Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития ( Основы местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы местного самоуправления
1.1 Понятие и система местного самоуправления в России.
1.2 Принципы местного самоуправления
1.3 Функции местного самоуправления
Глава 2. Развитие местного самоуправления в России
2.1 История развития местного самоуправления в Российской Федерации
2.2 Тенденции и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации
Очевидно, что до тех пор, пока в стране отсутствует прочная материально-финансовая база развития местного самоуправления и сохраняется экономическая зависимость органов местного самоуправления от федеральных и региональных органов государственной власти, процесс ее перехода к автономной модели местного самоуправления нельзя считать завершенным, власть должна быть обеспечена экономически. А это означает, что судьба всех проводимых муниципальных реформ находится сегодня в прямой зависимости от результатов поиска эффективных методов и механизмов укрепления экономической базы местного самоуправления. Вопрос по границам и статусу муниципальных образований, структурам органов муниципального управления завершен. Чтобы окончательно урегулировать остающиеся противоречия в развитии местного самоуправления, потребуется еще немало усилий, несмотря на уже имеющиеся позитивные сдвиги и тенденции в этом направлении.
24
.
Реализация законов в жизни и на практике задача более сложная, чем их подготовка и принятие. В этой связи ученные выделяют ряд очевидных приоритетов.
Первое. Чтобы закон эффективно заработал, необходимо в кратчайшие сроки и в полном объеме привести в соответствие с ним федеральное и региональное законодательств, нормативные акты муниципальных образований, немало сделать по информационной и экспертной поддержке этой сложной, многогранной и очень объемной работы.
Второе. Следующий важный этап, который происходит до сих пор в некоторых муниципалитетах, это формирование эффективной структуры муниципальных органов, раработка полномочий, возлагаемых на каждый уровень местного самоуправления.
Третье. Самый сложный и самый болезненный вопрос это вопрос о ресурсах пополнения местных бюджетов. Слишком долго длилось время так называемых повышенных обязательств при практически пустом кармане муниципальных образований, а главное - при невозможности наполнить этот карман самостоятельно. Так, например, в нашем муниципалитете в настоящее время прорабатываются вопросы и возможности взаимодействия с частным бизнесом, например, инвестиционные вложения средств частного бизнеса в мероприятия по благоустройству муниципального образования.
Принятые шаги по внесению поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы, стимулируют муниципалитеты расширять собственную налоговую базу. К потенциальным возможностям для развития собственной базы на местах можно отнести взаимодействие с малым и средним бизнесом, сферу инноваций и услуг, которые могут стать решающими для развития внутреннего рынка и экономического роста в целом.
Как говорил Президент РФ В.В. Путин, выступая с приветственным словом на конгрессе муниципальных образований России, «…финансовая
25
устойчивость и эффективность работы муниципалитетов прямо связаны с активизацией хозяйственной жизни на местах. И здесь многое зависит от умения местных руководителей грамотно и рачительно хозяйствовать, от готовности снимать административные барьеры, открывать рынок не только для представителей своего региона, но и для всех, кто хочет реализовать свою деловую инициативу.
И, наконец, важно повысить роль и значение представительных органов, развивать принципы коллегиальности и контрольные механизмы с участием граждан. Без такой обратной связи с избирателями по-настоящему сильное, независимое и эффективное местное самоуправление, конечно, не состоится» Российская муниципальная практика. 2007. № 1..
Следует также отметить масштаб стоящих перед местным самоуправлением задач требующих кардинального повышения квалификации муниципальных служащих. планирование кадров, отбор и подбор муниципальных служащих, разработка методологии оценки результатов труда, мотивация и контроль, развитие персонала, планирование карьерного роста, а также технология кадрового учета. В настоящее время необходимость создания адекватной потребностям дня системы подготовки и переподготовки кадров решается в положительном русле. Только квалифицированная и ответственная, обеспеченная ресурсами и прозрачная местная власть сможет достойно решать проблемы граждан. Эта власть существует за счет налогоплательщиков, и она должна быть подконтрольна гражданам
Так же, весьма актуальной задачей является повышение политической культуры и гражданской ответственности населения муниципальных образований, приобщение людей к процессу управления местными делами.
Открытым до сих пор остается вопрос об укреплении экономических основ местного самоуправления. Несмотря на законодательно продекларированную самостоятельность органов местного самоуправления в решении внутренних
26
проблем подведомственных им территорий, в стране продолжает сохраняться финансово-экономическая зависимость муниципальных органов от государства. Зародившаяся в недрах экономических противоречий переходного периода, она развилась на почве ущемления интересов муниципальных структур в процессе распределения полномочий, собственности и финансовых ресурсов между различными субъектами экономических отношений.
Меры принятые ранее, это поправки, внесенные в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, новая редакция Федерального закона о местном самоуправлении были призваны увеличить объемы собственных доходов муниципальных образований за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и не смогли обеспечить местному самоуправлению надлежащий уровень экономической самостоятельности. Муниципалитеты должны научиться основам современного менеджмента и азам рыночного поведения, научиться собственными силами зарабатывать недостающие им средства. Создание муниципальных предприятий в прибыльных отраслях муниципальной экономики, участие в создании предприятий с долевой собственностью, сдача в аренду муниципального имущества, приватизация, размещение муниципальных заказов, продажа убыточных объектов муниципальной собственности, стимулирование малого бизнеса и инвестиционная деятельность органов местного самоуправления являются наиболее перспективными с точки зрения повышения уровня экономической самостоятельности муниципальных образований.
Наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и населения может привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского общества и российского государства.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процветание любого государства зависит в первую очередь от того, насколько эффективно осуществляется управление им. Российская государственность в настоящее время вступила в ту стадию своего развития, уже обозначились проблемы и определились характерные для нее тенденции, которые стали предметом пристального исследовательского интереса. Особенностью сложившейся в России на данный момент системы муниципального управления является несбалансированность во взаимоотношениях между уровнями власти, выраженная в наличии явных противоречий в интересах ее носителей, размерах переданных им властных полномочий и ресурсной обеспеченности. Институты гражданского общества продолжают оставаться слабыми. Такой институт должен обладать специальными признаками, вменяющими ему право решения общественных проблем, соответствовать требованиям, представляемым обществом к защите гражданских свобод его членов.
Децентрализация государственного управления осуществляется с помощью местного самоуправления, которое обеспечивает более эффективное местное управление на демократических началах. Таким образом, нужно ясно осознавать важную роль развития и повышения эффективности местного самоуправления в осуществлении публичной власти. Становление и развитие местного самоуправления является стратегически важным для нашей страны. Оно содействует формированию в России конституционно закрепленной демократической, децентрализованной системы управления делами общества и государства, а также признается мировым сообществом как наиболее оптимальная форма управления большими территориями со значительным количеством населения.
Местное самоуправление отличается значительным своеобразием и в настоящее время накапливает положительный опыт функционирования в
28
качестве полноправного института и требует дальнейшего развития и совершенствования. За годы функционирования местного самоуправления в нашей стране «в российских регионах были выстроены схемы территориальной организации местного самоуправления, соответствующие специфике этих регионов и позволяющие оптимально решать социально-экономические задачи, соответствующие компетенции муниципальной власти».1 Несмотря на значительные позитивные изменения, хочу согласиться с мнением Е.М. Ковешникова, что становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного переходного периода состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве.[2]
Процесс формирования местного самоуправления требует системного подхода к решению проблем, которые связаны с порядком формирования и организации деятельности, определения объема полномочий его структур, а также вопросов регулировании взаимоотношений с центральными государственными органами, органами субъектов Федерации, правоохранительными органами. Путь становления местного самоуправления в Российской Федерации во многом основан на зарубежном опыте и практика показала, что многочисленные заимствования правовых норм из законодательства зарубежных государств без корректировки на
29
условия российской действительности показали свою несостоятельность. В правовой и политологической литературе в настоящее время обсуждаются вопросы неэффективности «демократического транзита» зарубежных правовых норм и институтов. Осознание отличий и своеобразия России от всего западного мира, но в то же время открытость к позитивным изменениям под воздействием зарубежного опыта – в этом представляется автору концептуальная основа дальнейшего развития местного самоуправления в России.
Однозначного ответа о модели местного самоуправления в России в литературе нет. Такая ситуация объясняется на наш взгляд, тем, что в нашей стране сложились различные схемы местного самоуправления поскольку очень разные географические, климатические, демографические, экономические и иные условия в различных регионах нашей страны.
30
Список литературы
- Авакьян С.А. «Состояние проблемы и перспективы местного самоуправления». М., 2004.
- А.Н. Маркова, Ю.К. Федулов «История государственного управления в России» М., Юнити-Дана, 2012 г.
- Александров А.О., Илькина Н.А. Местное самоуправление в российских регионах в свете нового федерального законодательства // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Иванченко. – М., 2006. – С.224-225.
- Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: Изд-во «НОРМА», 2007. – С.1.
- О.М. Рой. Основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие, Москва, Санкт-Питербург, 2013 г.
- Фомина В.П., Алексеева С.Г. «Система государственного и муниципального управления. Система муниципального управления» Издательство Московского государственного открытого университета, 2011 г.
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003.
31
-
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – N40. – Ст.3822. ↑
-
- Александров А.О., Илькина Н.А. Местное самоуправление в российских регионах в свете нового федерального законодательства // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Иванченко. – М., 2006. – С.224-225.
? Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: Изд-во «НОРМА», 2007. – С.1. ↑