Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретико-методологические подходы к организации как открытой системе: внутренняя и внешняя среда организации)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и генезис понятия «организация» с точки зрения ее устойчивости влиянию внешней среды
1.2 Внутренние и внешние факторы функционирования
Глава 2. Комплексный анализ деятельности ЗАО «Газпромнефть- Северо-Запад» и рыночной среды
2.1. Краткая характеристика организации
«Газпромнефть-Северо-Запад» осуществляет поставки топлива с нефтеперерабатывающих активов ОАО «Газпром нефть», преимущественно, с Ярославского и Московского НПЗ.
Строгий контроль качества топлива от завода до реализации – неотъемлемый атрибут бренда «Газпромнефть». Компания гарантирует качество топлива в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
На всех АЗС «Газпромнефть» установлено технологическое оборудование, отвечающее необходимым требованиям и стандартам экологической и промышленной безопасности. Анализ оценки деятельности ЗАО «Газпромнефть СЗ» начинаем с общего анализа объемов и динамики производства продукции и ее реализации. Для выполнения аналитического исследования будем использовать стастическую отчетность (ф. 1-п), а также плановые материалы соответствующего отдела и бухгалтерские данные о выпуске, отгрузке и реализации продукции, оперативные данные отчетности деятельности предприятия.
В табл. 2. 1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности анализируемой организации.
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Газпромнефть СЗ»
Показатель |
2014 год |
2015 год |
Отклонения |
|
683278,1 |
1081839,8 |
+398 561,7 |
2. Себестоимость реализованной продукции, (млн. руб.) |
537251,7 |
900638,4 |
+363 386,7 |
3. Прибыль от реализации продукции, млн. руб. |
146026,3 |
181201,4 |
+35 175,1 |
4. Прибыль от операционной деятельности, млн. грн. |
70203,5 |
47264,8 |
-22 938,7 |
5. Прибыль от обычной деятельности, млн. руб. |
51470,9 |
100473,0 |
+49 00,1 |
6. Среднесписочная численность, чел. |
3903 |
4119 |
+216 |
7. Среднесписочная численность штатных работников основной деятельности, млн. |
3640 |
3633 |
-7 |
8. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб. |
413486,1 |
446710,0 |
+33 223,9 |
9. Среднегодовые остатки оборотных средств, млн. руб. |
624977,4 |
640870,6 |
+15 893,2 |
10. Собственный капитал, млн. руб. |
1393983,7 |
1336488,7 |
-57 495 |
11. Размер кредиторской задолженности, млн. грн. |
280727 |
295590 |
+14 863 |
12. Размер дебиторской задолженности, млн. руб. |
440573 |
484674 |
+44 101 |
Анализируя данные табл. 2.1 можно сделать вывод, что объем реализованной продукции, ее себестоимость значительно увеличились. Мы наблюдаем практически двукратный рост. Это объясняется не вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей, в нашем случае новых АСЗ, так как стоимость основных фондов в 2015 году по сравнению с предыдущим 2014 годом возросла крайне незначительно (446 710 млн. руб. против 413 486,1 млн. руб.), а тем, что ЗАО «Газпромнефть СЗ» изменило 2015 года ценовую политику - снизило цены по сравнению с основными конкурентами, и положительный результат не заставил себя ждать. Прибыль от обычной деятельности нашего предприятия выросла в два раза, при незначительном росте численности работающих. Численность персонала выросла за счет того, что из-за внедрения эффективной маркетинговой политики, на нескольких АЗС открыли магазины, что требовало привлечения новых сотрудников.
Рост прибыли от обычной деятельности предполагает прибыль от деятельности, ради которой предприятие создавалось. В нашем случае это эффективное функционирование сети фирменных заправок.
Рассмотрим динамику операционной прибыли ЗАО «Газпромнефть СЗ». Она в 2015 году по сравнению с предыдущим годом значительно снизилась - на 22 938,7 млн. руб. (47 264,8 - 70 203,5). Поскольку под операционной деятельностью нашего предприятия понимаются доходы, не связанные с основной деятельностью, в нашем случае, продажа основных средств, иного имущества, которая не является типичной деятельностью организации, то тенденция к ее резкому снижению, не может настораживать.
Собственный капитал ЗАО «Газпромнефть СЗ» в 2015 году по сравнению с предыдущим годом практически не изменился.
Как и размер кредиторской задолженности, которая выросла на 5,3%, основная часть кредиторской задолженности состоит из долга перед нефтеперерабатывающими предприятиями, которые поставляют топливо.
Одной из важнейших задач управления экономикой является измерение количества труда, содержащегося в продуктах. Эта задача стала особенно актуальной в связи с проблемой обеспечения производства трудовыми ресурсами. Прежде всего, оно необходимо для распределения фонда рабочего времени, которым располагает общество, или, иными словами, трудовых ресурсов.
Содержащийся в продаваемом ЗАО «Газпромнефть СЗ» продукции и услугах труд, в конечном счете, является основой и для их оценки, и как следствие определения сбалансированных цен и оплаты труда.
В табл. 2.2 представлен расчет показателя эффективности использованных ресурсов.
Таблица 2.2
Расчет показателя эффективности использованных ресурсов
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонения |
Объем товарной продукции |
917 965 |
1 164 600 |
-246 635 |
Материальные затраты |
564 251,7 |
865 230 |
-297 978,3 |
Амортизационные отчисления |
35 919 |
28 735,8 |
7 183,2 |
Чистая продукция |
314 794,3 |
270 634,2 |
44 160,1 |
Численность работающих |
3 903 |
4 119 |
-216 |
Среднегодовой объем основных фондов |
413 486,1 |
446 710,4 |
-33 224,3 |
Стоимость оборотных фондов |
624 977,4 |
640 870,6 |
-15 893,2 |
Коэффициент полных затрат труда |
0,16 |
0,18 |
|
Эффективность примененных ресурсов |
1,8511 |
2,3540 |
0,4971 |
К использованным ресурсам относится рабочая сила, основные и оборотные фонды. При расчете будем использовать средние величины этих показателей за период. В табл. 2.3 представлен анализ прибыли от реализации продукции.
Таблица 2.3
Анализ прибыли от реализации продукции, млн. руб.
Показатель |
2014 год |
2014 г. на реализованную продукцию 2015 г. |
2015 год |
Выручка от реализации |
1081839,8 |
732000,1 |
683278,1 |
Себестоимость реализованной продукции |
900638,4 |
512401,2 |
537251,7 |
Прибыль от реализации продукции |
181201,4 |
219600,35 |
146026,4 |
Для того, чтобы анализ основных показателей эффективности деятельности ЗАО «Газпромнефть СЗ» был максимально точным в табл. 2.3 мы привели эти показатели - прибыль от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции и выручку от реализации в сопоставимый вид.
Табл. 2.4 содержит анализ рентабельности продукции.
Таблица 2.4
Анализ рентабельности продукции
Показатель |
2015 |
2014 |
Отклонения |
1. Валовая прибыль от реализации, млн руб. |
146 026,30 |
181201,40 |
-35175,10 |
2. Реализация продукции (без НДС) |
683278,1 |
1081839,8 |
-398561,70 |
3. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн руб. |
413486,1 |
446710 |
-33223,90 |
4. Среднегодовые остатки материальных оборотных средств, млн. руб. |
624977,4 |
640870,6 |
-15893,20 |
5. Среднегодовая стоимость производственных фондов (ряд.3+ ряд.4), млн. руб. |
1038464 |
1087580,6 |
-49117,10 |
6. Коэффициент фондоемкости продукции (ряд. 3 / ряд. 2), коп. |
60,515 |
41,292 |
19,22 |
7. Коэффициент закрепления оборотных средств (ряд.4/ряд. 2) |
91,468 |
59,239 |
32,23 |
8. Прибыль на 1 руб. Реализованной продукции (ряд. 1 / ряд. 2), коп. |
21,371 |
16,749 |
4,62 |
Таким образом, изменение показателя чистой рентабельности продаж, ресурсоотдачи и коэффициента финансовой зависимости привели к уменьшению коэффициента рентабельности собственного капитала. В проведенных нами расчетах подтвердилась известная взаимосвязь между коэффициентом финансовой зависимости и изменением рентабельности собственного капитала: уменьшение степени финансовой зависимости предприятия от внешних источников финансирования приводит к снижению рентабельности собственного капитала.
Рассчитаем основные коэффициенты рентабельности продаж.
Валовая рентабельность реализованной продукции (RGPM) (формула 2.1) показывает эффективность производственной деятельности предприятия, а также эффективность политики ценообразования.
RGPM = Валовая прибыль / Выручка от реализации, (2.1)
RGPM(2014 год)=146026,30/683278,10х100%=21,37%.
В 2014 году RGPM=16,75%.
Операционная рентабельность реализованной продукции показывает рентабельность предприятия после вычета затрат на производство и сбыт продукции и услуг (формула 2.2).
ROIM = Операционная прибыль / Выручка от реализации, (2.2)
RОІM(2014 год)= 70203,50/683278,10х100%=10,27%.
В 2011 году RGPM=4,37%.
Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности и показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной эффективности.
Рентабельность акционерного капитала (Рак) свидетельствует о верхнюю пределе дивидендов на акции и исчисляется по формуле 2.3:
(2.3)
Рак = Пч / Кст х100,
где Кст – уставной фонд.
В 2015 году Рак =36029 / 740638,2х100=4,86. Для сравнения в 2014 году этот показатель равнялся 70331 / 740638,2 х 100 = 9,5. То есть произошло его уменьшение в два раза, что означает значительную потерю инвестиционной привлекательности и указывает на потенциальные потери, которые могут понести акционеры.
Однако, в результате проведенных расчетов нами была выявлена на фоне общего роста прибыли и доходов предприятия настораживающая динамика рентабельности акционерных дивидендных выплат. В 2015 году Рак ==4,86. Для равнения в 2014 году этот показатель равнялся 70331 / 740638,2 х 100 = 9,5. То есть произошло его уменьшение в два раза, что означает значительную потерю инвестиционной привлекательности и указывает на потенциальные потери, которые могут понести акционеры.
Для розничных клиентов автозаправочных станций «Газпромнефть» действует программа лояльности «Нам по пути». В отличие от других программ на рынке топливной розницы, применяющих скидки, каждый владелец бонусной карты «Нам по пути», совершая покупки на АЗС «Газпромнефть», получает на свою карту бонусы, которые можно накапливать и тратить на любые товары и услуги, предоставляемые на автозаправочных станциях компании.
2.2. SWOT-анализ ЗАО «Газпромнефть СЗ»
Аббревиатура SWOT образована от четырех заглавными букв английских слов: сила - strength, слабость - weakness, возможности - opportunity и угрозы – threat. И сам SWOT-анализ базируется на этих понятиях. Метод SWOT-анализа представляет собой разновидность анализа сильных и слабых сторон организации, рассматриваются ее возможности и потенциальные угрозы, которые будут стимулировать стратегическое развитие компании. Использование в анализе метода SWOT заключается в проведении анализа как внутрифирменного состояния, так и рыночной конъюнктуры и специфики внешних факторов.
Таблица 2.5
Анализ сильных и слабых сторон ЗАО «Газпромнефть СЗ»
Факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Мероприятия по укреплению слабых сторон |
1. Маркетинг |
- топливо высокого качества - большинство АЗС располагаются на федеральных трассах - политика ценообразования компании предполагает конкурентоспособные цены - для государственных организаций предусмотрена система отсроченных платежей по топливным картам - собственные склады ГСМ |
- недостаточная известность компании - слабо разработанная, неконкурентоспособная система скидок - удаленность от главных транспортных потоков населенных пунктов |
- замена вывесок на АЗС на более яркие и привлекающие внимание - разработка гибкой системы скидок для стратегических клиентов - введение должности менеджера-аналитика внешней среды |
2. Финансы |
- простота получения капитала - доступность ведения бухгалтерского учёта |
- неустойчивое финансовое положение - невысокая рентабельность - ограниченный удельный вес собственного капитала - условная финансовая независимость, полное распоряжение финансами со стороны учредителей - не получены налоговые льготы - сложности в получении займов на развитие - финансовая неустойчивость в условиях падающего кризисного рынка |
- увеличение прибыли за счет роста объемов продаж - снижение размера постоянных расходов - мониторинг внутренней и внешней среды с целью защиты от непредвиденных расходов - снижение себестоимость оказываемых услуг |
3. Реализация |
- реализация топлива с сертификатами качества |
- большая часть заправок нуждается в обновлении оборудования - недостаточное применение современных технологий - свободные мощности отсутствуют - сопротивление руководства внедрению инноваций |
- развитие сети заправок в географической плане и расширение ассортимента продаваемого топлива и предоставляемых услуг - постепенно обновить оборудование на современные образцы |
4.Организация |
- высокий уровень сплочённости коллектива |
- руководства зачастую упорствует в заблуждениях - высокое значение коэффициента текучести кадров - низкая скорость реагирования на изменение рыночной среды |
- корректировка организационной структуры компании - обновление персонала управленческого аппарата - внедрение прогрессивной системы набора кадров - внедрение повремённо-премиальной системы оплаты труда |