Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретико-методологические подходы к организации как открытой системе: внутренняя и внешняя среда организации)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Газпромнефть-Северо-Запад» осуществляет поставки топлива с нефтеперерабатывающих активов ОАО «Газпром нефть», преимущественно, с Ярославского и Московского НПЗ.

Строгий контроль качества топлива от завода до реализации – неотъемлемый атрибут бренда «Газпромнефть». Компания гарантирует качество топлива в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

На всех АЗС «Газпромнефть» установлено технологическое оборудование, отвечающее необходимым требованиям и стандартам экологической и промышленной безопасности. Анализ оценки деятельности ЗАО «Газпромнефть СЗ» начинаем с общего анализа объемов и динамики производства продукции и ее реализации. Для выполнения аналитического исследования будем использовать стастическую отчетность (ф. 1-п), а также плановые материалы соответствующего отдела и бухгалтерские данные о выпуске, отгрузке и реализации продукции, оперативные данные отчетности деятельности предприятия. 

В табл. 2. 1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности анализируемой организации.

Таблица 2.1

 Основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Газпромнефть СЗ»

Показатель

2014 год

2015 год

Отклонения

  1. Объем реализованной продукции, млн. руб.

683278,1

1081839,8

+398 561,7

2. Себестоимость реализованной продукции, (млн. руб.)

537251,7

900638,4

+363 386,7

3. Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

146026,3

181201,4

+35 175,1

4. Прибыль от операционной деятельности, млн. грн.

70203,5

47264,8

-22 938,7

5. Прибыль от обычной деятельности, млн. руб.

51470,9

100473,0

+49 00,1

6. Среднесписочная численность, чел.

3903

4119

+216

7. Среднесписочная численность штатных работников основной деятельности, млн.

3640

3633

-7

8. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб.

413486,1

446710,0

+33 223,9

9. Среднегодовые остатки оборотных средств, млн. руб.

624977,4

640870,6

+15 893,2

10. Собственный капитал, млн. руб.

1393983,7

1336488,7

-57 495

11. Размер кредиторской задолженности, млн. грн.

280727

295590

+14 863

12. Размер дебиторской задолженности, млн. руб.

440573

484674

+44 101


Анализируя данные табл. 2.1 можно сделать вывод, что объем реализованной продукции, ее себестоимость значительно увеличились. Мы наблюдаем практически двукратный рост. Это объясняется не вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей, в нашем случае новых АСЗ, так как стоимость основных фондов в 2015 году по сравнению с предыдущим 2014 годом возросла крайне незначительно (446 710 млн. руб. против 413 486,1 млн. руб.), а тем, что ЗАО «Газпромнефть СЗ» изменило 2015 года ценовую политику - снизило цены по сравнению с основными конкурентами, и положительный результат не заставил себя ждать. Прибыль от обычной деятельности нашего предприятия выросла в два раза, при незначительном росте численности работающих. Численность персонала выросла за счет того, что из-за внедрения эффективной маркетинговой политики, на нескольких АЗС открыли магазины, что требовало привлечения новых сотрудников.

Рост прибыли от обычной деятельности предполагает прибыль от деятельности, ради которой предприятие создавалось. В нашем случае это эффективное функционирование сети фирменных заправок. 

Рассмотрим динамику операционной прибыли ЗАО «Газпромнефть СЗ». Она в 2015 году по сравнению с предыдущим годом значительно снизилась - на 22 938,7 млн. руб. (47 264,8 - 70 203,5). Поскольку под операционной деятельностью нашего предприятия понимаются доходы, не связанные с основной деятельностью, в нашем случае, продажа основных средств, иного имущества, которая не является типичной деятельностью организации, то тенденция к ее резкому снижению, не может настораживать.

Собственный капитал ЗАО «Газпромнефть СЗ» в 2015 году по сравнению с предыдущим годом практически не изменился.

Как и размер кредиторской задолженности, которая выросла на 5,3%, основная часть кредиторской задолженности состоит из долга перед нефтеперерабатывающими предприятиями, которые поставляют топливо.

Одной из важнейших задач управления экономикой является измерение количества труда, содержащегося в продуктах. Эта задача стала особенно актуальной в связи с проблемой обеспечения производства трудовыми ресурсами. Прежде всего, оно необходимо для распределения фонда рабочего времени, которым располагает общество, или, иными словами, трудовых ресурсов.

Содержащийся в продаваемом ЗАО «Газпромнефть СЗ» продукции и услугах труд, в конечном счете, является основой и для их оценки, и как следствие определения сбалансированных цен и оплаты труда.

В табл. 2.2 представлен расчет показателя эффективности использованных ресурсов.


Таблица 2.2

Расчет показателя эффективности использованных ресурсов

Показатель

2014 г.

2015 г.

Отклонения

Объем товарной продукции

917 965

1 164 600

-246 635

Материальные затраты 

564 251,7

865 230

-297 978,3

Амортизационные отчисления

35 919

28 735,8

7 183,2

Чистая продукция

314 794,3

270 634,2

44 160,1

Численность работающих

3 903

4 119

-216

Среднегодовой объем основных фондов

413 486,1

446 710,4

-33 224,3

Стоимость оборотных фондов

624 977,4

640 870,6

-15 893,2

Коэффициент полных затрат труда

0,16

0,18

Эффективность примененных ресурсов

1,8511

2,3540

0,4971

К использованным ресурсам относится рабочая сила, основные и оборотные фонды. При расчете будем использовать средние величины этих показателей за период. В табл. 2.3 представлен анализ прибыли от реализации продукции.

Таблица 2.3

Анализ прибыли от реализации продукции, млн. руб.

Показатель

2014 год

2014 г. на реализованную продукцию  2015 г.

2015 год

Выручка от реализации 

1081839,8

732000,1

683278,1

Себестоимость реализованной продукции 

900638,4

512401,2

537251,7

Прибыль от реализации продукции

181201,4

219600,35

146026,4

Для того, чтобы анализ основных показателей эффективности деятельности ЗАО «Газпромнефть СЗ» был максимально точным в табл. 2.3 мы привели эти показатели - прибыль от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции и выручку от реализации в сопоставимый вид.

Табл. 2.4 содержит анализ рентабельности продукции.

Таблица 2.4

Анализ рентабельности продукции

Показатель

2015

2014

Отклонения

1. Валовая прибыль от реализации, млн руб. 

146 026,30

181201,40

-35175,10

2. Реализация продукции (без НДС)

683278,1

1081839,8

-398561,70

3. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн руб.

413486,1

446710

-33223,90

4. Среднегодовые остатки материальных оборотных средств, млн. руб.

624977,4

640870,6

-15893,20

5. Среднегодовая стоимость производственных фондов (ряд.3+ ряд.4), млн. руб.

1038464

1087580,6

-49117,10

6. Коэффициент фондоемкости продукции (ряд. 3 / ряд. 2), коп.

60,515

41,292

19,22

7. Коэффициент закрепления оборотных средств (ряд.4/ряд. 2)

91,468

59,239

32,23

8. Прибыль на 1 руб. Реализованной продукции (ряд. 1 / ряд. 2), коп.

21,371

16,749

4,62


Таким образом, изменение показателя чистой рентабельности продаж, ресурсоотдачи и коэффициента финансовой зависимости привели к уменьшению коэффициента рентабельности собственного капитала. В проведенных нами расчетах подтвердилась известная взаимосвязь между коэффициентом финансовой зависимости и изменением рентабельности собственного капитала: уменьшение степени финансовой зависимости предприятия от внешних источников финансирования приводит к снижению рентабельности собственного капитала.

Рассчитаем основные коэффициенты рентабельности продаж. 

Валовая рентабельность реализованной продукции (RGPM) (формула 2.1) показывает эффективность производственной деятельности предприятия, а также эффективность политики ценообразования.

RGPM = Валовая прибыль / Выручка от реализации, (2.1)

RGPM(2014 год)=146026,30/683278,10х100%=21,37%.

В 2014 году RGPM=16,75%.

Операционная рентабельность реализованной продукции показывает рентабельность предприятия после вычета затрат на производство и сбыт продукции и услуг (формула 2.2).

ROIM = Операционная прибыль / Выручка от реализации, (2.2)

RОІM(2014 год)= 70203,50/683278,10х100%=10,27%.

В 2011 году RGPM=4,37%.

Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности и показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной эффективности.

Рентабельность акционерного капитала (Рак) свидетельствует о верхнюю пределе дивидендов на акции и исчисляется по формуле 2.3: 

(2.3)

Рак = Пч / Кст х100,

где Кст – уставной фонд.

В 2015 году Рак =36029 / 740638,2х100=4,86. Для сравнения в 2014 году этот показатель равнялся 70331 / 740638,2 х 100 = 9,5. То есть произошло его уменьшение в два раза, что означает значительную потерю инвестиционной привлекательности и указывает на потенциальные потери, которые могут понести акционеры.

Однако, в результате проведенных расчетов нами была выявлена на фоне общего роста прибыли и доходов предприятия настораживающая динамика рентабельности акционерных дивидендных выплат. В 2015 году Рак ==4,86. Для равнения в 2014 году этот показатель равнялся 70331 / 740638,2 х 100 = 9,5. То есть произошло его уменьшение в два раза, что означает значительную потерю инвестиционной привлекательности и указывает на потенциальные потери, которые могут понести акционеры.

Для розничных клиентов автозаправочных станций «Газпромнефть» действует программа лояльности «Нам по пути». В отличие от других программ на рынке топливной розницы, применяющих скидки, каждый владелец бонусной карты «Нам по пути», совершая покупки на АЗС «Газпромнефть», получает на свою карту бонусы, которые можно накапливать и тратить на любые товары и услуги, предоставляемые на автозаправочных станциях компании.


2.2. SWOT-анализ ЗАО «Газпромнефть СЗ»

Аббревиатура SWOT образована от четырех заглавными букв английских слов: сила - strength, слабость - weakness, возможности - opportunity и угрозы – threat. И сам SWOT-анализ базируется на этих понятиях. Метод SWOT-анализа представляет собой разновидность анализа сильных и слабых сторон организации, рассматриваются ее возможности и потенциальные угрозы, которые будут стимулировать стратегическое развитие компании. Использование в анализе метода SWOT заключается в проведении анализа как внутрифирменного состояния, так и рыночной конъюнктуры и специфики внешних факторов.

Таблица 2.5

Анализ сильных и слабых сторон ЗАО «Газпромнефть СЗ»

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Мероприятия по укреплению слабых сторон

1. Маркетинг

- топливо высокого качества

- большинство АЗС располагаются на федеральных трассах

- политика ценообразования компании предполагает конкурентоспособные цены

- для государственных организаций предусмотрена система отсроченных платежей по топливным картам

- собственные склады ГСМ

- недостаточная известность компании

- слабо разработанная, неконкурентоспособная система скидок

- удаленность от главных транспортных потоков населенных пунктов

- замена вывесок на АЗС на более яркие и привлекающие внимание

- разработка гибкой системы скидок для стратегических клиентов

- введение должности менеджера-аналитика внешней среды

2. Финансы

- простота получения капитала

- доступность ведения бухгалтерского учёта

- неустойчивое финансовое положение

- невысокая рентабельность

- ограниченный удельный вес собственного капитала

- условная финансовая независимость, полное распоряжение финансами со стороны учредителей

- не получены налоговые льготы

- сложности в получении займов на развитие

- финансовая неустойчивость в условиях падающего кризисного рынка

- увеличение прибыли за счет роста объемов продаж

- снижение размера постоянных расходов

- мониторинг внутренней и внешней среды с целью защиты от непредвиденных расходов

- снижение себестоимость оказываемых услуг

3. Реализация

- реализация топлива с сертификатами качества

- большая часть заправок нуждается в обновлении оборудования

- недостаточное применение современных технологий

- свободные мощности отсутствуют

- сопротивление руководства внедрению инноваций

- развитие сети заправок в географической плане и расширение ассортимента продаваемого топлива и предоставляемых услуг

- постепенно обновить оборудование на современные образцы

4.Организация

- высокий уровень сплочённости коллектива

- руководства зачастую упорствует в заблуждениях

- высокое значение коэффициента текучести кадров

- низкая скорость реагирования на изменение рыночной среды

- корректировка организационной структуры компании

- обновление персонала управленческого аппарата

- внедрение прогрессивной системы набора кадров

- внедрение повремённо-премиальной системы оплаты труда