменяющихся условиях каждое предприятие подвержено воздействию разных внутренних и внешних факторов. От того насколько правильно отобрана стратегия развития организации, зафиксированы рыночные позиции, находится в зависимости успех в ее деятельности. В связи с этим значительная роль отводится систематическому анализу бизнес-среды, определению конкурентных преимуществ, выявлению наиболее действенных мероприятий, дающих возможность привлечения дополнительных покупателей и расширения рынков сбыта.

Совершенно справедливым является утверждение О. Н. Волковой, В. В. Ковалева, что внутренние и внешние факторы, оказывающие воздействие на деятельность организации, создают его бизнес-среду, фактически определяющую положение компании на рынке, а соответственно, и ее финансовое благополучие [6]. В виде схемы бизнес-среда предприятия может быть представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Бизнес-среда организации

Чтобы определить направления анализа бизнес-среды, требуется раскрытие ее основных элементов. Понятия внешней среды в толковании авторов экономических литературных источников представлены в таблице 1.

Таблица 1

Понятия внешней среды в интерпретации авторов экономической литературы

№ п/п

Источник

Определение

1

А. Т. Зуб [5, с. 18]

внешняя среда в наиболее общем понимании — это все те факторы, находящиеся за пределами предприятия и могут на нее оказывать воздействие

2

Учебник «Стратегический менеджмент» под ред. Петрова А.Н [8, с. 51]

внешняя деловая окружающая среда - совокупность социально-эколого-экономических факторов, оказывающих влияние на организацию и эффективность ее функционирования

3

А. Н. Хорин, В. Э. Керимов [9, с. 89]

внешняя среда является совокупностью факторов, оказывающих воздействие на организацию и на эффективность ее функционирования

4

В. В. Ковалев, О. Н. Волкова [6, с. 374]

Во всех случаях есть определенная рыночная среда, где предприятие действует. Такая среда называется внешней, так как формируют ее внешние в отношении предприятия участники экономической деятельности

Нужно подчеркнуть, что внешняя среда является неоднородной по собственному содержанию и структурированной. Так, В. А. Бариновым, В. Л. Харченко внешняя среда разделяется на [1]:


  • экстрасреду;
  • макросреду;
  • микросреду.

При этом, А. Н. Хориным, В. Э. Керимовым [9] внешняя среда делится на микро- и макроокружение. Они считают, что макроокружение формирует общие условия для деятельности предприятия во внешней среде. Макроокружение не обладает специфическим характером, относительно отдельно взятого предприятия, но мера его влияния на различные предприятия находится в зависимости от сферы их деятельности, а также от внутреннего потенциала. Следовательно, анализ микроокружения предприятия нацелен на оценку состояния тех компонентов внешней среды, с которыми предприятие непосредственно взаимодействует.

В число составляющих макроокружения входит законодательство, экономическая и политическая сферы, достижения НТП, социальная сфера, природные факторы, а в микроокружение нужно включить поставщиков, потребителей, потенциальных кредиторов и инвесторов, конкурентов, т.е. окружение, воздействующее на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и также испытывающее на себе ее непосредственное влияние [7].

Осуществлять контроль и влияние на макроокружение довольно сложно. Однако, при жизнедеятельности предприятие требуется регулярный анализ изменений, происходящих в макроокружении, оценка их влияния на работу организации.

Изучение законодательных факторов нацелено на изучение нормативно-законодательной документации, определяющей рамки действий в отношении к иным субъектам права и вероятные методы отстаивания собственных интересов. Политический фактор анализируют для того, чтобы определять прогнозы госорганов в сфере развития общества, разных отраслей экономики и регионов государства. Изучение достижений НТП дает возможность своевременного внедрения в производство инновационных технологий и прогрессивной техники. Анализ социальных факторов нацелен на то, чтобы исследовать предпочтения граждан в потреблении продукции, услуг, работ и т. д. Именно его итоги могут благоприятствовать реализации востребованных услуг и продуктов.

Элементы макроокружения находятся во взаимосвязи, следовательно, изменения в одном из них провоцируют перемены в иных. Поэтому в процессе их анализа требуется учет данных взаимосвязей.

Факторы микроокружения оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия и их анализ требуется для того, чтобы определять рыночные позиции и формировать его поведение. Так итоги анализа покупателей, как фактора микроокружения, дают возможность определения объема продаж, который может быть осуществлен предприятием, выявления возможностей и способов расширения потенциальных потребителей, прогнозирования изменения спроса на предлагаемые услуги либо товары и т. д. Анализ поставщиков благоприятствует определению направлений деятельности субъектов, снабжающих предприятие сырьем, материалом, полуфабрикатами и т. д. Непосредственно от них может находится в зависимости себестоимость и качество производимых товаров или услуг.


Помимо этого, в процессе анализа внешней среды требуется прогнозирование и учет возможных предпринимательских рисков, которые могут оказывать отрицательное влияние не только на результат текущей деятельности, а также и на осуществление стратегических целей.

Конъюнктура является условиями, ситуацией, сложившимися на рынке в определенное время под влиянием объективных и субъективных факторов внешней направленности действия. Знание ее дает хозяйствующим субъектам возможность принятия решения касательно повышения (сокращения) объема производства, расширения (сужения) ассортимента, завоевания (ухода) с рынка, изменения тактики продаж, денежно-кредитной и политики, улучшения материального стимулирования, а также ценовой политики, методов государственного урегулирования экономических процессов.

1.2 Особенности анализа рыночных позиций в российских реалиях

Анализ слабых и сильных сторон организации является очень важным направлением в деятельности организации. SWOT является аббревиатурным обозначением сильных сторон (Strengths), слабых сторон (Weaknesses), факторов угрозы (Threats), благоприятных возможностей (Opportunities). Качественный анализ перспектив организации проводятся для того, чтобы выявлять вышеназванные стороны ее деятельности, открывающихся перед ней возможностей, а также надвигающихся угроз. Слабость и сила организации нужно оценивать в контексте его конкурентоспособности. 

Есть и такие методики анализа внешней среды, за основу которых берется принцип соотнесения факторов внутренней среды организации и окружения (SWOT-анализ, TOWS-анализ Вайхриха Х.). Данные методики основаны на определении факторов, существенно влияющих и изнутри организации, и извне. Далее анализируют соответствие факторов внутренней среды организации требованиям внешней среды, в процессе чего выявляют проблемные зоны в деятельности компании. Невзирая на то, что названные методики довольно просты в использовании, лица, которые проводят анализ, могут столкнуться с определенными сложностями: определение важности каждого фактора, оценка меры влияния данных факторов [16, 304].

Ключевые методы этого анализа - маркетинговые исследования, а также конкурентный анализ по каждому элементу в отдельности (таблица 2).


Таблица 2

Основные методы анализа факторов микросреды компании [1, 110]

Компоненты микросреды

Сущность анализа

Источники данных

Методики анализа

Конкуренты

Выявление профиля конкурентов, их позиции на рынке, число, оценка возможных конкурентов, перспективы конкурентной ситуации

Результат маркетинговых исследований, средства массовой информации, статистические сборники

Конкурентный анализ, методики экспертного прогнозирования

Потребители

Выявление профиля потребителей, а также сегментирование, определение их удовлетворенности, перспективы повышения мотивации

Результат маркетинговых исследований, СМИ, статистические сборники

Анкетирование, опрос, расчет коэффициентов удовлетворенности, маркетинговые исследования

Поставщики

Создание профиля поставщиков, оценка имеющих и потенциальных поставщиков, перспектива работы с поставщиками

Внутренняя отчетность компании, результаты мониторингов

Конкурентный анализ, метод экспертного прогнозирования

Контактные аудитории

Определение всех учреждений, с которыми организация находится во взаимодействии (кроме конкурентов, поставщиков и потребителей), создание их профиля, оценка перспектив последующего сотрудничества

Внутренняя отчетность организации, СМИ, официальные сведений госучреждений

Сравнительный анализа, методика экспертного прогнозирования

Изучение всех факторов микросреды дает возможность оценки степени влияния каждого их них на организацию, перспективы последующего развития данной компании. Результат этого анализа будут применены на последней стадии анализа внешней среды организации [12, 303].

Для каждого отдельного предприятия требуется выделение определенных существенных факторов макросреды, влияющих на него. Для производственной организации экологический фактор станет одним из наиболее важных (соответствие вредного выброса в окружающую среду нормам, минимизация опасных воздействий на среду и т.д.), тогда, как в целях анализа торгового предприятия данный фактор не будет обладать значительной ролью. В том и состоит важный нюанс осуществления анализа макроокружения. Другой существенный аспект данного анализа в том, что требуется выделение не только настоящих факторов (т.е. те, которые есть тут и сейчас), но и перспективных, которые могут возникнуть в тех или иных условиях внешней среды [10, 163].